Подробнее Запомнить город


Евро-2012 в Украине: все пропало?

27.07.09
размер текста:

Когда два года назад Украина выборола право принимать чемпионат по футболу Евро-2012, украинские чиновники обязались реализовать много важных инфраструктурных проектов, которые могли бы приблизить Украину к странам ЕС. Скоростное железнодорожное движение, автобаны между городами, принимающими чемпионат, современные аэропорты и вокзалы, новые линии метро, рекреационные и спортивные комплексы – все это неоднократно обещалось министрами, депутатами и президентом, однако за прошедшее время государство не сделало практически ничего, тем не менее деньги куда-то уходят.

Кабинет министров сократил финансирование государственной целевой программы по подготовке и проведению Евро-2012 на 22,4% - до 126,071 млрд. грн. Формально это связано с решением УЕФА о сокращении с шести до четырех количества городов-кандидатов, которые будут принимать чемпионат, однако реально – с пустой казной, обремененной непосильными социальными программами. Из общего объема финансирования в 126,071 млрд. грн. предполагается выделить 32,923 млрд. грн. из государственного бюджета, 6,866 млрд. грн. – из местных бюджетов городов-кандидатов, а также частные инвестиции в объеме 86,281 млрд. грн. В этом году из бюджета на реализацию программы Евро-2012 будет выделено 6,909 млрд. грн., а также 1,765 млрд. грн. из местных бюджетов.

Однако даже этих денег распорядители бюджетных средств могут не дождаться. На стабилизационный фонд, из которого должны финансироваться целевые программы, связанные с подготовкой к Евро, в этом году было навешено чрезмерно много задач, многие из которых относятся к защищенным статьям бюджета и должны были финансировать из общего фонда. Для того же, чтобы профинансировать подготовку к Евро-2012 правительство нашло очень простой источник – эмитировать 9,8 млрд. грн, которые должны зачислиться в бюджет как поступления от превышения доходов над расходами Нацбанка.

В то же время премьер-министр, очевидно, отдает себе отчет, что президент с вероятностью 100% наложит вето на закон, в котором прописана эта норма. Как альтернативный вариант Кабмин рассматривает возможность перенаправить на эти проекты часть средств последнего транша кредита МВФ. Такое предложение также может не пройти, поскольку МВФ не занимается кредитованием реального сектора экономики. Отечественное правительство, похоже, путает функции и полномочия МВФ и ВБ.

Сложившаяся ситуация с финансированием и ходом работ по подготовке к чемпионату увеличивает шансы Украины потерять как минимум два города. Складывается впечатление, что правительство возложило все обязанности на частный капитал, который успешно финансирует строительство спортивной инфраструктуры.

Между тем, право проводить столь масштабные мероприятия, как Евро-2012, накладывает колоссальные обязанности, прежде всего, на правительство. При этом надлежащая спортивная инфраструктура является априори обязательным фактором проведения чемпионата и значится в списке требований УЕФА отнюдь не на первом месте, как это пытаются представить украинские власти. На данный момент правительство может похвастаться только украинскими стадионами, которые возводятся стахановскими темпами, хотя к их строительству оно имеет очень ограниченное отношение.

УЕФА же, отдавая право на проведение чемпионата Украине, четко сформулировала свои требования к Киеву. Приоритетами были определены:

1) подготовка транспортной инфраструктуры (приведение к европейским требованиям аэропортов, городских дорог, метро, мостов, вокзалов, замена подвижного состава городского транспорта и т.д.);

2) обеспечение туристов необходимым количеством гостиничных номеров и подготовка заведений культуры - музеев, парков, заповедников.

Именно из-за невыполнения этих двух пунктов, даже при наличии очень хорошего стадиона, из списка городов, принимающих Евро-2012, был вычеркнут Днепропетровск. Муниципальные власти города за 2007-2008 гг. ровным счетом не сделали ничего, хотя деньги из бюджета в рамках целевой программы освоили.
Остальные города хоть и с большим прогрессом, но все же медленно движутся в этом направлении. Главной проблемой для большинства из них по-прежнему остается транспортная инфраструктура. Сегодня уже никто не говорит о строительстве новых линий метро, современных автобанов, о внедрении скоростного железнодорожного движения, о кардинальной модернизации подвижного состава УЗ и коммунального транспорта. Все эти проекты украинская власть провалила, несмотря на колоссальные займы «Укравтодора», выделение огромнейших средств на покупку ж/д вагонов для УЗ и готовность инвесторов вкладывать деньги в строительство скоростных магистралей и автобанов.

Теперь же украинские власти сконцентрировались на плане минимум – развитие аэропортов, без чего Евро 2012 точно не пройдет в Украине. Однако даже здесь правительство не может навести порядок. Сугубо государственные аэропорты «Киев» и «Львов» все еще не приступили к реконструкции, а работы в Донецке и Харькове проходят только благодаря активности инвесторов. Последние же могут обеспечить подготовку аэропортов только в части инфраструктуры, поскольку еще в 2006 году экс-министр И. Винский очень настаивал на том, чтобы взлетно-посадочные полосы были закреплены в собственности государства. Однако, разогнав инвесторов, министр не смог обеспечить финансирование их реконструкции. Согласно плану сейчас идут работы только в Борисполе. К слову, И. Винский и отсюда выгонял инвесторов, но позже вовремя передумал.

Не удивительно, что УЕФА выражают крайнюю озабоченность ситуацией с украинскими аэропортами. До конца июля Министерство транспорта и связи в рамках подготовки Украины к Евро-2012 должно предоставить для рассмотрения организации концептуальные планы временных терминалов, а до 30 октября – конкретные планы, которые убедят УЕФА, что аэропорты Украины обеспечат необходимую пропускную способность.

Второй ключевой проблемой подготовки Евро-2012 является размещение гостей. По предварительным расчетам, 16 матчей Евро-2012, которые пройдут в Украине, могут посетить около 800 тыс. лиц. Учитывая, что квота Украины на билеты Чемпионата составляет 20%, а на полуфинальном и финальном матчах - 15%, ожидается, что матчи смогут посетить более 640 тыс. иностранных болельщиков.

По нормативам УЕФА только Киев и Львов близки к тому, чтобы разместить необходимое количество гостей, хотя даже они готовы еще не полностью. К примеру, Киеву, который является лидером в данном направлении, необходимо иметь 3920 номеров в пятизвездочных отелях, 4250 номеров – в четырехзвездочных и 400 – в отелях с тремя звездами. У столицы же нынче существенный дефицит в местах размещения двух высших категорий. Так, на сегодня 122 киевские гостиницы имеют следующие показатели: 5 звезд – 661 номер, 4 звезды – 1204 номера, 3 звезды – 3234 номера.

А вот ситуация в Донецке и Харькове с гостиницами складывается намного хуже, что абсолютно закономерно, учитывая, что оба города не являются привлекательными для туристов. Как и аэропортами, общей подготовкой к размещению гостей УЕФА также очень недовольно. Мэры украинских городов-кандидатов на проведения даже получили официальное предупреждение от президента Мишеля Платини с настоятельной рекомендацией обратить особое внимание на эту проблему.

Намного лучше, среди всех направлений по подготовке к чемпионату, ситуация обстоит со спортивной инфраструктурой, однако только той ее частью, которая сооружается опять таки частными инвесторами. Те же проекты, которые реализуются государством, сопровождаются перманентными коррупционными скандалами. Так, строительство львовского стадиона без всяких конкурсов было отдано структуре, входящий в орбиту влияния главного советника премьер-министра. При этом названная компания практически не имеет опыта строительства подобных сооружений, тогда как иностранные инвесторы предлагали очень хорошие проекты нового стадиона по достаточно низким ценам.

Вопиющие нарушения зафиксированы и во время строительства центрального стадиона в Киеве. Буквально за год, несмотря на тотальное падение цен на рынках металла и строительных материалов, смета реконструкции выросла в полтора раза. В середине июля вице-спикер Николай Томенко частично прояснил этот феномен. По его словам, расследование, проведенное Временной следственной комиссией парламента по НСК «Олимпийский», фактически подтвердило «теневой и коррупционный характер принятия решений» при реконструкции стадиона. К примеру, по его информации, на подготовку рабочего проекта «Туалет № 1» пошло 262 тыс. 200 евро, а проекта «Артезианская скважина» - более 393 тыс. евро бюджетных средств.

Кроме того, в СМИ просочилась информация о том, как правительственными чиновниками расходуются средства, предназначенные на подготовку Евро 2012. В частности, стало известно, что Министерство охраны здоровья решило передать 20 млн. гривен реабилитационно-диагностическому центру в Краматорске Донецкой области, который не входит в перечень медицинских учреждений, которые должны обслуживать чемпионат. В свою очередь, Министерство образования и науки по собственной инициативе сняло 4,75 млн. гривен со строительства шести новых общежитий для гостей Евро и направило их на реконструкцию и ремонт старых, которые вообще не будут принимать гостей чемпионата.

Такими злоупотреблениями изобилуют практически все государственные органы и ведомства, занимающиеся подготовкой страны к Евро 2012. При этом нарушения фиксируются как на высшем уровне, как в случае с передачей Львова в вотчину ИСД, так и на низшем, ярким подтверждением чему являются проекты дорогих туалетов или переданные бесплатно земли частным инвесторам в рамках подготовки к Евро 2012. В итоге долгожданный чемпионат стал еще одним факторов тенизации национальной экономики, хотя мог бы как в Польше стать фактором преодоления экономического кризиса. Благодаря широкой подготовке к чемпионату наши партнеры сумели сохранить позитивную динамику ВВП даже в условиях кризиса.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
16:03 | 01.04.2012
григорий
В прошлом году весь июнь цена в пансионатах на морях Украины даже в хороших номерах опускалась до 50 грн. в сутки, они стояли полупустые, сам не раз приезжал с семьей на ближайший курорт в Железном Порту. Не вижу никаких проблем в жилье по Украине, если есть у организованных болельщиков билеты на матч. Приезжают, загорают на море Азовском или Черном, а на день матча приезжают в нужный город, выезжая рано утром или ночью заказанным автобусом, которых полно в каждом обласном центре. пусть подсуетятся на э
у тему все заинтересованные - пансионаты, болельщики и не нагоняют бред о диких ценах В Европе масса бомжеватых болельщиков, которые предпочитают поратиь деньги на украинское пиво, а не на нумера в люксах
12:59 | 29.07.2009
Mox
Та фсё, украине peaceда

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!