Подробнее Запомнить город


Металлолом вновь стал нужным. Надолго ли?

22.07.09
размер текста:

Еще не так давно промышленники наблюдали беспрецедентное падение цены на металлолом – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вторичное сырье подешевело на 66% - с 400 долларов до 135. Обвал был вызван падением на 40% спроса на украинскую металлопродукцию. Однако повышение в июне мировых цен на прокат заставило поднять плечи и торговцев ломом, которые наконец-то смогли повысить цены на свою продукцию после затяжного пике.

Повышенный спрос на металлопрокат всерьез обрадовал металлургические предприятия страны, испытывавшие серьезные проблемы с реализацией продукции. Цены на металлопрокат повысились на 50-70 долл. - до 400-450 долл. за тонну, что привело к увеличению закупок вторичного сырья и повышению цен на 10-15%. Если в мае стоимость лома колебалась на уровне 130 долларов, то к началу июля она подскочила до 145-150 долл. По прогнозам к началу осени цена может стабилизироваться до уровня 170-200 долл. за тонну.

Экспорт лома не выгодный

Что касается экспорта продукции, то тут металлотрейдерам стало сложнее продавать свою продукцию. Выросли транспортные расходы, в частности на оплату погрузки лома в портах. Также растет задолженность государства перед экспортерами по возврату НДС, которая составляет более 2 млрд. грн., а это делает экспортные операции рискованными. К тому же, до сих пор действует высокая пошлина на вывоз металлолома – 18 долл. за тонну. Хоть сейчас этого вторсырья хватает всем, и наши производители не испытывают в нем нехватки, пошлину никто не отменил. А значит, расходы по уплате ложатся на металлотрейдеров. По подсчетам экспертов выгодным может быть экспорт на сумму не ниже 235-240 долл. за тонну. Сейчас экспортная цена металлолома превышает 250 долл. (в прошлом году – до 600 долл. на FOB). По данным Ассоциации вторичных металлов металлурги подали заявок на покупку 400 тыс., но покупать готовы были по цене чуть в два раза ниже экспортной рыночной. Теперь хоть цена и несколько повысилась, она все равно не дотягивает до рыночной. Но торговцы, все же, вынуждены продавать, чтобы покрыть свои издержки и хоть что-то заработать.

Как следствие, торговцы вторсырьем сконцентрировались на внутреннем потребителе, предлагая ему крупные партии лома, которые смогли накопить за предыдущее время. Такие предприятия-гиганты как «ММК имени Ильича», «Азовсталь», «Миттал Стил Кривой Рог», «Запорожсталь» увеличили заготовки лома, в среднем, на 20-25%, подняв расценки на эту продукцию на 20-30 долларов. Увеличили заготовки лома не только гиганты, но и электроплавильные комбинаты, которые на 100% работают на вторичном сырье.

Зависимость от металлопроката

Эксперты отмечают – цены на металлолом сильно зависят от мировых цен на металлопрокат и растут если не пропорционально, то с небольшим отставанием. Поэтому для того, что бы спрогнозировать цены на вторичное сырье, необходимо внимательней следить за мировыми ценами на прокат, в частности, на длинный прокат, арматуру, квадратную заготовку.

Однако ввиду экономического кризиса спрогнозировать как будут вести себя эти рынки крайне сложно. По мнению аналитиков, рынок металлопроката будет сильно колебаться и зависеть от цен на нефть, объемов государственных антикризисных вливаний, уровня потребления в Китае и Индии, дальнейшего состояния строительного и автомобильного рынков.

«Необходимо следить за ситуацией на Ближнем Востоке, который был весьма активным в закупках металлопроката. В конце августа у мусульман наступает священный месяц Рамадан (с 22 августа по 20 сентября), в который резко падает деловая активность в странах исламского мира. Поэтому в сентябре возможно ослабление спроса на наш металл в мусульманских странах. Кроме того, в конце августа многие автогиганты закрываются на плановый ремонт на неделю-две», - сообщил «Минпрому» аналитик компании «Укрпромвнешэкспертиза» Валерий Посталовский.

Страны Африки и Ближнего Востока действительно играли главную роль в оживлении украинских металлургических предприятий. Только за последний месяц цены в этом регионе выросли на 10-15%, к примеру, на заготовку – до 410 долл., на арматуру – до 455 долл. Поэтому любое колебание цен на этих рынках может существенно снизить спрос на украинский металлопрокат.

Впрочем, сами металлурги смотрят на свои перспективы достаточно оптимистично. В августе они планируют нарастить объемы основных видов продукции на 6-13%. Как сообщает УНИАН, об этом заявил заместитель генерального объединения метзаводов «Металлургпром» Виктор Лесовой на балансовом совещании представителей горно-металлургического комплекса.

По словам Лесового, в августе отрасль должна увеличить на 9% выплавку чугуна (до 2,5 млн. тонн), на 9,4% - стали (до 2,9 млн. тонн.), проката - на 13,5% (до 2,6 млн. тонн). Представитель отрасли также отметил, что производственные мощности предприятий позволяют увеличить объемы. В частности, в августе будут задействованы две доменные печи, и общее число работающих доменных печей увеличится до 31. В июне предприятиям удалось продать больше продукции, чем они произвели за счет запасов со складов. Министр промышленной политики Владимир Новицкий считает, что июль будет самым благоприятным месяцев для производства.

Впрочем, лом может начать дорожать и по другим причинам, не связанным с внешней конъюнктурой металлопроката. К примеру, если такие естественные монополисты, как «Укрзализныця» отменят льготный режим перевозок металлолома (скидка – 10%) и повысят цена на транспортировку лома. Не исключено, что могут возникнуть некоторые затруднения и со своевременной доставкой металлолома из пунктов приема к оптовикам, так как большая часть перевозок сконцентрирована в руках частников. И если переработчики предложат им слишком низкую цену, те могут перейти на более выгодную сборку урожая. Тогда перевозчиков придется переманивать более высокими тарифами, и таким образом, нести большие расходы.

Цены трудно спрогнозировать

Все же, по мнению экспертов, третий квартал будет достаточно успешным для металлургов, соответственно, цены на металлолом немного повыситься, а к концу августа должны стабилизироваться. По словам аналитика компании Dragon Capital Сергея Гайды, металлурги уже имеют заказы на третий квартал, поэтому спрос на металлолом будет оставаться стабильным. В то же время четвертый квартал спрогнозировать достаточно трудно, так как заказов на этот период пока очень мало.

По мнению экспертов, из-за постоянных колебаний цен на металлопрокат предприятиям нет смысла делать большие запасы металлолома. «Это вымывает оборотные средства, а ведь они так нужны металлургам в условиях массовых неплатежей, задолженностей по кредитам, зарплате и так далее. Предприятия сейчас живут, скорее, этими проблемами, а не вопросами закупок металлолома, который сейчас на рынке в избытке», - отметил Сергей Гайда.

Предприятия не верят в окончательное восстановление спроса на их металлургическую продукцию, поэтому пытаются компенсировать невысокие объемы производства временным повышением цен на свою продукцию. Поэтому трейдерам вторсырья не приходится рассчитывать на значительное подорожание своей продукции. Если закупки лома и дальше будут сокращаться, трейдеры могут вообще временно прекратить прием вторсырья. Ведь они уже успели насобирать около 400 млн. тонн. потенциального лома.

Сергей Чигирь





... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!