Подробнее Запомнить город


Правительство раскулачит экспортеров?

17.07.09
размер текста:

Источником покрытия дефицита бюджета в Украине, по мнению правительственных чиновников, могут стать отечественные экспортеры. Именно промышленные компании, ориентированные преимущественно на внешний рынок, благодаря определенным факторам все еще сохраняют некоторые ресурсы ликвидности. В связи с этим, в Кабмине имеет место большой соблазн усилить и диверсифицировать налоговую нагрузку на экспортеров.

Осторожное и планомерное увеличение фискального давления отчасти будет способствовать увеличению доходов бюджета и пополнению золотовалютных резервов страны, однако в некоторых случаях правительство уже переходит рамки экономической обоснованности своих действий и открыто залезает в карман к экспортерам.

В условиях стагнации внутренних рынков, компании, ориентирующиеся на работу в Украине, существенно сократили отчисления в госбюджет. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит правительство усиливает фискальное давление на экспортеров, которые сейчас являются едва ли не единственным сегментом национальной экономики, через который поступает ликвидная валюта.

По официальным данным, еще 19 февраля 2009 года по инициативе Юрия Полунеева (депутата и одного из идеологов экономической политики БЮТ) Верховная Рада приняла за основу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» (законопроект № 3585), а 21 мая он был направлен на повторное второе чтение. Одним из наиболее важных положений в данном проекте нормативно-правового акта стало ужесточение требований по сроку возврата валютной выручки в Украину. В сравнении с предыдущим вариантом, срок сокращен с 180 до 90 дней.

Даная мера ознаменовала начало сворачивания процессов валютной либерализации, которые по иронии судьбы были начаты именно правительством Ю.Тимошенко в 2005 году. Напомним, что 1 апреля 2005 г. Кабинет Министров и Национальный банк отменили обязательную продажу 50% валютной выручки экспортерами, а в мае 2007 года Верховная Рада смягчила требование по сроку возврата валютной выручки с 90 до 180 дней. До 2005 года в Украине существовал очень жесткий режим валютного регулирования, который сложился под воздействием финансовых проблем 1998 года. Оперативная и обязательная продажа валютной выручки экспортерами позволили не только увеличить золотовалютные резервы НБУ, но и насытить экономику деньгами. Нацбанк, скупая доллары, печатал под них новые гривны. Поскольку, в отличие от доллара, гривна может оборачиваться только в Украине, вся законная валютная выручка в конечном итоге оставалась не в оффшорных зонах, а вливалась в национальную экономику. Позже, как было сказано, правительство отказалось от этого механизма, поскольку валюты в страну начало поступать слишком много, в результате чего рост денежной массы превышал потребности экономики.

Нынешняя ситуация характеризуется определенной спецификой, проявляющейся в субъективности валютной политики. Другими словами, ради решения конъюнктурных задач, которые можно было бы решить альтернативными путями, правительство корректирует всю систему госполитики в данном направлении. Сегодняшнее ужесточение сроков, очевидно, объясняется настойчивым желанием Кабмина «чужими руками» насытить рынок валютой. Правительство и НБУ остро нуждаются в американском долларе, прежде всего, для обслуживания долговых обязательств и финансирования закупок газа в летний период (именно на него приходится пик платежей по контрактам с «Газпромом»), поэтому в ближайшем будущем вынуждены будут выходить на валютный рынок (пока что КМУ черпает валюту с части второго транша от МВФ). Скорее всего, именно с целью предотвращения очередных скачков на валютном рынке, власти активно пытаются создать переизбыток валюты на нем. К слову, НБУ косвенно ограничен в интервенциях через жесткие ограничения денежной массы, которых он обязался придерживать в рамках получения кредита от МВФ.

В сложившейся ситуации украинские власти заинтересованы в снижении стоимости американской валюты на внутреннем рынке: это не только удешевит их валютные обязательства, но и расширит импорт, который должен помочь преодолеть инфляционные риски падения внутреннего производства. Однако пострадавшими от такого решения окажутся экспортеры (впрочем, как и все прочие отечественные производители, продукция которых потеряет ценовую конкурентоспособность). Во-первых, за счет того, что они насытят внутренний рынок своей же валютной выручкой, часть ее они потеряют из-за снижения курса доллара, который они же и спровоцируют. Во-вторых, технологический цикл не всегда дает возможность вложиться в 90 дней из-за чего, некоторым компаниям придется совершать дополнительные транзакции. В связи с этим видится рациональным, установить дифференциацию сроков возврата валютной выручки экспортеров в зависимости от особенностей реализации продукции, технологического цикла и географии поставок.

В первоначальном варианте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» также предусматривалось введение обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами. Подобные планы правительства достаточно прагматичны - это позволило бы поддержать золотовалютные резервы НБУ, а кредит МВФ направить на единый казначейский счет с целью финансирования расходов госбюджета. Однако здесь Кабмин впервые почувствовал свою обремененность обязательствами перед МВФ. Согласно последним, как было сказано выше, НБУ обязан удерживать денежную массу, тогда как скупка валюты подразумевает эмиссию в эквивалентном объеме гривны. В связи с этим, регулятор де-факто не может брать на себя такие обязательства в силу непрогнозируемости процесса притока валюты.

Сами экспортеры встретили эту норму крайне негативно, и за все время обсуждения законопроекта проводили кампанию по ее дискредитации. Нежелание отдавать валюту государству, во многом обусловлено высокой долговой нагрузкой, на погашение которой направляется значительная часть выручки. К слову, наибольше валютных долгов имеют приближенные к правительству ФПГ - ИСД и «Финансы и кредит», - которые, очевидно, активно убеждали премьер-министра в нецелесообразности введения обязательной продажи валютной выручки.

Помимо названного законопректа, правительство все активнее использует неформальную практику дополнительной нагрузки на экспортеров. Среди них выделятся два наиболее действенных механизма, которые позволяют частично решать фискальные проблемы. Во-первых, активно тормозится возмещение НДС, в результате чего за первое полугодие 2009 г. сума просроченного к возмещению НДС увеличилась с 2,1 до 4 млрд грн. За счет уменьшения возмещения налога экспортерам, ГНАУ удается выполнять план по сбору НДС. Во-вторых, налоговики очень часто «настоятельно рекомендуют» или даже самостоятельно зачисляют суму возмещенного НДС в качестве авансового платежа налога на прибыль предприятий. В результате, некоторые компании фактически оплатили налог на прибыль на несколько лет вперед. На макроэкономическом уровне это проявилось в 12 млрд грн. переплаченных (авансированных) налогов.

Описанные действия госчиновников все больше напоминают откровенный произвол. Очевидно, что подобная политика в дальнейшем будет загонять в тень финансовые потоки экспортеров. При этом наиболее существенный урон будет нанесен системе государственного управления, которая превращается в конъюнктурный инструмент решения локальных экономических задач.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.
05.11.18, Ярослав Ярош
10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – "20/20" – громко распиаренная ДК "Укргазвыдобування". Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.
01.11.18, Павел Вернивский
Вопрос инвестиций в Украине сейчас один из самых болезненных. Ведь если посмотреть на их количество, которое ежегодно заходит в Украину, наворачиваются слезы на глаза. За 4 неполных года в Украину поступило всего 9 млрд долл. иностранных инвестиций.
30.10.18, Игорь Воронцов
Размещение государственных облигаций Украины на 2 млрд долл. под 9-9,75% годовых, проведенное 25 октября, противоречит целям официально утвержденной правительственной стратегии по снижению долговой нагрузки на экономику и госбюджет. Это также идет в разрез с обещаниями премьера Владимира Гройсмана вытащить страну из долговой ямы и облегчить положение украинцев, которым предстоит из своего кармана возвращать эти долги – которые брали не они.
25.10.18, Ярослав Ярош
Аналитики прогнозируют, что в 2019 г. в глобальной металлургии продолжится парад протекционизма, торговых санкций и экспортных ограничений. И несмотря на это, спрос на металлопродукцию все равно будет расти. Впрочем, как и конкуренция между производителями.
22.10.18, Игорь Воронцов
Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!