Подробнее Запомнить город


Правительство раскулачит экспортеров?

17.07.09
размер текста:

Источником покрытия дефицита бюджета в Украине, по мнению правительственных чиновников, могут стать отечественные экспортеры. Именно промышленные компании, ориентированные преимущественно на внешний рынок, благодаря определенным факторам все еще сохраняют некоторые ресурсы ликвидности. В связи с этим, в Кабмине имеет место большой соблазн усилить и диверсифицировать налоговую нагрузку на экспортеров.

Осторожное и планомерное увеличение фискального давления отчасти будет способствовать увеличению доходов бюджета и пополнению золотовалютных резервов страны, однако в некоторых случаях правительство уже переходит рамки экономической обоснованности своих действий и открыто залезает в карман к экспортерам.

В условиях стагнации внутренних рынков, компании, ориентирующиеся на работу в Украине, существенно сократили отчисления в госбюджет. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит правительство усиливает фискальное давление на экспортеров, которые сейчас являются едва ли не единственным сегментом национальной экономики, через который поступает ликвидная валюта.

По официальным данным, еще 19 февраля 2009 года по инициативе Юрия Полунеева (депутата и одного из идеологов экономической политики БЮТ) Верховная Рада приняла за основу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» (законопроект № 3585), а 21 мая он был направлен на повторное второе чтение. Одним из наиболее важных положений в данном проекте нормативно-правового акта стало ужесточение требований по сроку возврата валютной выручки в Украину. В сравнении с предыдущим вариантом, срок сокращен с 180 до 90 дней.

Даная мера ознаменовала начало сворачивания процессов валютной либерализации, которые по иронии судьбы были начаты именно правительством Ю.Тимошенко в 2005 году. Напомним, что 1 апреля 2005 г. Кабинет Министров и Национальный банк отменили обязательную продажу 50% валютной выручки экспортерами, а в мае 2007 года Верховная Рада смягчила требование по сроку возврата валютной выручки с 90 до 180 дней. До 2005 года в Украине существовал очень жесткий режим валютного регулирования, который сложился под воздействием финансовых проблем 1998 года. Оперативная и обязательная продажа валютной выручки экспортерами позволили не только увеличить золотовалютные резервы НБУ, но и насытить экономику деньгами. Нацбанк, скупая доллары, печатал под них новые гривны. Поскольку, в отличие от доллара, гривна может оборачиваться только в Украине, вся законная валютная выручка в конечном итоге оставалась не в оффшорных зонах, а вливалась в национальную экономику. Позже, как было сказано, правительство отказалось от этого механизма, поскольку валюты в страну начало поступать слишком много, в результате чего рост денежной массы превышал потребности экономики.

Нынешняя ситуация характеризуется определенной спецификой, проявляющейся в субъективности валютной политики. Другими словами, ради решения конъюнктурных задач, которые можно было бы решить альтернативными путями, правительство корректирует всю систему госполитики в данном направлении. Сегодняшнее ужесточение сроков, очевидно, объясняется настойчивым желанием Кабмина «чужими руками» насытить рынок валютой. Правительство и НБУ остро нуждаются в американском долларе, прежде всего, для обслуживания долговых обязательств и финансирования закупок газа в летний период (именно на него приходится пик платежей по контрактам с «Газпромом»), поэтому в ближайшем будущем вынуждены будут выходить на валютный рынок (пока что КМУ черпает валюту с части второго транша от МВФ). Скорее всего, именно с целью предотвращения очередных скачков на валютном рынке, власти активно пытаются создать переизбыток валюты на нем. К слову, НБУ косвенно ограничен в интервенциях через жесткие ограничения денежной массы, которых он обязался придерживать в рамках получения кредита от МВФ.

В сложившейся ситуации украинские власти заинтересованы в снижении стоимости американской валюты на внутреннем рынке: это не только удешевит их валютные обязательства, но и расширит импорт, который должен помочь преодолеть инфляционные риски падения внутреннего производства. Однако пострадавшими от такого решения окажутся экспортеры (впрочем, как и все прочие отечественные производители, продукция которых потеряет ценовую конкурентоспособность). Во-первых, за счет того, что они насытят внутренний рынок своей же валютной выручкой, часть ее они потеряют из-за снижения курса доллара, который они же и спровоцируют. Во-вторых, технологический цикл не всегда дает возможность вложиться в 90 дней из-за чего, некоторым компаниям придется совершать дополнительные транзакции. В связи с этим видится рациональным, установить дифференциацию сроков возврата валютной выручки экспортеров в зависимости от особенностей реализации продукции, технологического цикла и географии поставок.

В первоначальном варианте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» также предусматривалось введение обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами. Подобные планы правительства достаточно прагматичны - это позволило бы поддержать золотовалютные резервы НБУ, а кредит МВФ направить на единый казначейский счет с целью финансирования расходов госбюджета. Однако здесь Кабмин впервые почувствовал свою обремененность обязательствами перед МВФ. Согласно последним, как было сказано выше, НБУ обязан удерживать денежную массу, тогда как скупка валюты подразумевает эмиссию в эквивалентном объеме гривны. В связи с этим, регулятор де-факто не может брать на себя такие обязательства в силу непрогнозируемости процесса притока валюты.

Сами экспортеры встретили эту норму крайне негативно, и за все время обсуждения законопроекта проводили кампанию по ее дискредитации. Нежелание отдавать валюту государству, во многом обусловлено высокой долговой нагрузкой, на погашение которой направляется значительная часть выручки. К слову, наибольше валютных долгов имеют приближенные к правительству ФПГ - ИСД и «Финансы и кредит», - которые, очевидно, активно убеждали премьер-министра в нецелесообразности введения обязательной продажи валютной выручки.

Помимо названного законопректа, правительство все активнее использует неформальную практику дополнительной нагрузки на экспортеров. Среди них выделятся два наиболее действенных механизма, которые позволяют частично решать фискальные проблемы. Во-первых, активно тормозится возмещение НДС, в результате чего за первое полугодие 2009 г. сума просроченного к возмещению НДС увеличилась с 2,1 до 4 млрд грн. За счет уменьшения возмещения налога экспортерам, ГНАУ удается выполнять план по сбору НДС. Во-вторых, налоговики очень часто «настоятельно рекомендуют» или даже самостоятельно зачисляют суму возмещенного НДС в качестве авансового платежа налога на прибыль предприятий. В результате, некоторые компании фактически оплатили налог на прибыль на несколько лет вперед. На макроэкономическом уровне это проявилось в 12 млрд грн. переплаченных (авансированных) налогов.

Описанные действия госчиновников все больше напоминают откровенный произвол. Очевидно, что подобная политика в дальнейшем будет загонять в тень финансовые потоки экспортеров. При этом наиболее существенный урон будет нанесен системе государственного управления, которая превращается в конъюнктурный инструмент решения локальных экономических задач.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!