Подробнее Запомнить город


Биоэнергетика получила «зеленый» свет

04.08.09
размер текста:

В условиях кризиса в основных отраслях экономики – металлургии, автомобилестроении, энергетике и транспорте, инвесторы активно ищут новые направления для вложения средств. Многие эксперты полагают, что таким направлением может стать производство биотоплива.

Их аргументы сводятся к следующему: население Земли продолжает увеличиваться и потребности в энергии и ресурсах будут возрастать. Значит, традиционные источники энергии и топлива будут дорожать. При этом правительства развитых стран будут уделять все больше внимания защите климата. В свою очередь, банки при финансировании промышленных проектов будут требовать увеличения в балансе экологических составляющих, стимулируя все больше частных инвесторов вкладывать деньги в "зеленые" технологии. Вот почему одним из перспективных направлений в ближайшее десятилетие считается производство биодизеля и биоэтанола, добавляемых к традиционному минеральному топливу, снижая его расход, а заодно и вредные выбросы в атмосферу.

Национальный потенциал производства биотоплива в Минагрополитики оценивают в 2,8 млн тонн в год – с учетом существующей сырьевой базы. На такой уровень Украина может выйти в течение 10 лет. Сегодня же мы имеем порядка 50 небольших действующих объектов, совокупно выпускающих не более 25 тыс. тонн биодизеля в год – в основном для собственных нужд предприятий АПК. Вместе с тем уже сегодня имеются достаточно серьезные инвестпроекты. Так, компания «Биотопливо Подолья» за счет чешских кредитов осуществляет реконструкцию Каменец-Подольского сахарозавода под производство 75 тыс. тонн биодизеля в год. Кроме того, разработан проект строительства завода по производству 300 тыс. тонн биодизеля в год в Донецкой обл. Сырьевая база под такие проекты уже есть. Так, если еще в 2004 году посевные площади под рапс составляли 126 тыс. га, то уже в 2008 году – 1,8 млн га. Соответственно валовой сбор семян этой культуры, используемой как сырье для производства биодизеля, возрос с 189 тыс. тонн до 2,85 млн тонн.

Биоэтанол сегодня производится исключительно на предприятиях госконцерна «Укрспирт» - поскольку до июня 2009 года в Украине действовала госмонополия на выпуск биоэтанола. Однако пока что оборудованием, позволяющим вырабатывать 36 тыс. тонн биоэтанола в год, располагают 4 спиртзавода: Барский, Гайсинский, Лужанский и Лохвицкий.

В текущем году «Укрспирт» заявил о планах по переоборудованию еще 6 своих предприятий под биоэтанол. Это Коростышевский, Октябрьский, Ивашковский, Наумовский, Хоростковский и Трилесский спиртзаводы. Под реализацию проекта привлечены инвестиции в размере 160 млн грн., а общая мощность производства составит 114 тыс. тонн биоэтанола в год.

Кроме того, в 2009 году ожидается ввод в эксплуатацию завода с производственной мощностью 300 тыс. тонн биоэтанола в год на территории Золотоношского р-на (Черкасская обл), построенного компанией «Корона-Агро». При этом проблем с сырьем потенциально также не возникает: в 2008 году площадь посевов под кукурузу (используемой как сырье для биоэтанола) в Украине составила 1,8 млн га и в Минагрополитики отмечают, что существует возможность увеличения этого показателя практически в два раза.

Еще одним перспективным направлением развития «зеленых» технологий называют производство биогаза. По оценкам экспертов, из 473 видов отходов животноводства в Украине можно ежегодно получать 16,706 млрд куб. м биогаза, или 13,373 млн тонн в пересчете на условное топливо. В настоящее время в «Укрспирте» на Лужанском спиртзаводе построена установка по производству биогаза, позволяющая на 32% сократить потребление природного газа для технологических нужд предприятия. В негосударственном секторе крупная установка по производству биогаза с мощностью 3,3 тыс. куб. м в сутки введена в эксплуатацию в с.Оленевка (Днепропетровская обл) компанией «Агро-Овен» при техподдержке правительства Нидерландов.

Ожидается, что в 2009 году начнется внедрение проектов немецкой tech Biogas в Мироновском р-не Киевской обл., а также в Сумской обл. (компания «Райз-Агро») и голландской BTG group в сельхозпредприятии «Песковское» (Черниговская обл). Кроме того, немецкая LTV разрабатывает проект использования биогаза для теплоснабжения пгт Опытное (Киевская обл). При этом LTV намерена выступить инвестором данного проекта. В свою очередь, «Укрспирт» собирается в 2009-2010 гг. установить оборудование по производству биогаза на 10 своих предприятиях – для обеспечения их собственных нужд. Существенным ускорителем процесса стал принятый парламентом в июне 2009 года закон «Про содействие использованию биологических видов топлива». Документ, в частности, предусматривает льготные ставки акциза на бензины с использованием биоэтанола, а также освобождение от таможенной пошлины оборудования, ввозимого в Украину для производства биотоплива.

Таким образом, срок окупаемости «зеленых» инвестпроектов сокращается. Вместе с тем отмечаемое в настоящее время падение более чем в два раза мировых цен на нефть снизило экономическую эффективность решений по замене традиционного минерального топлива на его биоальтернативу. Поэтому новый всплеск интереса инвесторов к биоэнергетике ожидается не ранее 2011 года – с возобновлением роста стоимости нефти. При этом общий объем рынка «зеленых» технологий только в Евросоюзе к 2020 году может достичь 300 млрд евро, по оценкам экспертов.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:08 | 05.08.2009
AlterNRG (bng com ua)
уважаемый автор,
поясните, пожалуйста, какие расчетвы позволили вам утверждать, что срок окупаемости "зеленых" инвестпроектов сокращается? Вы знакомы с данными по капитальным и операционным затратам на подобные проекты? Вы видели реальные расчеты себестоимости биогаза и биоэтанола по данным проектам? Я подчеркну слово реальные, а не те, о которых голословно заявляют горе-эксперты.
Давайте все-таки начнем оперировать цифрами. Экономика - это не журналистика. С экономическими расчетами особенно не подискутируешь.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!