Подробнее Запомнить город


МВФ спасет украинские банки?

31.07.09
размер текста:

В последний день своей работы депутаты приняли один из важнейших антикризисных законодательных актов за все время своей работы. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков», который написан под диктовку МВФ, должен помочь банковскому сектору преодолеть последствия финансового кризиса, а также согласовать и гармонизировать полномочия НБУ и правительства в деле рекапитализации проблемных финансовых учреждений. Между тем, данный законопроект во многих аспектах оказался экстраполяцией на украинскую действительность весьма спорных антикризисных мер, разработанных западными экономистами, в результате чего он может иметь весьма непрогнозируемые последствия для экономики.

Для принятия Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» (законопроект №4630) парламент вынужден был собраться на внеочередное заседание, что случается в Украине крайне редко. Это свидетельствовало о чрезмерной важности данного законопроекта для украинского правительства. Как позже оказалось, его утверждение было ключевым условием получения третьего транша кредита от МВФ.

Главным позитивным следствием принятия этого закона стало закрепление процедуры и механизма рекапитализации банков. Из-за отсутствия законодательной базы, НБУ и правительство около 9 месяцев не могли национализировать два банка, тогда как в западных странах эта процедура занимает не более месяца.
Теперь же государство получило четкий алгоритм действий, который прописывает сферы и влияния, и зоны ответственности каждой стороны. Де-факто оперативную помощь пострадавшим банкам и их финансовое оздоровление будет проводить НБУ, после чего он передаст их правительству. Стратегией же развития уже окрепших и национализированных учреждений будет заниматься Минфин.

Реанимация банков, признанных или объявивших себя неплатежеспособными, как и прежде, будет начинаться с введения временной администрации, назначаемой НБУ. Решение об этом, регулятор в тот же день должен разместить на своем официальном веб-сайте, а также на протяжении трех дней - в газете «Урядовий кур’єр» и «Голос України». Кроме того, решение о назначении временной администрации Национальный банк Украины обязан донести не только главному офису, но и персонально каждому отделению и филиалу банка.

Временную администрацию возглавляет временный администратор, полномочия, компетенция и задачи которого достаточно детально прописаны в законе. Прежде всего, он обязан приложить максимум усилий для приведения деятельности банка в правовое поле и в соответствие финансовым нормативам, обеспечить сохранение активов и документации банка, а также активов и документации аффилированных структур, в которых банк имеет участие в размере свыше 50%.

При этом, очевидно, для более оперативной и эффективной санации банков, принятый закон в определенной мере расширяет права временного администратора. Теперь он имеет возможность осуществлять ряд важных операций (уступка права требования, переведение долга, реорганизация банка и пр.), без уведомления должников, кредиторов и вкладчиков банка и без получения их согласия. Кроме того, данный нормативно-правовой акт существенно упрощает некоторые процедуры санации банка, в частности развязывает руки администратору для снижения уставного капитала, на что отныне также не требуется согласие кредиторов. К слову, данное положение очень огорчило банкиров, поскольку акционеры лишаются возможности поучаствовать в разделе остатков банка, однако, учитывая те убытки, которые они нанесли государству, это достаточно справедливое решение.

Несмотря на расширение влияния и компетенции временных администраторов, закон усиливает их почетность НБУ. Временные управляющие должны согласовывать с регулятором широкий перечень вопросов, регулярно информировать его о результатах деятельности в форме отчетов. При этом, Национальный банк имеет право вносить дополнения и изменения в план действий временного администратора или план финансового оздоровления банка, как до их утверждения, так и во время их выполнения. Регулятор также получает право отозвать банковскую лицензию и инициировать ликвидацию банка в любое время, когда придет к выводу, что финансовое оздоровление банка является невозможным. К слову, критерии на основании которого он может принять такое решение в законе не прописаны. Это создает предпосылки для того, что демонтировать банк можно будет, к примеру, из-за личной неприязни к акционерам.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» увеличивает влияние НБУ также на процесс реорганизации банка. Последняя процедура может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения или преобразования. Все эти процессы проходят под чутким руководством временного администратора. Кроме того, в законе четко указывается, что внесение соответствующих изменений в устав банка, участие в капитализации которого принимает государство, осуществляется временным администратором. До этого, НБУ должен был консультироваться по этим вопросам с правительством (по меньшей мере, так считал Кабинет министров). Для более полной картины о состоянии банка, администратор обязан получить материалы диагностического обследования, вывод общепризнанной аудиторской компании о результатах оценки капитала банка, проведенной по методике, утвержденной НБУ. Все эти, процедурные требования раньше были прописаны в Меморандуме про экономическую и финансовую политику, который украинские власти подписывали с МВФ.

Концептуально сам закон очень близок к тому перечню рекомендаций, который МФВ прописывает участникам своих кредитных программ, в том числе и Украине. Однако, поскольку Меморандумы не являются частью национального законодательства, то их отдельные нормы часто игнорируются, особенно украинским правительством. Скорее всего, что Фонду это уже надоело, и он решил законодательно закрепить эту практику. Несмотря на неоднозначную оценку действий МВФ как института, технически его процедуры оздоровления банковской системы достаточно эффективны, поэтому в этой части Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» выглядит колоссальным шагом вперед по сравнению с тем беспорядком, который царил в Украине в последние три квартала.

Прорывным, хоть и не достаточно прописанным, можно назвать введение ответственности собственников и менеджмента банков за его платежеспособность. Согласно закону, акционеры и руководители банков несут ответственность в соответствии с законодательством Украины за эффективное банкротство, доведение до банкротства или сокрытие устойчивой финансовой неспособности банков. Сама идея является очень востребованной, однако проблема в том, что ссылка «на ответственность в соответствии с законодательством Украины» является пустой, поскольку такой ответственности в украинском законодательстве попросту нет. Кроме того, большинство банков уже опустошены менеджментом и акционерами, а закон не имеет обратной юридической силы.

В конечном варианте в законе появилось несколько рыночных механизмов поддержания отечественной банковской системы. В частности, предусмотрено продлить до 1 января 2013 года освобождения от налогообложения вкладов физических лиц в банковских и небанковских финансовых учреждениях, а также сокращен срок действия защитных мер для банков (с 6 до 3 месяцев), что должно повысить доверие к банкам.

А вот появившаяся в конечном варианте закона норма о создании по инициативе Кабмина так называемого санационного банка, может обернуться крайне деструктивными последствиями для экономики. Институт санационных или «плохих» в одно время был очень популярным в Западных странах. По замыслу его инициаторов, в него должны собрать все плохие активы, прежде всего, обесценившиеся ценные бумаги, и проблемные кредиты банков. Сама идея является весьма дискуссионной, поскольку де-факто частные банки перекладывают на государство собственные убытки и просчеты, что противоречит принципам рыночной экономики и здравого смысла.

Кроме того, в данном контексте достаточно остро стоит проблема оценки этих активов. Показательно, что даже страны СНГ отказались от этой идеи из-за боязни развития коррупции. Используя связи во власти, частный бизнес может легко выводить государственные деньги в обмен на свои пустые бумаги. В Украине же эти связи и вовсе гипертрофированы.

Таким образом, бездумная калька идей МВФ не всегда несет только позитив. Несмотря на то, что некоторые антикризисные механизмы МВФ временами могут быть весьма эффективными, все же видится целесообразным, чтобы они проходили обсуждение и анализ в украинском парламенте. Однако, украинским депутатам сейчас явно не до финансового кризиса.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!