Подробнее Запомнить город


Правительство раскулачит экспортеров?

17.07.09
размер текста:

Источником покрытия дефицита бюджета в Украине, по мнению правительственных чиновников, могут стать отечественные экспортеры. Именно промышленные компании, ориентированные преимущественно на внешний рынок, благодаря определенным факторам все еще сохраняют некоторые ресурсы ликвидности. В связи с этим, в Кабмине имеет место большой соблазн усилить и диверсифицировать налоговую нагрузку на экспортеров.

Осторожное и планомерное увеличение фискального давления отчасти будет способствовать увеличению доходов бюджета и пополнению золотовалютных резервов страны, однако в некоторых случаях правительство уже переходит рамки экономической обоснованности своих действий и открыто залезает в карман к экспортерам.

В условиях стагнации внутренних рынков, компании, ориентирующиеся на работу в Украине, существенно сократили отчисления в госбюджет. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит правительство усиливает фискальное давление на экспортеров, которые сейчас являются едва ли не единственным сегментом национальной экономики, через который поступает ликвидная валюта.

По официальным данным, еще 19 февраля 2009 года по инициативе Юрия Полунеева (депутата и одного из идеологов экономической политики БЮТ) Верховная Рада приняла за основу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» (законопроект № 3585), а 21 мая он был направлен на повторное второе чтение. Одним из наиболее важных положений в данном проекте нормативно-правового акта стало ужесточение требований по сроку возврата валютной выручки в Украину. В сравнении с предыдущим вариантом, срок сокращен с 180 до 90 дней.

Даная мера ознаменовала начало сворачивания процессов валютной либерализации, которые по иронии судьбы были начаты именно правительством Ю.Тимошенко в 2005 году. Напомним, что 1 апреля 2005 г. Кабинет Министров и Национальный банк отменили обязательную продажу 50% валютной выручки экспортерами, а в мае 2007 года Верховная Рада смягчила требование по сроку возврата валютной выручки с 90 до 180 дней. До 2005 года в Украине существовал очень жесткий режим валютного регулирования, который сложился под воздействием финансовых проблем 1998 года. Оперативная и обязательная продажа валютной выручки экспортерами позволили не только увеличить золотовалютные резервы НБУ, но и насытить экономику деньгами. Нацбанк, скупая доллары, печатал под них новые гривны. Поскольку, в отличие от доллара, гривна может оборачиваться только в Украине, вся законная валютная выручка в конечном итоге оставалась не в оффшорных зонах, а вливалась в национальную экономику. Позже, как было сказано, правительство отказалось от этого механизма, поскольку валюты в страну начало поступать слишком много, в результате чего рост денежной массы превышал потребности экономики.

Нынешняя ситуация характеризуется определенной спецификой, проявляющейся в субъективности валютной политики. Другими словами, ради решения конъюнктурных задач, которые можно было бы решить альтернативными путями, правительство корректирует всю систему госполитики в данном направлении. Сегодняшнее ужесточение сроков, очевидно, объясняется настойчивым желанием Кабмина «чужими руками» насытить рынок валютой. Правительство и НБУ остро нуждаются в американском долларе, прежде всего, для обслуживания долговых обязательств и финансирования закупок газа в летний период (именно на него приходится пик платежей по контрактам с «Газпромом»), поэтому в ближайшем будущем вынуждены будут выходить на валютный рынок (пока что КМУ черпает валюту с части второго транша от МВФ). Скорее всего, именно с целью предотвращения очередных скачков на валютном рынке, власти активно пытаются создать переизбыток валюты на нем. К слову, НБУ косвенно ограничен в интервенциях через жесткие ограничения денежной массы, которых он обязался придерживать в рамках получения кредита от МВФ.

В сложившейся ситуации украинские власти заинтересованы в снижении стоимости американской валюты на внутреннем рынке: это не только удешевит их валютные обязательства, но и расширит импорт, который должен помочь преодолеть инфляционные риски падения внутреннего производства. Однако пострадавшими от такого решения окажутся экспортеры (впрочем, как и все прочие отечественные производители, продукция которых потеряет ценовую конкурентоспособность). Во-первых, за счет того, что они насытят внутренний рынок своей же валютной выручкой, часть ее они потеряют из-за снижения курса доллара, который они же и спровоцируют. Во-вторых, технологический цикл не всегда дает возможность вложиться в 90 дней из-за чего, некоторым компаниям придется совершать дополнительные транзакции. В связи с этим видится рациональным, установить дифференциацию сроков возврата валютной выручки экспортеров в зависимости от особенностей реализации продукции, технологического цикла и географии поставок.

В первоначальном варианте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» также предусматривалось введение обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами. Подобные планы правительства достаточно прагматичны - это позволило бы поддержать золотовалютные резервы НБУ, а кредит МВФ направить на единый казначейский счет с целью финансирования расходов госбюджета. Однако здесь Кабмин впервые почувствовал свою обремененность обязательствами перед МВФ. Согласно последним, как было сказано выше, НБУ обязан удерживать денежную массу, тогда как скупка валюты подразумевает эмиссию в эквивалентном объеме гривны. В связи с этим, регулятор де-факто не может брать на себя такие обязательства в силу непрогнозируемости процесса притока валюты.

Сами экспортеры встретили эту норму крайне негативно, и за все время обсуждения законопроекта проводили кампанию по ее дискредитации. Нежелание отдавать валюту государству, во многом обусловлено высокой долговой нагрузкой, на погашение которой направляется значительная часть выручки. К слову, наибольше валютных долгов имеют приближенные к правительству ФПГ - ИСД и «Финансы и кредит», - которые, очевидно, активно убеждали премьер-министра в нецелесообразности введения обязательной продажи валютной выручки.

Помимо названного законопректа, правительство все активнее использует неформальную практику дополнительной нагрузки на экспортеров. Среди них выделятся два наиболее действенных механизма, которые позволяют частично решать фискальные проблемы. Во-первых, активно тормозится возмещение НДС, в результате чего за первое полугодие 2009 г. сума просроченного к возмещению НДС увеличилась с 2,1 до 4 млрд грн. За счет уменьшения возмещения налога экспортерам, ГНАУ удается выполнять план по сбору НДС. Во-вторых, налоговики очень часто «настоятельно рекомендуют» или даже самостоятельно зачисляют суму возмещенного НДС в качестве авансового платежа налога на прибыль предприятий. В результате, некоторые компании фактически оплатили налог на прибыль на несколько лет вперед. На макроэкономическом уровне это проявилось в 12 млрд грн. переплаченных (авансированных) налогов.

Описанные действия госчиновников все больше напоминают откровенный произвол. Очевидно, что подобная политика в дальнейшем будет загонять в тень финансовые потоки экспортеров. При этом наиболее существенный урон будет нанесен системе государственного управления, которая превращается в конъюнктурный инструмент решения локальных экономических задач.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!