Новогодние надежды

Публікації

В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.

Несмотря на слабость внешних и внутренних металлорынков, в течение 2016 года железорудным ГОКам Украины удалось несколько улучшить производственные показатели. Цифр за весь год пока нет, а за 11 месяцев производители железорудной продукции (по данным объединения "Укрметаллургпром") относительно января-ноября-2015 нарастили выпуск агломерата на 2,6%, до 31,4 млн тонн, а окатышей – на 2,7%, до 20,5 млн тонн. Притом добыча сырой руды за тот же период упала на 6,8%, до 68,5 млн тонн, что связано с использованием складских запасов предыдущих периодов и с импортом сырья для дальнейшей обработки.

Для справки, импорт за 11 месяцев года сократился на 15%, до 1,4 млн тонн (на 70,9 млн долл.), а экспорт – на 17%, до 34,6 млн тонн (на 558,2 млн долл.). Импорт поступает из России и представляет собой материал с повышенным содержанием Fe, а главным направлением экспорта остается Китай (34,7% "в деньгах"), за ним следуют Чехия (11%) и Польша (10,6%). Отметим, география экспортных поставок отечественного ЖРП достаточно дифференцированна, среди покупателей заметных объемов – Австрия, Словакия, Япония и др.

Мировой фон

В этой связи немаловажно, что зимой осеннее ценовое ралли мировых железорудных рынков сменилось новой коррекцией. Так, в первой половине января стоимость сырой руды с 62% Fe ослабла до 75 долл./тонну CFR порты КНР (с декабрьских 80 долл./тонну на тех же условиях). Пока что говорить об устойчивом понижательном тренде нельзя, полагает представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич, однако подобные сигналы свидетельствуют, что вскоре ралли может полностью прекратиться.

Напомним, в течение прошлого года ЖРП подорожала более чем вдвое, с отметки 38-39 долл./тонну. Эксперты связывают это как с игрой трейдеров, так и с активизацией спроса в связи с крупными инфраструктурными проектами в Поднебесной и США. Пекин в конце года после некоторого "затишья" снова усилил поддержку экономики, которая по результатам 11 месяцев года показала расширение инвестиций в основной капитал и улучшение показателей большинства отраслей промышленности. Это формирует предпосылки для оживления металлопотребления, которое за 3 квартала 2016-го, по китайским официальным данным, выросло на 0,4%. Подобное происходит на фоне секвестра металлургических мощностей, поддерживая национальный и глобальный металлорынок (впрочем, за 11 месяцев 2016-го выплавка стали в Китае тоже выросла – на 1,1%, до 739 млн тонн). А в США победитель президентских выборов Дональд Трамп анонсировал расширение расходов на инфраструктуру вдвое в следующие 5 лет, что тоже потребует дополнительного металла и, соответственно, руды.

Поэтому укрепление котировок может продолжиться, несмотря на сохраняющийся профицит ЖРП в мире и высокий уровень портовых запасов, продолжает Б.Левич. Другой сценарий – откат цен на руду до 60-70 долл./тонну. Так, в инвестбанке Morgan Stanley ожидают, что в 2017 году она будет стоить в среднем 58 долл./тонну.

А баланс предложения и спроса на железорудном рынке может быть достигнут не ранее чем через 7-10 лет, полагают в одной из крупнейших международных добывающих компаний, Rio Tinto (Австралия) – пока восстанавливающееся металлопотребление не придет к равновесной точке с поставками. Пока же, по данным Citigroup, к 2020 году крупнейшие производители ЖРП нарастят ежегодные поставки на 200 млн тонн, в т.ч. Австралия – до 934 млн тонн (с 835 млн тонн в 2016-м), Бразилия – до 480 млн тонн (с 371 млн тонн). Это увеличит избыток с 20 до 56 млн тонн уже в 2018 году, однако потом он все равно может быть нивелирован.

Действительно, добытчики пользуются конъюнктурным моментом для продолжения борьбы за рынок: например, другой ведущий мировой производитель, Vale (Бразилия), отказался от продажи ряда активов на общую сумму 10 млрд долл., объявленной ранее во имя снижения корпоративной задолженности, составляющей 26 млрд долл. Кроме того, корпорация официально запустила свой новый ГОК Eliezer Batista S11D в штате Пара, сметой 14,3 млрд долл., который должен выйти на плановую годовую мощность в 90 млн тонн к 2020 году и проработать не менее 30 лет, используя местные запасы в 10 млрд тонн высококачественной железной руды. По оценкам Vale, себестоимость ЖРП данного ГОКа будет в среднем на 41% ниже сегодняшнего усредненного показателя. К слову, предприятие глубоко автоматизировано: вместо самосвалов будут использоваться шагающие экскаваторы и комбайны, интегрированные с системой конвейеров общей длиной 68 км; руда на обогатительных мощностях будет перерабатываться всухую, что позволит обойтись без хвостохранилища и урезать водопотребление на 93% по сравнению с традиционным "мокрым" процессом.

А Shandong Iron and Steel Group (КНР) заявила о намерениях инвестировать 700 млн долл. в строительство ГОКа на железорудном месторождении Tonkolili в Сьерра-Леоне. Сейчас годовая добыча здесь составляет около 20 млн тонн гематитовой руды – вся она в необработанном виде отправляется в Поднебесную; потенциал расширения – 35 млн тонн. Резервы месторождения оцениваются в 12,8 млрд тонн (в т.ч. 11,5 млрд тонн магнетита), оно считается одним из крупнейших в мире. Б.Левич отмечает, что причиной появления данного проекта стал именно стоимостной бум на рынках ЖРП – ранее предполагалось продолжать поставки сырой руды. И добавляет, что строительство ГОКа в Сьерра-Леоне может подтолкнуть компанию ArcelorMittal к реализации аналогичного проекта в соседней Либерии, откуда пока что идет лишь сырая руда.

Далее, австралийская Equatorial Resources, специализирующаяся на добыче полезных ископаемых в Африке, намерена получить лицензию на разработку железорудного месторождения Badondo на северо-западе Конго (Браззавиль), на стыке границ этой страны с Габоном и Камеруном. Разведанные запасы месторождения – 2-3,4 млрд тонн руды с содержанием Fe от 35%, смета запуска разработки – порядка 1,2 млрд долл., включая сооружение железной дороги и морского порта, производительность – 40 млн тонн/год. Этот инвестор также уточняет, что проект становится рентабельным ввиду роста котировок ЖРП.

Добавим, повышение цен на руду напрямую влияет на подорожание металла, независимо от динамики спроса на него. Причем это происходит одновременно с ценовым ралли коксующихся углей, стоимость которых достигла 280-285 долл./тонну FOB вследствие нехватки предложения (правда, здесь тоже началась коррекция). Поэтому нынешний рост цен на металлопродукцию несет в себе значительную "себестоимостную" компоненту и связан не столько с активизацией интереса потребителей, сколько с закладкой сырьевых затрат в конечную стоимость металла.

Обновленческие усилия

Тем временем украинские ГОКи продолжают реализовать свои инвестпрограммы. Так, в Первомайском карьере Северного ГОКа введен в опытно-промышленную эксплуатацию первый пусковой комплекс рудной циклично-поточной технологии. Это самый масштабный в отрасли инвестпроект за годы независимости Украины, вложения в первую очередь достигли 1,9 млрд грн., ежегодная мощность – 20 млн тонн. Комплекс представляет собой систему конвейеров, по которым руда из карьера доставляется на дробильную фабрику для получения концентрата (ЖРК), информирует гендиректор ГОКа Павел Тимошенко. Далее производительность может быть удвоена; запуск второй линии намечается уже на начало 2017 года. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 2,9 млрд грн., его цель – сохранить годовую мощность ГОКа на уровне 14-15 млн тонн концентрата и уменьшить себестоимость. Прогнозный экономический эффект проекта – 840 млн грн. в год. Упадет и техногенная нагрузка на окружающую среду, из-за сокращения времени работы двигателей автосамосвалов в рабочей зоне карьера.

Кроме того, в рамках инвестпрограммы-2017 СевГОК приобретет 14 большегрузных автомобилей БелАЗ на общую сумму 500 млн грн. Машины имеют усиленную раму и подвески, нарощенные борта, оснащены системой контроля давления в шинах, видеорегистраторами. "К 2018-му мы планируем нарастить ежегодный выпуск ЖРК до 15 млн тонн, и для этого уже сейчас обновляем парк большегрузных автомобилей, закупаем 2 экскаватора, 7 буровых станков, водополивочную технику. Также капитально ремонтируем подвижной состав и ж/д пути, модернизируем перерабатывающий комплекс. Все это позволит планомерно наращивать производство", – говорит П.Тимошенко.

А Ингулецкий ГОК в минувшем году запустил 2 новые конусные дробилки, среднего и мелкого дробления, общей стоимостью почти 41 млн грн. По словам и.о. гендиректора ИнГОКа Александра Герасимчука, одно из преимуществ конусных дробилок – гидравлическая автоматизированная система с дистанционным управлением, позволяющая предотвратить аварии и без остановки агрегата поддерживать величину разгрузочных щелей. Это дает возможность улучшить качество дробления руды и значительно урезать время на регулирование рабочих параметров оборудования.

Наконец, Ferrexpo plc продолжает развивать свои Полтавский и Еристовский ГОКи, включая изготовление премиальных окатышей FPP+ с 65% Fe, повышенной щелочностью и низкотемпературным дроблением – такая продукция составляет уже 94% в корпоративной производственной структуре. В 2017-м Ferrexpo собирается вложить в свои мощности не менее 50 млн долл., а возможно, и больше (в зависимости от конъюнктуры железорудных рынков). Действительно, если в новом году отечественным рударям удастся нарастить доход за счет улучшения сбыта, это позволит вкладывать дополнительные средства в обновление и развитие производства.

Максим Полевой

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢