Подробнее Запомнить город


Проект Nabucco: ЕС хочет стать независимым от Украины?

03.08.09
размер текста:

Успешная реализация проекта Nabucco, который так активно продвигает Евросоюз, может существенно ослабить энергетическую независимость Украины. Обходной газопровод не только нанесет значительный ущерб для отечественной экономики, но и ослабит ее геополитические позиции в регионе. Очевидно, что европейские чиновники не могут не осознавать этих последствий строительства Nabucco, но все продолжают с особым энтузиазмом воплощать его в жизнь. Это дает основание полагать, что данный проект направлен не только против агрессивной Москвы, но и против непредсказуемого Киева.

Перманентные газовые конфликты Украины и России в конечном итоге обернулись потерями для обеих стран. Евросоюз не устраивает ни РФ в статусе монопольного поставщика газа в центральные и восточные регионы Союза, ни Украина как безальтернативная транзитная артерия, по которой поступает российский газ. Несмотря на глобальный кризис и существенное снижение потребления газа, что решило проблему с дефицитом газа, европейские чиновники усердно прокладывают альтернативные маршруты поставок голубого топлива, которые должны доставлять нероссийский газ по неукраинской территории.

В июле текущего года Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция подписали соглашение о поставках каспийского газа в Евросоюз. Среди прочего, данное соглашение предусматривает строительство газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км. Пропускная способность трубы, согласно предварительному ТЭО, должна составить 31 млрд куб. м/год. Относительно сроков, то ЕС выразил готовность приступить к строительству данного маршрута уже в следующем году. Планируется, что первые поставки газа начнутся в 2015-2016 гг. Предварительная оценочная стоимость Nabucco составляет 8 млрд евро.

Идея данного газопровода, который доставлял бы альтернативный газ в Европу, возникла еще в начале десятилетия, и долгое время считалась в большей мере PR-проектом. Изначально он использовался как противовес амбициям российского «Газпрома», который обеспечивает до 30% потребностей Европы в газе (в отдельных странах ЕС – до 80%). Используя свое влияние, россияне постоянно пытались повышать цены на энергоносители, однако когда их аппетиты явно зашкаливали, чиновники ЕС сразу же начинали обсуждать практическую реализацию Nabucco, хотя было изначально ясно, что они не готовы тратить столь колоссальные деньги.

Однако на данный момент речь идет уже не о цене газа, а о его наличии. Зимой 2009 года Европа была на грани энергетического коллапса, когда Украина и РФ выясняли отношения в газовой сфере. Осознав, что напряженность в отношениях не спала, ЕС, очевидно, счел необходимым хеджировать риски. Очевидно, что главная цель строительства Nabucco – это, прежде всего, диверсификация поставщиков газа. Nabucco позволит странам Евросоюза получать до 8-10 % необходимого газа с азиатского региона, что частично ослабит влияние РФ.

Единственной и главной проблемой этого проекта является отсутствие гарантированных и надежных источников газа. Предполагается, что газ в трубы Nabucco будет поступать из Азербайджана, Туркмении, и, возможно, Ирана и Ирака. Перечень этих стран вряд ли можно назвать надежным источником. Последние две страны являются крайне нестабильными, а Азербайджан имеет небольшие объемы добычи газа, хоть и обладает значительным потенциалом.
Наибольшими запасами газа среди названных государств располагает Туркменистан. Добыча газа в последние годы в этой стране составляла около 60–80 млрд куб. м газа в год, из которых около 50 млрд поставлялись в Россию, откуда шли в Украину и частично в Евросоюз. Теоретически этот объем можно направить в ЕС по Nabucco, однако на практике это будет сделать крайне сложно. Политическая элита страны, несмотря на нынешний кризис в отношениях с Москвой, традиционно находится под сильным влиянием РФ. Кроме того, в 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому обязался поставлять в Китай 30 млрд куб. м газа в год, поэтому свободного газа не так уж и много.

Еще одним фактором, играющим против Nabucco, будет острая неприязнь этого проекта со стороны Кремля. Россия закономерно не заинтересована в развитии каких-либо альтернативных маршрутов в обход ее территории, поэтому изначально пыталась вставлять ему палки в колеса. Два года назад Москва инициировала собственный проект, который должен был окончательно лишить Nabucco даже малейших шансов на существование. В 2006 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, которое должно было начаться в 2008 году. Предполагалось, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия-Центр» в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году.

Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать. Что же касается мощности этого газопровода, то в 2009 году она должна была составить 10 млрд куб. м, а в перспективе объем газа должен был достичь до 30 млрд куб. м. Позже данный проект был заморожен из-за финансового кризиса и проблем «Газпрома» с ликвидностью.

Nabucco и Прикаспийский газопровод являются взаимоисключающими, поэтому прогресс ЕС в первом проекте уже насторожил Кремль. В ответ на подписание соглашения о строительстве Nabucco «Газпром» договорился о покупке азербайджанского газа по 350 долл./тыс. куб. м, дав понять, что для Баку бонус за сотрудничество с Москвой, а не ЕС, будет выражаться в почти 40% надбавке к рыночной цене за газ (европейская цена сейчас составляет всего 250 долл.). Изюминка этой ситуации заключается в том, что этот дорогой газ будет перепродан потом Украине (согласно газовым договоренностям Украина закупает азиатский газ, а не российский), поэтому «Газпром» борется с Nabucco за счет денег украинских налогоплательщиков.

Насколько подобная тактика будет эффективна для РФ, пока что трудно прогнозировать. Если Nabucco все же будет реализован, России это будет стоить:

1. Однозначного срыва реализации Прикаспийского газопровода;

2. Возможного отказа ЕС от строительства Южного потока;

3. Уменьшения влияния на газовый рынок ЕС.

Между тем, ущерб от этих факторов будет скорее политическим, нежели экономическим. В РФ есть очень перспективный проект газопровода из Западной Сибири в Китай, который готов качать по нему 30-40 млрд куб. м газа в год. Таким образом, Газпром не только заработает на продажах в КНР, но и создаст дефицит на рынке ЕС, что поднимет цену на «голубое топливо». По мере восстановления мировой экономики ЕС начнет ощущать проблемы с газом и снова начнет вести конструктивный диалог с Москвой.

Куда более серьезные угрозы Nabucco несет для Украины. Успешная реализация этого проекта обернется для Киева:

1. Потерей единственного козыря в переговорах с ЕС и РФ, которым сейчас является де-факто монопольный статус транспортного маршрута российского газа в Европу;

2. Отказом ЕС от инвестиций в украинскую ГТС, о чем они договорились в начале года;

3. Потерей ресурса среднеазиатского газа, который сейчас поставляется в Украину.

4. Утерей дохода от транзита российского газа по своей территории.

Компенсировать негативный эффект от этих рисков Украина, в отличие от России, не может никаким образом, поэтому Nabucco нанесет ей гораздо более существенный ущерб. Это явно указывает на то, что в ЕС недовольны монопольным положением Украины как поставщика восточного газа в Европу не в меньшей мере, чем зависимостью от российского газа. В итоге из-за своих конфликтов Киев и Москва понесут колоссальные убытки. Между тем, даже без тщательной калькуляции можно оценить колоссальные доходы, которые имели бы две страны в случае проведения согласованной политики.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!