Глобальная экономика: в ожидании прорыва

Публікації

В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.

В январе в Давосе (Швейцария) прошел ежегодный Всемирный экономический форум (ВЭФ), участие в котором приняли около 2500 бизнесменов из 140 стран и около 50 глав государств, включая президента Петра Порошенко. На этот раз встреча проходила под лозунгом "Чуткое и ответственное лидерство", с его помощью ВЭФ "требует признать, что в тех сегментах мирового сообщества, где отсутствуют экономическое развитие и социальный прогресс, нарастают разочарование и недовольство". Речь об общей картине настроений, которые сопровождаются дальнейшей неуверенностью в международной экономике. Особый акцент был сделан на проблематике глобального потепления, которое все больше угрожает мировому хозяйству и против которого направлено новое климатическое Парижское соглашение. Борьба с потеплением имеет четкое денежное выражение: до 2030 года на нее нужно потратить 13,5 трлн долл.

Как сказал МинПрому европейский экономист Сони Капур, в любом случае для полноценного преодоления последствий кризиса-2008 нужна серьезная реформа мировой системы "рыночного капитализма" с растущим разрывом в уровне развития между бедными и богатыми странами, а также между различными социальными слоями внутри отдельных государств. По его словам, одна из проблем – в том, что развитый Запад (США, Евросоюз, Япония) замкнут на своих меркантильных интересах и не уделяет должного внимания трудностям остального мира, которые, усиливаясь, влияют и на сам Запад, и на общие социально-экономические перспективы планеты.

От Трампа до Пекина

Основные риски для международной экономики сегодня концентрируются вокруг сохраняющейся нестабильности ЕС и "охлаждения" Китая, продолжает эксперт. Кроме того, приход к власти в Соединенных Штатах Дональда Трампа способен усилить протекционистские настроения в глобальной торговле, возникшие после кризиса-2008 и растущие в последние годы. Ведь новый президент обещает усилить закрытость американского рынка от импорта и вообще проводить более "эгоистичную" внешнеэкономическую политику, что, конечно же, повлияет на остальной мир. Аналитик Института Брукингса (США) Бессма Момани констатирует: в таком случае Вашингтон во многом утратит былую роль мирового экономического стабилизатора, которая перейдет к КНР. Да, в 2016-м Поднебесная стала более волатильной, но не теряет общего развитийного импульса, который сохранится на всю обозримую перспективу ввиду значительного потенциала страны.

В этот раз китайский лидер Си Цзиньпин впервые выступил в Давосе, притом в защиту экономической глобализации и международного сотрудничества в решении проблем, угрожающих всеобщему экономическому росту. По мнению Б.Момани, если выступление Си Цзиньпина перед давосским элитным клубом – это индикатор внешней политики Пекина на 2017 год, то Китай может стать "самым сильным голосом за социальную и экономическую пользу глобализации, приглашая столицы присоединяться к форматам свободной торговли, инвестируя в развивающиеся страны, привлекая их к глобальным рынкам. Также предлагается соединить Азию, Европу и Африку "Новым Шелковым путем", который напоминает план Маршалла, реализованный американцами в Европе после Второй мировой войны. Си Цзиньпин подчеркнул: его страна открыта для торговли и приглашает всех воспользоваться достоинствами крупнейшей в мире развивающейся экономики. И все это озвучено на фоне слов Д.Трампа о протекционизме и разрыве торговых соглашений". При этом показательно, что председатель КНР предложил переформатировать глобализацию, поскольку в ней "не хватает равенства между участниками".

Подобный дискурс внешней политики Поднебесной не в последнюю очередь направлен против защитных мер Запада в отношении китайской продукции, число которых в 2015-16 годах активно увеличивалось. Тем временем в прошлом году ВВП Китая вырос на 6,7% – против 6,9% в 2015-м. Это продолжило тренд замедления (в 2014 было +7,3%), но, снова-таки, не меняет значимости КНР для мировой экономики. А она в минувшем году продемонстрировала намного более скромные усредненные показатели – плюс 2,3%, это минимум с 2009 года; в 2014-м было +3,4%, в 2015-м +3,1%, т.е. налицо быстрое замедление роста. Тем не менее в наступившем году Всемирный банк ожидает его ускорения до +2,7% на фоне восстановления цен на нефть и сырьевые товары, что улучшает ситуацию для ряда emerging markets.

Рост развитых экономик, по прогнозу ВБ, в 2017-м ускорится до 1,8% – с прошлогодних 1,6% (ожидалось 2,4%), а развивающихся и "переходных" (постсоциалистических) стран – с 3,4% до 4,2%, причем здесь ожидания-2016 тоже были еще больше и составляли 4,5%. ВВП США за минувший год укрепился на 1,6% (ожидалось 2,3%), в 2017 прогнозируется 2,2%. Президент группы ВБ Джим Ен Ким отмечает, что прирост в Штатах может быть существенно выше прогноза вследствие возможных фискальных послаблений, которые будут стимулировать деловую активность в стране и поддержат всю международную экономику. В то же время усиление закрытости США способно сократить предложение инвестиций на глобальном рынке, провоцируя повышение процентных ставок и прочее ужесточение условий для заемных ресурсов, а это негативно повлияет на те emerging markets, которые в значительной степени зависят от внешнего финансирования.

Еврозона в 2016-м показала рост на 1,7%, а в 2017-м может замедлиться до +1,5%, считают специалисты Еврокомиссии и ряда частных институций. Факторы – низкая инвестактивность на периферии валютного союза, риски ухудшения обстановки в банковском секторе, а также последствия Brexit. И все же Европа продолжает постепенно "приходить в себя", грядущий год может стать довольно неплохим экономически, полагает С.Капур – в т.ч. благодаря оживлению внутреннего потребления в регионе. UniCredit Bank прогнозирует стабильный рост ВВП в 3 крупнейших экономиках еврозоны: на 1,8% в Германии (1,7% годом ранее), на 1,2% во Франции (неизменно), на 0,8% в Италии (после +0,9%).

Украинский аспект

В Украине обвал 2014-15 годов тоже вроде бы сменился стабилизацией, которую в Кабмине оценивают в 1,5% роста реального ВВП, +2,4% промпроизводства, +6,1% в АПК и +13% объемов строительных работ. Так, в числе лидеров индустриального роста – черная металлургия (+6% выплавки стали, до 24,2 млн тонн). Показатели машиностроения в 2016-м восстановились примерно на 1%, а в некоторых его подотраслях – на 15% и более (например, по выпуску техники для АПК и лесохозяйства). Впрочем, все это отчасти достигнуто из-за инфляционной доходности, а не благодаря действительному улучшению конъюнктуры. Товарный экспорт за 11 мес. прошедшего года упал на 5,9%, до 32,7 млрд долл., лидеры спада – такие экспортные хедлайнеры, как химпром (-30,1%), транспортное машиностроение (-19,6%), минеральные продукты (-15,4%), черные металлы (-13,2%). Это формирует новые риски на 2017 год, хотя, возможно, снижение экспорта наконец прекратится за счет улучшения сбыта и развития поставок агросырья, экспорт которого оставался активным и в 2016-м. Но такое перераспределение означает превращение страны в аграрно-сырьевого поставщика.

Дальнейшие макро-ожидания умеренно оптимистичны: ООН прочит нашей стране 1,9% годового роста (в 2018 – аж 3,2%), а Кабмин на этот год "рисует" +3%, прописанные в госбюджете. Экономика начинает восстанавливаться, надо сделать этот процесс необратимым и ускорить экономический рост, заявил недавно премьер Владимир Гройсман. По оценке первого вице-премьера и главы Минэкономразвития Степана Кубива, важным стимулом такого развития событий будет углубление сотрудничества с Брюсселем, позволяющее наращивать производство, экспорт и привлекающее инвестиционный ресурс. Наряду с этим правительство обещает ослабить зависимость роста экономики от потребительского спроса в пользу инвестиций и развития экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью (пока что тенденция, опять же, обратная). Для этого, в частности, предполагается формирование "новых мощных вертикально интегрированных структур" на базе национальных производителей.

В "актив" можно добавить и относительную стабилизацию гривны, что улучшает потребительские и деловые ожидания, в то же время позволяя экспортерам и далее зарабатывать на последствиях девальвации 2014-15 годов. Эксперты Bloomberg даже указали гривну в числе самых прогнозно стабильных мировых валют наступившего года.

К неблагоприятным факторам относятся политические и военные риски, медленность реальных системных реформ, низкий уровень внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, недостаточные продажи ключевых экспортных товаров (металл, химпродукция) из-за сохраняющейся волатильности внешних рынков. Сюда же добавим критическую зависимость от иностранных кредитов, которая – с учетом их возможного подорожания, упомянутого выше – ставит под угрозу любые прогнозы. В течение года за рубежом намечено дополнительно занять до 9 млрд долл., что повысит внешний госдолг до 53 млрд долл. В таких условиях успехом был бы рост промпроизводства на 5-7% и прекращение экспортного спада в стоимостном выражении.

Закончить можно словами исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко: "При всех его недостатках мировой экономический поезд в 2017 году поедет вперед со скоростью до 3%, но это, скорее, дальнейшее выздоровление после кризиса-2008, чем качественный рост. То же самое можно сказать в нашем случае: для истинного выхода из кризиса отечественный ВВП должен ежегодно увеличиваться не менее чем на 6-7%, иначе отставание украинской электрички от глобального поезда будет только усугубляться".

Максим Полевой

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

ВСІ НОВИНИ ⇢