Подробнее Запомнить город


Кременчугский размен

24.07.09
размер текста:

Просуществовавшее больше пятнадцати лет совместное предприятие «Укртатнафта» (УТН) вскоре может быть ликвидировано. Несмотря на то, что официально процедура ликвидации еще не началась, акционеры СП уже делят активы компании. В ближайшее время в России должна состояться продажа акций ОАО «Татнефтепром», принадлежащих «Укртатнафте». Таким образом, татарская сторона изымет активы, служившие учредительным взносом при создании транснациональной компании, и тем самым поставит под угрозу свои права как акционера УТН.

Необходимая подготовка для проведения торгов по продаже добывающей компании «Татнефтепром» уже проведена - получены нужные судебные решения, а также оценка имущества, готовящегося к реализации объекта. Российская консалтинговая компания «СЭНК» оценила изъятые судом у «Укртатнафты» 74% акций в $97 млн. Заказчиком оценки является компания «Сувар-Казань», в чью пользу и были изъяты акции «Татнефтепрома». Именно эта структура добилась 19 марта от Федерального Арбитражного суда Поволжского округа РФ санкции на изъятие акций, которые отныне служат обеспечением выплаты «Укртатнафтой» долга почти в 2,5 млрд. гривен. А 20 мая судебный пристав-исполнитель Казанского межрайонного СП УФСП России Коротихина предписала Росимуществу продать с торгов акции «Татнефтепрома». С продажей «Татнефтепрома» будет запущен механизм ликвидации самой «Укртатнафты».

Откуда долги?

Долговая история с поставками нефти тянется с 2007 года. С мая по октябрь этого года поставщиками сырья на Кременчугский НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте», числились три полтавские компании: МЧП «Авто», ООО «Таиз» и ООО «Техно-Прогресс». Основным же продавцом произведенных на заводе нефтепродуктов выступала компания «Новойл», также подконтрольная «Татнефти». Таким образом, татары контролировали на выходе с завода и нефть, и нефтепродукты. Долги перед поставщиками нефти могли сформироваться лишь при условии, что покупатель нефтепродуктов не рассчитался с заводом. Несмотря на это, лояльный татарским акционерам председатель правления Сергей Глушко своей подписью заверял документ, свидетельствующий о том, что долги накапливались именно на «Укртатнафте». Татарские акционеры в лице «Татнефти» и Минимущества республики Татарстан (ее пакетом акций управляет «Татнефть») делили УТН с «Нафтогазом Украины». А значит, повесив 2,5 млрд. долгов на «Укртатнафту», часть этого бремени легла и на государство.

В начале 2008 года татары решили «переместить» долги на свою территорию, в Россию. Уже тогда «Татнефть» была настроена на разрыв отношений с украинскими партнерами на «Укртатнафте», ведь накануне – в октябре 2007-го, Сергей Глушко был отстранен от управления заводом, а в кресло директора завода вернулся его предшественник Павел Овчаренко. В январе 2009 года по договору переуступки «Авто», «Таиз» и «Техно-Прогресс» передали право требования долга российской компании «Сувар-Казань». Интересный факт: поставки нефти тремя указанными компаниями осуществлялись из ресурсов «Татнефти», при этом «Сувар-Казань» с последней формально никак не связана, по крайней мере, в открытом списке аффилированных структур (а «Татнефть», как публичная компания, обязана раскрывать такую информацию) она не числится. Более того, никакого отношения к нефтяному бизнесу эта компания также не имеет.

Так, «Сувар» специализируется на строительном бизнесе и сфере развлекательных услуг. В частности, компания владеет фитнес-центром «Планета Фитнес» в Казани и Набережных Челнах, сетью супермаркетов «Рамстро», «Сити-Центр», строительными объектами в Казани, а также несколькими казино. По информации российской прессы, «Сувар-Казань» связана с именем первого заместителя гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, а схема с «Татнефтепромом», судя по всему, представляет его личный финансовый интерес.

Не в первый раз

Нынешняя попытка отобрать «Татнефтепром» не первая. Такие попытки начали предприниматься спустя всего несколько лет существования «Укртатнафты» как совместного предприятия. Более того, взнос татарской стороны изначально был виртуальным, воспользоваться им практически компания так и не смогла. Так, изначально взносом татарской стороны, согласно межправительственному соглашению о создании УТН, должны были служить права собственности на нефть и газовый конденсат, добытый на 25 месторождения в Татарстане. При создании СП эти права были оценены в $268 млн. Но вместо этого в 1997 году собрание акционеров «Укртатнафты» разрешило ОАО «Татнефть» и ОАО «Татнефтепром» внести не права на месторождения, а акции этих двух компаний на ту же сумму.

Аргументом в пользу этого решения служило то, что Кременчугский НПЗ изначально был ориентирован на переработку высокосернистой тяжелой нефти из Татарстана, и включение «Татнефтепрома» в состав межгосударственного СП является своеобразным восстановлением прежних хозяйственных связей. Но такое обоснование было исключительно теоретическим: за все тринадцать лет существования «Укртатнафты» нефть с месторождений «Татнефтепрома» на завод не поступала. Да и сам пакет акций добывающей компании постоянно находился под угрозой блокировки или размывания. Так, еще в 2001 году татарские акционеры пытались заложить акции «Татнефтепрома» под кредитную линию в $17 млн. Попытка не увенчалась успехом, но желание осталось. В 2004 году «Татнефть» начала лоббировать идею создания совместного предприятия на базе «Татнефтепрома» и ЗАО «Татнефтеотдача» под названием «Татукрнефть». В уставный фонд этого СП предлагалось передать дочернюю компанию «Татнефтепрома» - «Зюзеевнефть», которая владеет лицензиями на разработку наиболее перспективных месторождений и обеспечивала треть добычи всей компании.

А в 2006 году Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана подписало с «Татнефтью» договор о передаче компании в доверительное управление 28,9% акций «Укртатнафты» сроком до 2011 года. Сразу после этого гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов заявил, что подписание этого договора дает право на продажу 74% акций «Татнефтепрома». Часть вырученных от продажи денег должна была якобы пойти на модернизацию Кременчугского НПЗ.

Интересно, что о готовности вложить в модернизацию нефтеперерабатывающего завода $200-300 млн. татарские акционеры «Укртатнафты» заявляли еще в 2002-2003 годах, но в действительно ни один проект так и не был реализован. В итоге вопрос модернизации татары напрямую увязали с необходимостью продажи «Татнефтепрома», которая и должна была дать необходимую сумму. Судя по всему, модернизация была лишь поводом вернуть добывающий актив под контроль «Татнефти» – именно эта компания была наиболее вероятным покупателем ее акций. Сейчас она как никогда близко подошла к этой цели: ценные бумаги, которые исходя из запасов нефти «Татнефтепрома» (около 37 млн. тонн) стоят как минимум полмиллиарда долларов, оценены меньше чем в сто миллионов. Более того, живые деньги, скорее всего, вообще фигурировать не будут, а акции будут оплачены в счет погашения дутых долгов. Сделка обещает быть выгодной. Для татарских нефтяников, естественно.

От корпоративного к межгосударственному

Если угроза продажи акций «Татнефтепрома» будет реализована, это станет прямым нарушением межправительственных соглашений о взаимном признании Россией и Украиной судебных решений, принятых на территории этих государств. Защищая свою собственность, «Укртатнафта» добилась сразу нескольких судебных вердиктов, запрещающих отчуждение ее собственности на территории РФ. Во-первых, в сентябре 2008 года компания оспорила в Хозсуде Полтавской области договор уступки права требования долгов в пользу «Сувар-Казани». Согласно украинскому законодательству, такая уступка требует согласия должника. Очевидно, такого согласия УТН не давала. Решение суда первой инстанции впоследствии было подтверждено вышестоящими судами, в том числе, Верховным Судом Украины, который в марте 2009-го признал договор уступки прав требования долга недействительным.

Российские суды проигнорировали все эти решения. Однако в соответствии с «Межгосударственным соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности коммерческих структур из государств-членов СНГ» от 1992 года, участники этого соглашения обязаны признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов. К такому как раз и относится мартовское постановление ВСУ. И такие решения, согласно межправам, не должны подтверждаться решениями российских судов. Это значит, что решение Верховного Суда должно безусловно выполняться и на территории России. Если нет – то это еще один камень в огород правовой и экономической целесообразности межгосударственных документов, подписанных в рамках СНГ.

Татары уйдут с добычей, но уйдут

Единственное, что сейчас мешает продаже «Татнефтепрома», так это угроза потери татарской стороной доли в «Укртатнафте». Отобрав «Татнефтепром», руководство «Татнефти» ставит под удар свое участие в СП. Ведь акции, которыми владеет компания (совместно с Минимущества Татарстана – 37%), подкреплены обязательствами, данными при создании совместного предприятия в 1995 году. Таких обязательств, по сути, два: поставка 8 млн. тонн нефти на Кременчугский НПЗ ежегодно и акции «Татнефтепрома» в качестве учредительного взноса. За все тринадцать лет существования УТН «Татнефть» ни разу не поставила на предприятие оговоренный объем нефти. Отобрав «Татнефтепром» российская компания даст все основания для ликвидации СП, следствием чего будет лишение татар прав на участие в его собственности.

Несостоявшаяся ликвидация УТН в 2008 году по инициативе Генпрокуратуры Украины была заблокирована правительством. Но на этот раз, если вопрос о ликвидации встанет вновь, формальных причин для блокирования ликвидации уже не будет. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно – все пойдет по сценарию «Татнефтепрома», только наоборот. Акции «Укртатнафты», которыми владеет и управляет «Татнефть», по решению суда отправятся на принудительную реализацию. После чего единственной интригой останется то, кто будет их покупателем.

Судя по тому, что НАК «Нафтогаз Украины» в силу плачевного финансового состояния даже не попытался купить 18% акций УТН, проданных в конце июня, ООО «Кросан», представляющий интересы группы «Приват», имеет шанс стать основным акционером крупнейшего нефтеперерабатывающего завода страны.

Глеб Простаков

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!