Подробнее Запомнить город


Обострение зависимости

31.07.09
размер текста:

Как ни парадоксально, цены на глобальном железорудном рынке растут. «Китайскую битву» за цены на 2009-2010 финансовый год выигрывают сырьевики – а это значит, что в будущем металлурги мира и Украины будут все больше зависеть от политики железорудных компаний.

В динамике

На фоне всеохватного спада рынки железорудной продукции (ЖРП) в последнее время демонстрировали повышенную активность. Так, уже в середине июля стало ясно, что рост цен на ЖРП – не случайность, а как минимум локальная тенденция. В числе причин повышения котировок оказалось сокращение предложения продукта на мировом рынке. Результат – поступательный ценовой рост: так, на рынке Китая стоимость бразильской руды с немедленной поставкой подскочила до 730 юаней (104 долл.)/тонн. Продукция из Австралии подорожала до 660 юаней/тонн, из Индии – до 670 юаней/тонн. На этом фоне крупнейшие мировые поставщики – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – начали дополнительно сокращать краткосрочные (спотовые) продажи, еще больше подогревая цены и обеспечивая себе стабильные поставки в Европу, Японию и Южную Корею.

Цены на ЖРП в Украине, несмотря на стагнацию спроса, в июле тоже немного выросли: железорудный концентрат к концу месяца стоил 400-430 грн./тонн, окатыши – 550-600 грн./тонн (FCA ст. отправления, с НДС).

Иными словами, оживление налицо. Не удивительно, что за первый месяц лета отечественное производство ЖРП в целом повысилось относительно мая на 2,9%, или на 140 тыс. тонн, до 4,925 млн тонн. При этом выпуск концентрата, подтверждают нам в Кабмине, вырос на 3,6%, до 4,265 млн тонн. А вот производство агломерата и окатышей снизилось – на 3% (до 2,785 млн тонн) и на 4,2% (до 1,547 млн тонн) соответственно. Иными словами, украинские производители отреагировали на улучшение конъюнктуры активизацией выпуска так называемого неподготовленного железорудного сырья. Отметим, по результатам первой половины года среднесуточное производство ЖРП в Украине составило примерно 156 тыс. тонн.

Что касается экспорта, то майская и особенно июньская активизация вывели его показатель по итогам І полугодия на уровень января-июня 2008 года – 11,5 млн тонн, спад составил лишь 0,6%. В Министерстве промышленной политики уточняют: экспорт ЖРК по сравнению с I половиной прошлого года повысился на 57,9% (до 5,234 млн тонн), окатышей – на 2,1% (до 4,455 млн тонн). А вот внешнерыночные продажи аглоруды упали на 52,7% до 1,804 млн тонн.

Впрочем, операторы рынка склонны связывать активизацию экспорта не столько с общим оживлением спроса, сколько с ростом импорта ЖРП отечественными металлургами. В основном импорт поступает из России, а украинские ГОКи из-за этого вынуждены лихорадочно искать новые каналы сбыта за рубежом. Так, в І полугодии 2009 года в страну начал ввозиться агломерат, пусть и немного – 21,8 тыс. тонн за рассматриваемый период. В целом в январе-июне 2009 года в Украину завезено 2,244 млн тонн зарубежного железорудного сырья – это всего лишь на 6,1% меньше в годовом сравнении. Основными импортерами оставались Мариупольский меткомбинат им.Ильича, Енакиевский метзавод (входит в группу «Метинвест»), Алчевский меткомбинат, Днепровский МК им.Дзержинского (оба – Индустриальный союз Донбасса, ИСД). Кроме того, в этом году завозить ЖРП начал Днепропетровский метзавод им.Петровского – по производственной кооперации (входит в крупный международный металлургический холдинг – «Евраз»). Напомним, в июле ИСД объявил о возобновлении поставок ЖРП из Бразилии.

Справедливости ради отметим, что заметная активизация металлорынков в июле 2009 года уже привела к значительному повышению внутреннего потребления сырья происхождением из Украины, при одновременном снижении импорта.

Китайский вопрос

Эксперты уточняют, что отечественным железорудникам удалось добиться стабилизации экспорта во многом за счет все того же Китая. Так, в первой половине 2009 года поставки сюда достигли 6,5 млн тонн, тогда как за аналогичное время прошедшего года это было лишь 3,1 млн тонн. В результате доля КНР в общей структуре экспорта украинской ЖРП повысилась в 2,5 раза, до уровня 62-63%. О резком росте сбыта на китайском рынке не без удовлетворения заявляет и руководство Ferrexpo (владеет Полтавским ГОКом).

Действительно, в одном только июне 2009 года ввоз ЖРП в Китай относительно мая вырос на 3,4%, до 55,29 млн тонн, притом в сравнении с итогом июня-2008 данная цифра выше уже на 4%. А чуть ранее, в апреле нынешнего года, импорт железорудной продукции в КНР и вовсе оказался рекордным – 57 млн тонн. В целом в І полугодии китайский импорт ЖРП увеличился на 29,3% до 297,18 млн тонн.

Безусловно, на руку поставкам из нашей страны сыграл и пресловутый «околоценовой» конфликт потребителей Поднебесной с главными глобальными поставщиками. Меткомпании Китая начали переориентироваться на спотовые закупки, а тут ГОКи Украины могут предложить вполне конкурентные цены (тем более на фоне подорожания). Например, если по долгосрочным контрактам при поставках в КНР стоимость осталась на уровне 2008 года – 140-145 долл./тонн, то на «коротком» рынке отечественные предприятия в июле-2009 были способны предложить ЖРП по 90 долл./тонн.

Однако в общем и целом, как полагают наши собеседники в центре «Укопромвнешэкспертиза», украинские ГОКи все же заинтересованы в сохранении для себя европейских рынков сбыта. И приложат максимум усилий для удержания позиций на этих рынках. Причина – рост цен на транспортировку в Азию (на фрахт судов), более высокая стабильность отгрузок вследствие географической близости получателей; платежеспособность потребителя и цены в Европе тоже обычно выше. Да и «китайская эпопея» постепенно заканчивается. Так, кроме крупнейших покупателей Японии и Южной Кореи, в июле Vale согласовала цены на ЖРП с ключевым турецким металлопроизводителем – Erdemir, 25% которого контролируется концерном ArcelorMittal. Снижение стоимости окатышей составило 48,3%, пылевидной руды – 28,2%. Да что далеко ходить – в беседах с «Минпромом» аналитики подтверждают, что в середине июля Rio Tinto удалось договориться с некоторыми металлургическими предприятиями Китая о временном сокращении цен на 33%. Хотя официальный отраслевой представитель КНР на переговорах – Китайская ассоциация чугуна и стали (China Iron&Steel Association, CISA) – по-прежнему настаивает на не менее чем 40% снижении.

Для давления на поставщиков сырья Пекин уже пообещал отменить порядка 20 импортных лицензий из 112 и заявил, что продолжает переговоры только с Vale. В свою очередь, мировые монополисты декларируют, что могут и обойтись без годовых контрактов с Китаем (из-за которых, собственно, весь сыр-бор). И что такие контракты нужны в первую очередь самой КНР, так как цены фиксируются на сниженном уровне. И в качестве аргумента приводят сегодняшнее подорожание на спотовом рынке.

Мир изменился?

Так или иначе, сокращение цен на треть (на 33%) смотрится достаточно контрастно на фоне прошлогоднего подорожания на 88%. Чем закончится «китайская битва»? Для металлургии Китая – скорее всего, компромиссом. Факторы: примерно таковы: с одной стороны, местные потребители видят, что зависеть от «короткого рынка» все-таки хуже, с другой – КНР непременно соблюдет «хорошую мину при плохой игре» (не согласившись на изначальные предложения рудных компаний).

При этом на будущее «большая тройка» поставщиков постарается застраховаться от давления рынка, в т.ч. и за счет изменения, сложившейся к настоящему моменту, системы ценообразования. Базисом для контрактов может стать не год, а квартал – но с большей привязкой цен на металлопродукцию к текущей стоимости ЖРП. Подчеркнем, такая реформа витает в рыночном воздухе как минимум с начала 2008 года BHP Billiton выступает за новую схему, Vale – против, в том числе и потому, что у последней руда намного дороже и ей невыгодны более краткосрочные договора. Позиция Rio Tinto – где-то посредине, т.к. на «коротких» рынках она реализует только 50% своей продукции.

В дальнейшем эксперты прогнозируют поступательный рост международного рынка ЖРП. Например, по оценкам китайских экспертов, уже к 2012 году объем производства железорудного сырья во вместе взятых Бразилии и Австралии вырастет до 300 млн тонн, в Китае – до 100 млн тонн, а в целом по миру достигнет более 500 млн тонн. Не удивительно, что 3 мировых лидера наращивают инвестиции в развитие. Так, Vale намерена вложить «в себя» в ближайшие 5 лет около 59 млрд долл. В Австралии прирост добывающих мощностей, как ожидается, составит 160 млн тонн (до 460 млн тонн).

Если же говорить об Украине, то здесь, как и ранее, будет происходить 2 взаимосвязанных процесса. Крупные внутренние производители ЖРП постараются максимально удовлетворить отечественных покупателей, в т.ч. за счет долгосрочных контрактов, выгодных на фоне нового роста цен, как в 2008 году это уже пробовал делать «Метинвест». Со своей стороны, «безрудные» металлурги будут максимально дифференцировать снабжение, стремясь получить качественное сырье по минимальной цене.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!