Подробнее Запомнить город


Жеваго как ГОК и город

30.07.09
размер текста:

Ориентация на экспортные рынки позволяет Полтавскому ГОКу пока что «держаться на плаву» даже на пике кризиса. Что будет дальше – зависит преимущественно от зарубежного спроса на окатыши.

В цифрах и фактах

По информации компании Ferrexpo Plc. (владеет Полтавским горно-обогатительным комбинатом – ПГОК, г. Комсомольск, Полтавская обл.), в январе-июне 2009 г. ее производство товарных окатышей сократилось по сравнению с І полугодием прошлого года на 9,9%, до 4,139 млн. тонн, железорудного концентрата (ЖРК) – на 8,3%, до 4,991 млн. тонн. С учетом того, что ПГОК – единственный крупный железорудный добывающий актив Ferrexpo, то аналогичные цифры справедливы и для самого комбината. Отдельно в июне Ferrexpo (читай ПГОК) выпустила 740 тыс. тонн окатышей и 895 тыс. тонн железорудного концентрата.

Напомним, что предприятие специализируется на окатышах, которые получает в основном из собственного ЖРК. Соответственно, концентрат внешним потребителям практически не реализуется. При этом почти всю свою продукцию комбинат экспортирует. Так за 6 мес. 2009 года Ferrexpo поставила Днепропетровскому метзаводу им. Петровского 86,6 тыс. тонн окатышей (при плане поставок 132 тыс. тонн), Днепровскому меткомбинату им. Дзержинского – 153 тыс. тонн (план – 200 тыс. тонн), Алчевскому меткомбинату – 255 тыс. тонн (360 тыс. тонн). Основные же потребители – компании Польши, Румынии, Чехии, Словакии, быв. Югославии, Болгарии, Австрии, Италии.

Так или иначе, наши источники на предприятии свидетельствуют: ситуация со сбытом остается крайне непростой. Например, в июне по сравнению с маем ГОК уменьшил производство концентрата на 1,1% (или на 10 тыс. тонн), окатышей – на 3,9% (на 30 тыс. тонн). Причем тенденция «тянется» с минувшего года, когда комбинат относительно 2007 года снизил добычу железной руды на 4% (до 27,762 млн тонн), производство железорудного концентрата – на 1,8% (до 10,459 млн тонн), окатышей – на 0,4% (до 9,035 млн тонн).

Впрочем, в прошедшем году упал только выпуск окатышей с содержанием железа 62% (-6,5%), тогда как производство окатышей с 65% Fe выросло на 8,5%. В этом ключе становится понятнее, почему группа «Приват» и лично ее совладельцы Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов в последнее время так активно боролись за усиление контроля над Ferrexpo. Так, первый заместитель главы правления «ПриватБанка» Тимур Новиков замечает: «Мы по-прежнему считаем Ferrexpo перспективной компанией». Хозяева «Привата» «зашли» в Ferrexpo уже давно: Коломойский стал миноритарием еще в канун выхода компании на IPO в 2007 г., а в начале этого года присоединился Боголюбов. Вдвоем они успели аккумулировать более 10% акций. И явно не оставят попыток нарастить пакет, особенно к завершению кризиса.

На время кризиса

О недавнем конфликте «Привата» с Константином Жеваго написано уже немало. Интереснее, каковы же перспективы ПГОКа как такового. По этому поводу директор Ferrexpo Plc по развитию бизнеса Гэвин Маккей замечает: «предприятию удалось несколько стабилизировать сбыт, в т.ч. за счет некоторой активизации спроса на всех основных рынках сбыта». Особо эксперт акцентирует на росте потребления окатышей в Китае, результат – эта страна занимает все большую долю в структуре поставок компании. По словам Г.Маккея, до кризиса комбинат традиционно продавал в КНР около 15% своих окатышей, в Европу и СНГ – 70%, а оставшиеся 15% шли в Украину.
 
Однако, в IV квартале 2008 года доля поставок на китайский рынок выросла до 27% - за счет сокращения реализации на отечественном и европейском рынке. А в I квартале текущего года доля Китая подскочила до 50% - по тем же причинам: например, в последнем квартале 2008 года и в І квартале нового года украинские потребители почти не покупали окатышей ПГОКа. И только в апреле начались отгрузки для Индустриального союза Донбасса, единственного крупного традиционного клиента на внутреннем рынке.

Способность быстро перестроить сбытовую географию под сузившиеся и переменчивые рынки позволило предприятию закончить январь-июнь 2009 года с прибылью, заключает Г.Маккей (обходя вопрос конкретной цифры). В то же время эксперт не скрывает, что по итогам нынешнего года ожидает сокращения производства компанией на 5-10% относительно 2008 года. Продолжаются работы на перспективном Еристовском месторождении, где в этом году комбинат намеревается освоить на вскрышных работах около 20 млн долл. Как известно, здесь уже создан отдельный ГОК – Еристовский, но добыча может начаться не ранее 2012-2013 гг., при условии нового подъема рынка. С другой стороны, Г.Маккей уточняет, что «все проекты развития Полтавского ГОКа заморожены до улучшения рыночной конъюнктуры. Скажем, на Еристовском месторождении ныне проводятся подготовительные работы, что позволит нам оставаться в сроках реализации проекта и вновь активизировать его, как только будет готовность выполнить нужный объем инвестиций». Притом уже подобраны инвесторы – по словам нашего собеседника, это не финансовые институции, а «некоторые предприятия» горно-металлургического комплекса. До кризиса разработка Еристовского месторождения (освоение карьера, установка мощностей по переработке сырья и производству окатышей) оценивалась в 2,4 млрд долл. Однако с учетом кризисных тенденций и цен, считает Г.Маккей, эта цифра упадет приблизительно на 30%.

Кроме того, отметим, что в 2009 году компания вкладывает 1 млн долл. в проектные, геологические, бурильные и разведочные работы на традиционных месторождениях – Белановском, Галещинском, Броварковском и Зарудненском. Наконец, план обновления основных мощностей разработан с учетом опыта профильных производств в США и Бразилии, с окупаемостью отдельных элементов плана за 2-3 года (по окончании кризиса).

Завод и люди

Не будем также забывать, что, как и многие промпредприятия в Украине, рассматриваемый комбинат – градообразующий, в данном случае для г. Комсомольск. Так, в горсовете нам рассказали, что по итогам ушедшего года городской бюджет развития составил до 9 млн грн., и почти все эти средства поступили от ПГОКа. Причем как в виде прямой поддержки, так и за счет покупки предприятием городских земель. Для финансирования города компанией создан специальный благотворительный фонд, наполнение которого в 2008 г. составило 3 млн грн. Понятно, что в этом году цифра будет намного меньше – но состоянием на середину лета это уже не ноль, констатируют в городском совете.

Впрочем, как отмечает генеральный директор комбината Виктор Лотоус, до кризиса ГОК не успел завершить реформу оплаты труда - проект развития мотивации к повышению производительности. Также кризис предельно усложнил мероприятия по повышению квалификации работников, их обеспечение жильем, сетует директор. А так как половина жителей Комсомольска – сотрудники одного предприятия, то это автоматически означает аналогичные проблемы для всего города. Напомним, из 17 тыс. трудоспособных горожан 8 тыс. работает на ГОКе, при этом формируя 56% местного бюджета своими отчислениями по налогу с физлиц. А это значит – в ближайшие годы уровень жизни жителей будет напрямую зависеть от прибылей Константина Жеваго и его конкретной компании Ferrexpo.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!