Подробнее Запомнить город


Переходной вымпел ДЭМЗ

07.08.09
размер текста:

На Донецком электрометаллургическом заводе (бывший "Истил-ДМЗ") едва успевают менять регистрационные документы. Нынешний фактический владелец предприятия - российский бизнесмен Вадим Варшавский натешился украинским приобретением чуть больше года. Но сегодня он уже не может позволить себе содержать этот завод. Судя по всему, предприятию не миновать очередной смены владельца. Вопрос лишь в том, как это случится: то ли Варшавский успеет быстро продать донецкий актив, то ли его аннексируют кредиторы.

Заходя в начале 2008 года на ДЭМЗ, Вадим Варшавский обещал золотые горы этому предприятию в частности и электросталеплавильной металлургии вообще. В итоге - гора родила мышь. Волюнтаристские действия российского бизнесмена привели к тому, что над его головой образовалась классическая финансовая пирамида, при которой возвращать ранее взятые кредиты он мог лишь за счет привлечения новых. А давать Варшавскому взаймы уже давно перестали, вследствие чего одним из краев означенной пирамиды придавило и Донецкий электрометаллургический завод. Долги хозяина, возможно, и не привели предприятие к такому краху, как на некоторых промышленных объектах Варшавского в России, но все же загнали его в достаточно глухой угол.

Свой расцвет завод пережил в середине 2000-х годов, когда работал под вывеской "Истил-ДМЗ" и входил в состав зарегистрированной в Британии Istil Group, основанной пакистанским предпринимателем Мохаммедом Захуром. Начиная с 1999 года, тот вложил более 200 млн долл. в создание пришедшего в упадок Донецкого металлургического завода высокотехнологичного электросталеплавильного комплекса, одного из лучших мини-заводов такого типа на всем постсоветском пространстве. В его составе работает электросталеплавильная печь от итальянской фирмы Danieli; технологическая линия печей, предназначенных для производства термоулучшенного проката от канадской Can Eng; шестиручьевая машина непрерывного литья квадратных и круглых заготовок, позволяющая разливать сталь как открытой, так и закрытой струей; сортопрокатный стан производительностью 1,2 млн тонн в год.

Однако в начале 2008 года господин Захур продал Istil Group примерно за 600-700 млн долл. кипрскому оффшору Berycan, представляющему совместные интересы инвесткомпании "Миринвест" (принадлежащей лично Вадиму Варшавскому) и международного металлотрейдера Stemcor. С этого момента начались все злоключения Донецкого электрометаллургического завода и перетасовки в его акционерном капитале. Stemcor изначально не желал заниматься ДЭМЗ. В составе Istil Group его значительно больше привлекало предприятие Metalls Russia Investment, арендующее два глубоководных причала для перевалки металлогрузов в Одесском порту. Поэтому, оплатив свою часть сделки, Stemcor тут же распрощался с Вадимом Варшавским, предоставив ему возможность варить сталь в Донецке самостоятельно.

У российского предпринимателя к тому времени уже было три электрометаллургических завода на юге России - Гурьевский, Ростовский и Фроловский, но ДЭМЗ по мощности и оснащенности превосходил их вместе взятых. Юридически трое первых входили в состав контролируемого Вадимом Варшавским холдинга "Эстар", но бывший «Истил-ДМЗ» туда так и не включили. То ли Варшавский не успел этого сделать, то ли намерено оставил его особняком. Впрочем, в нынешней ситуации для ДЭМЗ оно только к лучшему. Непогашенные долги "Эстара" превышают 1 млрд долл. К холдингу выстроилась длинная очередь кредиторов. В России возбуждена целая стопка дел по не возврату компанией займов, по банкротству отдельных ее предприятий и даже криминальные дела относительно противозаконных действий менеджеров "Эстара". Стоящий в сторонке Донецкий электрометаллургический эта волна претензий пока не задела. Но зажатый кредиторами Вадим Варшавский все равно вынужден будет распрощаться с ДЭМЗ. За вырученные от его продажи деньги можно погасить хотя бы часть обязательств. О том, чтобы сохранить контроль над предприятием речь даже не идет, ему важно, чтобы украинский завод, по крайней мере, не отняли безвозмездно.

Весной 2009 года Вадим Варшавский предпринял отчаянную попытку продать свой бизнес соотечественнику Абукару Бекову. Последний некогда был близок с ныне опальным президентом российской компании "Славнефть" Михаилом Гуцериевым, который несколько лет назад предусмотрительно съехал в Лондон, не желая повторить судьбу Михаила Ходорковского. Но капитал, прижитый со "Славнефтью", вывезти целиком было гораздо труднее, поэтому он в значительной мере разошелся между ингушскими земляками Гуцериева. Какая-то толика этих денег досталась господину Бекову, какая-то - московскому "Бин-Банку", выступившему сегодня консультантом по реструктуризации долгов господина Варшавского и продаже его активов. Правда, не очень успешно. Похоже, банк так и не смог найти серьезного портфельного инвестора для идущего на дно "Эстара", поэтому и присоветовал на роль спасателя холдинга своего хорошего знакомого Абукара Бекова, у которого водились свободные деньги, но не было никакого опыта работы в металлургической отрасли.

Вадим Варшавский имел все шансы стать эффективным собственником для ДЭМЗ. У него была стратегия развития, были свои ломозаготовительные и метизные предприятия, была определенная политическая поддержка в Москве, как депутата Госдумы от правящей силы. У Абукара Бекова не было таких шансов изначально. Но грубые маркетинговые просчеты свели на нет все потенциальные преимущества Вадима Варшавского. Образно говоря, он проявил чрезмерный аппетит и пострадал от несварения. Иными словами, Вадим Варшавский плохо рассчитал кредитную нагрузку на свой бизнес: плечи "Эстара" не выдержали данной ноши. Нагрянувший кризис только усугубил ситуацию. Причем господин Варшавский, похоже, до последнего не верил в кризисную реальность. В июле 2008 года, когда экономику на Западе уже охватила рецессионная паника, он приобрел сталеплавильный мини-завод AlphaSteel в Уэльсе. В сентябре, когда экономический спад перешагнул границы, как России, так и Украины, он заложил первый камень в строительство нового Южнорусского электрометаллургического завода в Ростовской области. Такой бизнес-авантюризм не мог остаться безнаказанным. В результате все накопленные Вадимом Варшавским за последние годы активы теперь придется спустить с молотка.

В начале июня 2009 года в прессу даже просочилась схема будущих транзакций. Согласно ей, активы "Эстара" условно поделили на проблемные и перспективные. Первая группа предприятий (в частности Златоустовский и Новосибирский метзаводы, Волгоградский завод труб малого диаметра, Энгельсский трубный завод, завод "Нытва") предлагалось перевести на баланс новосозданной компании, где новый партнер Вадима Варшавского – Абукар Беков получил бы лишь 25% собственности и ответственности. Вторым же пакетом в составе Ростовского, Фроловского и Донецкого электросталеплавильных заводов ингушский бизнесмен хотел владеть полностью. Однако эта сделка так и не была завершена. И дело даже не в том, что предложенная схема не подошла Вадиму Варшавскому. В реструктуризации долгов "Эстара" под эту схему отказали российские банки, которым холдинг "завис" по кредитам больше всего - "Сбербанку", "Петрокоммерцбанку" и "Альфа-Банку".

Как раз последний после ухода со сцены Абукара Бекова способен сыграть ключевую роль в дальнейшей судьбе ДЭМЗ. Уместно вспомнить, что именно "Альфа-Банк" выступал консультантом Вадима Варшавского полтора года назад, когда тот только покупал активы группы Istil. Сейчас представители банка входят в состав наблюдательного совета Донецкого электрометаллургического завода. Осенью прошлого года все 100% акций этого предприятия были переведены на зарегистрированную в Нидерландах компанию Milo Invest B.V. Это практически совпало во времени с открытием "Альфа-Банком" ипотечной кредитной линии для ДЭМЗ. Источники на заводе в Донецке утверждают, что в капитале Milo Invest B.V. точно нет доли Stemcor, но, вероятно, есть доля "Альфа-Банка" или аффилированных с ним компаний. Косвенно этот альянс подтверждается и тем, что в начале 2009 года именно компания "Альфа Страхование" застраховала имущество ДЭМЗ на 653 млн грн.

Не исключено, что именно "Альфа-Банк" заблокировал сделку с Абукаром Бековым, поскольку владеет залоговыми правами на имущество завода. А это означает, что он может теперь добиваться погашения долгов "Эстара" на безденежной основе, то есть путем передачи ему прав собственности на украинский завод. Правда, пока "Альфа-Банк" предъявил к предприятиям Вадима Варшавского судебные иски примерно на 1,3 млрд российских руб., что значительно меньше фактической стоимости ДЭМЗ. Причем сам донецкий завод в списке субъектов хозяйствования, к которым банк имеет претензии, не фигурирует.

Правда, забрать у Варшавского завод - это только пол задачи. Никто из банков-кредиторов не захочет держать этот актив "в заначке", а найти платежеспособного покупателя на ДЭМЗ по нынешним временам непросто. По оценкам фондовых аналитиков наиболее реальной кандидатурой на нового владельца этого завода может стать донецкий бизнесмен Виктор Нусенкис, уже владеющий в городе электрометаллургическим заводом "Донецксталь". Более того, его завод и ДЭМЗ стоят рядом и буквально отделены друг от друга одним только забором, поскольку расположены на одной и той же промышленной площадке, пользуются одними и теми же подъездными путями и другой инфраструктурой. В 2008 году Виктор Нусенкис, кстати, вел переговоры с Istil Group о покупке ее активов, но пакистанцы предпочли иметь дело с Вадимом Варшавским. Несмотря даже на то, что соглашению с Нусенкисом пытался способствовать глава Донецкой облгосадминистрации Владимир Логвиненко, в недалеком прошлом возглавлявший наблюдательный совет "Донецкстали". Что ж, если Виктор Нусенкис еще не охладел к идее слития двух соседних метзаводов в один электросталеплавильный комплекс, то судьба предоставляет ему второй шанс. Причем, наверняка, по более сходной цене, чем было в начале 2008 года.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!