Подробнее Запомнить город


Пицца для Гройсмана

29.11.16
размер текста:

"Если Италия – то пицца". У многих упоминание этой страны вызывает именно такую ассоциацию. Либо – спагетти и паста, как вариант. Однако создать на Апеннинах третью по величине экономику еврозоны только за счет популярных кулинарных блюд невозможно по определению. Одним из ее столпов является металлургия.

Италия в текущем году неоднократно вытесняла Украину из топ-10 мировых производителей стали в ежемесячном рейтинге ассоциации World Steel. Например, в октябре выплавка в Италии составила 2,1 млн тонн, в Украине – 1,9 млн тонн. Соответственно, Итали, замыкает десятку, а Украина – на 11 месте. Но если на Апеннинском полуострове зафиксирован рост на 11% в годовом исчислении, то у нас – снижение на 6,1%. И это несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются итальянские металлурги.

В чем Ilva, брат?

Сердце итальянской металлургии – комбинат Ilva, расположенный в южной провинции Апулия. Предприятие обладает проектной мощностью 12 млн тонн и является крупнейшим в ЕС производителем стали. При этом оно не имеет вертикальной интеграции: в частности, железная руда закупается в Бразилии. На Ilva выпускают горяче- и холоднокатаные рулоны, оцинкованную сталь и трубы. Их главные потребители находятся на сервере – это итальянский автопром и машиностроение. Численность персонала ранее составляла 12 тыс. чел. – плюс еще 8 тыс. в обеспечивающих и вспомогательных подразделениях.

Потом, после первой волны кризиса в 2008-2009 гг., общая численность сократилась до 16 тыс. чел., а выплавка стали упала до 8,5 млн тонн. Однако предприятие, которое являлось главным активом группы Riva Steel, перешло в разряд проблемных не из-за падения спроса на сталь, а в результате действий итальянских властей. В ходе специального расследования в 2012 году они выяснили, что средства, выделяемые Ilva на экологические программы, использовались на другие цели.

Сюда добавилось уклонение от уплаты налогов, и, как результат, в мае 2013-го активы семьи Рива на 8,1 млрд евро были арестованы по решению итальянского суда, а на комбинат в Тарранто введена временная администрация. Далее в декабре 2014-го он был национализирован. "Государственное вмешательство необходимо для сохранения завода", – пояснил тогда премьер Маттео Ренци.

Правда, практически сразу правительство начало подыскивать для Ilva нового частного владельца. Но эти поиски за 2 года так и не увенчались успехом. Меткомбинат "сватали" транснациональному концерну ArcelorMittal, индийской компании JSW Steel и турецкой Erdemir и много кому еще. Тем временем Еврокомиссия в январе 2016 года начала расследование относительно предоставления правительством Италии прямой господдержки Ilva – что запрещено европейским законодательством.

Такие расследования относятся к разряду долгоиграющих, но и штрафы виновным исчисляются как минимум девятизначными цифрами. А в последнее время чаще даже десятизначными. По данным СМИ, в 2014-2016 гг., после возвращения в госсобственность, на комбинате сокращено 4 тыс. рабочих мест.

Вторым по величине стальным производителем является меткомбинат Lucchini Piombino, расположенный в северной Италии. Предприятие специализируется на выпуске сортового проката – 1,2 млн тонн в год, в том числе 350 тыс. тонн приходится на рельсы. По оценкам ассоциации Eurоfer, доля Lucchini Piombino в данном сегменте составляет 80% в Италии и 20% в целом по ЕС. Сталеплавильные мощности позволяют производить 2,5 млн тонн в год.

У меткомбината в Пиомбино тоже очень непростая история. В 2005 году его в составе компании Lucchini купила российская группа "Северсталь" Алексея Мордашова, а в 2012-м свернула свое присутствие на предприятии через процедуру банкротства – после тщетных поисков покупателя. Далее. в апреле 2014-го в Пиомбино остановился доменный цех – комбинат перестал плавить чугун и перешел на покупную заготовку при производстве проката.

Свет в конце тоннеля для него забрезжил в 2015-м, когда в Пиомбино пришла алжирская группа Cevital, купившая проблемный актив. Алжирцы решили не восстанавливать доменный агрегат (поскольку его фактически надо отстроить заново), заказав вместо него в Германии электродуговую печь на 1 млн тонн, а также новый рельсобалочный стан на 750 тыс. тонн в год. Тем не менее пока это все прожекты и насколько сильным управленцем окажется Cevital, итальянцам еще предстоит оценить.

Башмак для ГМК Украины


Из сделанного обзора следует, что металлургия Италии переживает далеко не лучшие времена, а ее наиболее крупные предприятия испытывают серьезнейшие проблемы. Несмотря на это, итальянцам удается, пусть и не намного, но все-таки опережать украинских коллег. Анализ событий показывает, что основной проблемой для них в текущем году стала деятельность государственного железнодорожного монополиста, ПАО "Укрзализныця". Случайно или закономерно, это совпало с приходом к руководству "УЗ" польской команды модных реформаторов во главе с Войцехом Балчуном.

Длительное время на голодном пайке оставались мариупольские меткомбинаты им. Ильича и "Азовсталь". Из-за низкой пропускной способности на участке Камыш Заря – Волноваха тамошние металлурги испытывали перебои с поставками железной руды из Кривбасса. Годовые потери от недопроизводства в денежном эквиваленте суммарно по обоим предприятиям оцениваются в 1 млрд долл. После неоднократных обращений к Кабинету министров и лично к премьеру Владимиру Гройсману со стороны руководства металлургических компаний, объединения "Укрметаллургпром", Федерации металлургов Украины – ситуацию наконец-то удалось исправить.

Так, в ноябре "УЗ" завершила капремонт на проблемном участке, повысив его пропускную способность. Остался единственный вопрос – а что мешало железнодорожникам сделать это сразу, еще в прошлом году? Впрочем, до окончательной "перемоги" еще далеко. Как уточнил генеральный директор ММК им.Ильича Юрий Зинченко, реконструированный участок железной дороги Камыш-Заря – Волноваха пропускает меньше поездов, чем было объявлено В.Балчуном.

По словам Ю.Зинченко, за первую неделю работы после открытия движения только 2 дня "Укрзализныця" обеспечивала пропуск 18 грузовых составов, в остальные дни – 15-17. В среднем за неделю получилось 16 грузовых составов. До объявленных 23 поездов еще далеко, констатировал гендиректор ММКИ. Кроме того, в железнодорожной логистике хватает и других узких мест. Например, глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков 15 ноября сообщил об угрозе остановки Енакиевского метзавода – только из-за того, что диспетчера "Укрзализныци" не пропускали вагоны с железной рудой в направлении Енакиево. Технология работы меткомбинатов не предусматривает остановок, а с такими "рваными" поставками, как в первой половине ноября, от 0 до 16 тыс. тонн в сутки, вывести работу основных агрегатов на стабильный режим просто невозможно, подчеркнул А.Каленков.

При этом по итогам второй декады ноября обеспечение предприятий ГМК Украины вагонным парком Центра транспортной логистики, входящего в ПАО "Укрзализныця", составило всего около 15% от необходимой потребности. Т.е. у метзаводов фактически нет возможности ни подвезти сырье, ни вывезти готовую металлопродукцию. Очевидно, что с таким подходом железнодорожного монополиста к одному из своих самых важных клиентов и в ноябре итальянцы окажутся впереди украинских металлургов в рейтинге WSA.

У железнодорожников в путевом хозяйстве есть такое устройство, как башмак – оно подкладывается под колеса вагона, чтобы избежать его самопроизвольного скатывания после отцепления от локомотива. Образно говоря, такой башмак в "УЗ" сейчас и поставили украинским металлургам. Надо ли говорить, что это прямо противоречит национальным экономическим интересам?

Остается надеяться, что В.Гройсман не забыл о своем обещании защищать национальных производителей, генерирующих валовой внутренний продукт. Об этом он говорил и в ходе рабочих поездок в Мариуполь, где имел возможность лично ознакомиться с ситуацией на металлургических предприятиях, и в ходе заседаний Кабинета министров, и на межведомственном совещании по вопросам, связанным с проблематикой украинского экспорта. Поэтому самое время отреагировать на "чудеса" в железнодорожной отрасли Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.

Есть ли в Украине антисемитизм?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!