Подробнее Запомнить город


Обострение зависимости

31.07.09
размер текста:

Как ни парадоксально, цены на глобальном железорудном рынке растут. «Китайскую битву» за цены на 2009-2010 финансовый год выигрывают сырьевики – а это значит, что в будущем металлурги мира и Украины будут все больше зависеть от политики железорудных компаний.

В динамике

На фоне всеохватного спада рынки железорудной продукции (ЖРП) в последнее время демонстрировали повышенную активность. Так, уже в середине июля стало ясно, что рост цен на ЖРП – не случайность, а как минимум локальная тенденция. В числе причин повышения котировок оказалось сокращение предложения продукта на мировом рынке. Результат – поступательный ценовой рост: так, на рынке Китая стоимость бразильской руды с немедленной поставкой подскочила до 730 юаней (104 долл.)/тонн. Продукция из Австралии подорожала до 660 юаней/тонн, из Индии – до 670 юаней/тонн. На этом фоне крупнейшие мировые поставщики – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – начали дополнительно сокращать краткосрочные (спотовые) продажи, еще больше подогревая цены и обеспечивая себе стабильные поставки в Европу, Японию и Южную Корею.

Цены на ЖРП в Украине, несмотря на стагнацию спроса, в июле тоже немного выросли: железорудный концентрат к концу месяца стоил 400-430 грн./тонн, окатыши – 550-600 грн./тонн (FCA ст. отправления, с НДС).

Иными словами, оживление налицо. Не удивительно, что за первый месяц лета отечественное производство ЖРП в целом повысилось относительно мая на 2,9%, или на 140 тыс. тонн, до 4,925 млн тонн. При этом выпуск концентрата, подтверждают нам в Кабмине, вырос на 3,6%, до 4,265 млн тонн. А вот производство агломерата и окатышей снизилось – на 3% (до 2,785 млн тонн) и на 4,2% (до 1,547 млн тонн) соответственно. Иными словами, украинские производители отреагировали на улучшение конъюнктуры активизацией выпуска так называемого неподготовленного железорудного сырья. Отметим, по результатам первой половины года среднесуточное производство ЖРП в Украине составило примерно 156 тыс. тонн.

Что касается экспорта, то майская и особенно июньская активизация вывели его показатель по итогам І полугодия на уровень января-июня 2008 года – 11,5 млн тонн, спад составил лишь 0,6%. В Министерстве промышленной политики уточняют: экспорт ЖРК по сравнению с I половиной прошлого года повысился на 57,9% (до 5,234 млн тонн), окатышей – на 2,1% (до 4,455 млн тонн). А вот внешнерыночные продажи аглоруды упали на 52,7% до 1,804 млн тонн.

Впрочем, операторы рынка склонны связывать активизацию экспорта не столько с общим оживлением спроса, сколько с ростом импорта ЖРП отечественными металлургами. В основном импорт поступает из России, а украинские ГОКи из-за этого вынуждены лихорадочно искать новые каналы сбыта за рубежом. Так, в І полугодии 2009 года в страну начал ввозиться агломерат, пусть и немного – 21,8 тыс. тонн за рассматриваемый период. В целом в январе-июне 2009 года в Украину завезено 2,244 млн тонн зарубежного железорудного сырья – это всего лишь на 6,1% меньше в годовом сравнении. Основными импортерами оставались Мариупольский меткомбинат им.Ильича, Енакиевский метзавод (входит в группу «Метинвест»), Алчевский меткомбинат, Днепровский МК им.Дзержинского (оба – Индустриальный союз Донбасса, ИСД). Кроме того, в этом году завозить ЖРП начал Днепропетровский метзавод им.Петровского – по производственной кооперации (входит в крупный международный металлургический холдинг – «Евраз»). Напомним, в июле ИСД объявил о возобновлении поставок ЖРП из Бразилии.

Справедливости ради отметим, что заметная активизация металлорынков в июле 2009 года уже привела к значительному повышению внутреннего потребления сырья происхождением из Украины, при одновременном снижении импорта.

Китайский вопрос

Эксперты уточняют, что отечественным железорудникам удалось добиться стабилизации экспорта во многом за счет все того же Китая. Так, в первой половине 2009 года поставки сюда достигли 6,5 млн тонн, тогда как за аналогичное время прошедшего года это было лишь 3,1 млн тонн. В результате доля КНР в общей структуре экспорта украинской ЖРП повысилась в 2,5 раза, до уровня 62-63%. О резком росте сбыта на китайском рынке не без удовлетворения заявляет и руководство Ferrexpo (владеет Полтавским ГОКом).

Действительно, в одном только июне 2009 года ввоз ЖРП в Китай относительно мая вырос на 3,4%, до 55,29 млн тонн, притом в сравнении с итогом июня-2008 данная цифра выше уже на 4%. А чуть ранее, в апреле нынешнего года, импорт железорудной продукции в КНР и вовсе оказался рекордным – 57 млн тонн. В целом в І полугодии китайский импорт ЖРП увеличился на 29,3% до 297,18 млн тонн.

Безусловно, на руку поставкам из нашей страны сыграл и пресловутый «околоценовой» конфликт потребителей Поднебесной с главными глобальными поставщиками. Меткомпании Китая начали переориентироваться на спотовые закупки, а тут ГОКи Украины могут предложить вполне конкурентные цены (тем более на фоне подорожания). Например, если по долгосрочным контрактам при поставках в КНР стоимость осталась на уровне 2008 года – 140-145 долл./тонн, то на «коротком» рынке отечественные предприятия в июле-2009 были способны предложить ЖРП по 90 долл./тонн.

Однако в общем и целом, как полагают наши собеседники в центре «Укопромвнешэкспертиза», украинские ГОКи все же заинтересованы в сохранении для себя европейских рынков сбыта. И приложат максимум усилий для удержания позиций на этих рынках. Причина – рост цен на транспортировку в Азию (на фрахт судов), более высокая стабильность отгрузок вследствие географической близости получателей; платежеспособность потребителя и цены в Европе тоже обычно выше. Да и «китайская эпопея» постепенно заканчивается. Так, кроме крупнейших покупателей Японии и Южной Кореи, в июле Vale согласовала цены на ЖРП с ключевым турецким металлопроизводителем – Erdemir, 25% которого контролируется концерном ArcelorMittal. Снижение стоимости окатышей составило 48,3%, пылевидной руды – 28,2%. Да что далеко ходить – в беседах с «Минпромом» аналитики подтверждают, что в середине июля Rio Tinto удалось договориться с некоторыми металлургическими предприятиями Китая о временном сокращении цен на 33%. Хотя официальный отраслевой представитель КНР на переговорах – Китайская ассоциация чугуна и стали (China Iron&Steel Association, CISA) – по-прежнему настаивает на не менее чем 40% снижении.

Для давления на поставщиков сырья Пекин уже пообещал отменить порядка 20 импортных лицензий из 112 и заявил, что продолжает переговоры только с Vale. В свою очередь, мировые монополисты декларируют, что могут и обойтись без годовых контрактов с Китаем (из-за которых, собственно, весь сыр-бор). И что такие контракты нужны в первую очередь самой КНР, так как цены фиксируются на сниженном уровне. И в качестве аргумента приводят сегодняшнее подорожание на спотовом рынке.

Мир изменился?

Так или иначе, сокращение цен на треть (на 33%) смотрится достаточно контрастно на фоне прошлогоднего подорожания на 88%. Чем закончится «китайская битва»? Для металлургии Китая – скорее всего, компромиссом. Факторы: примерно таковы: с одной стороны, местные потребители видят, что зависеть от «короткого рынка» все-таки хуже, с другой – КНР непременно соблюдет «хорошую мину при плохой игре» (не согласившись на изначальные предложения рудных компаний).

При этом на будущее «большая тройка» поставщиков постарается застраховаться от давления рынка, в т.ч. и за счет изменения, сложившейся к настоящему моменту, системы ценообразования. Базисом для контрактов может стать не год, а квартал – но с большей привязкой цен на металлопродукцию к текущей стоимости ЖРП. Подчеркнем, такая реформа витает в рыночном воздухе как минимум с начала 2008 года BHP Billiton выступает за новую схему, Vale – против, в том числе и потому, что у последней руда намного дороже и ей невыгодны более краткосрочные договора. Позиция Rio Tinto – где-то посредине, т.к. на «коротких» рынках она реализует только 50% своей продукции.

В дальнейшем эксперты прогнозируют поступательный рост международного рынка ЖРП. Например, по оценкам китайских экспертов, уже к 2012 году объем производства железорудного сырья во вместе взятых Бразилии и Австралии вырастет до 300 млн тонн, в Китае – до 100 млн тонн, а в целом по миру достигнет более 500 млн тонн. Не удивительно, что 3 мировых лидера наращивают инвестиции в развитие. Так, Vale намерена вложить «в себя» в ближайшие 5 лет около 59 млрд долл. В Австралии прирост добывающих мощностей, как ожидается, составит 160 млн тонн (до 460 млн тонн).

Если же говорить об Украине, то здесь, как и ранее, будет происходить 2 взаимосвязанных процесса. Крупные внутренние производители ЖРП постараются максимально удовлетворить отечественных покупателей, в т.ч. за счет долгосрочных контрактов, выгодных на фоне нового роста цен, как в 2008 году это уже пробовал делать «Метинвест». Со своей стороны, «безрудные» металлурги будут максимально дифференцировать снабжение, стремясь получить качественное сырье по минимальной цене.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!