Подробнее Запомнить город


ИСД и Алчевск: любовь лишь только снилась?

16.07.09
размер текста:

Несмотря на все публичные заявления, со времен резонансной коммунальной аварии 2006 года город Алчевск так и не реконструировали. К тому же «титульный» меткомбинат сражен кризисом, и его хозяевам (корпорации ИСД), судя по всему, сейчас далеко не до проблем города.

Планов громадье…

В 2006 году город Алчевск Луганской области стал печальным примером реального состояния дел в Украине – не только в жилищно-коммунальном хозяйстве, но и в экономике в целом. Напомним, что авария системы теплоснабжения оставила тогда без тепла весь город, и ликвидировать ее были вынуждены не только центральные власти, но и привлеченные зарубежные специалисты.

Зимнее ЧП заставило владельцев градообразующего «куста» предприятий (Алчевский меткомбинат, «Алчевсккокс») – Индустриальный союз Донбасса – начать масштабную пиар-кампанию, направленную на формирование образа ИСД как «радетеля» за развитие города, вплоть до новомодной темы корпоративного социального партнерства (КСО). Так, именно алчевский прецедент подтолкнул холдинг к ежегодным конференциям по КСО, а сам Алчевск в последующие годы был назван «пилотным проектом успешного комплексного социального партнерства бизнеса и городской общины».

Причем, по информации ИСД, группа начала активные инвестиции в социальную сферу города еще в 2006 г., приняв участие в ликвидации аварии. В позапрошлом году ИСД создал Фонд развития Алчевска и пообещал, среди прочего, развивать жилищно-коммунальную и транспортную инфраструктуру. Сообщается, что именно с помощью ИСД в Алчевске реализуется стратегический план экономического развития на 2008-12 гг., годовые программы развития (в т.ч. на этот год), программа реформирования ЖКХ и прочие.

«Стратегический план» до 2012 г. направлен – кто бы сомневался – на модернизацию ЖКХ, а также на развитие малого и среднего бизнеса. План четко констатирует: коммунальная инфраструктура крайне изношена (по нашим данным, средний износ – 80%, а по отдельным объектам – 100%), средств на капремонт и реконструкцию горбюджет не выделяет, уровень компетенции сотрудников и руководства предприятий ЖКХ низкий. Для исправления ситуации предлагается приватизировать городской коммунхоз – все остальные предложения вторичны; также предлагается реконструкция местного полигона твердых бытовых отходов.
В свою очередь, годовой план на 2009 г. утвержден уже в начале нынешнего года и смотрится более реалистично. В нем идет речь лишь о «продолжении реализации реконструкции», на которую в этом году намечено направить 21,8 млн грн. из госбюджета и 2,4 млн из бюджета города («при наличии»). При этом доход горбюджета в 2009 г. ожидается в размере 135,7 млн грн., госбюджетная дотация – еще плюс 7,245 млн грн.

…А на самом деле

Впрочем, в местных органах власти если и говорят о негативах, то сильно смягчают акценты даже в частном разговоре. В Кабмине же нам открыли и иную сторону «медали»: например, в начале 2009 г. проверка отечественной Счетной палаты выявила, что правительственное распоряжение от 9 февраля 2006 г. «Об обеспечении стабилизации ситуации в г. Алчевск» выполнено местными властями лишь частично, а в части децентрализации теплоснабжения города не выполнено совсем.

В самой Счетной палате сообщают: на преодоление последствий аварии 2006 г. из резервного фонда, государственного и местного бюджетов, а также разными предприятиями и организациями выделено более 33 млн грн. А в 2007-08 гг. городу «на развитие» только из госбюджета направлено более 45 млн грн. Но значительная часть всех этих средств, продолжают эксперты, нерационально использована и распылена, а говоря попросту – проедена. Скажем, так и не введены 2 новые котельные, которые должны были заработать еще в 2007 г., не завершена реконструкция еще 1 котельной. А купленные за счет центральных субвенций 3 котла (1,8 млн грн.) попросту не используются. Недостаточен объем капремонтов, не введены в эксплуатацию объекты теплосетей котельных «Восточная» и «Заводская».

Аудиторы констатируют: использование средств проводилось с нарушением закона, и совершенно без согласования с программами развития города – хотя власти Алчевска так любят хвастаться этими программами. В частности, финансирование одних и тех же объектов многократно дублировалось в различных плановых сметах, что приводило к завышению объема получаемых средств (и последующему их неконтролируемому распределению). Бюджетные ресурсы распылялись по объектам с низким уровнем готовности.

При этом столичное Министерство жилищно-коммунального хозяйства в числе прочего санкционировало финансирование 9 объектов города общей стоимостью 35,4 млн грн. совершенно без проектно-сметной документации.

Как отмечают специалисты, алчевские власти в 2007-08 гг. настолько «рьяно» развивали город, что не сумели освоить и вернули в госбюджет 3,5 млн грн. помощи. «Растащить не успели, а на город тратить неохота – вот и вернули», - говорит наш собеседник в горсовете.

Деньги растрачены, результата, по сути, нет… Интересно в таком случае, а куда ушла так широко распиаренная помощь от ИСД? Или для Сергея Таруты (а именно он в последние годы был главным «любителем» КСО в корпорации) главное – публично заявить, а как там на самом деле – вопрос десятый?

Понятно, что в условиях кризиса ситуация тем более не изменится. И горбюджет опустел, и метхолдингу бы основной бизнес сохранить, а не то, что город спонсировать.

Кстати, о заводах

Кстати, об основном бизнесе. В последние годы «алчевский куст» ИСД развивался достаточно активно. На Алчевском МК запущен конвертерный цех, в 2009 г. в доменном переделе внедряется довольно прогрессивная технология применения пылеугольного топлива (ПУТ). На коксохиме, среди прочего, освоено современное оборудование сухого тушения кокса. И это только крупнейшие проекты.

С другой стороны, практически все инвестиции в развитие 2-х заводов (кроме ПУТ) сейчас заморожены. По результатам І полугодия АМК сократил производство агломерата (подготовленное железорудное сырье) относительно января-июня 2008 г. на 14,5%, до 2,13 млн т, чугуна – на 30%, до 1,6 млн т, стали – на 32,8%, до 1,768 млн т, готового проката – на 32%, до 1,637 млн т. В том числе отдельно в июне, комбинат выпустил 343 тыс. т агломерата, 247 тыс. т чугуна, 274 тыс. т стали и лишь 233 тыс. т проката.

Работники жалуются на «ползучие» сокращения – отправку в отпуска без содержания, да и прямые увольнения. В этой связи вспоминается, что ИСД одним из первых «почувствовал» кризис и уже в октябре 2008 г. начал оптимизацию своего бизнеса, в т.ч. путем заморозки целых компаний с полным сокращением их штата. В чем, кстати, есть и плюс – чем быстрее осознание реальности, тем адекватнее реакция.

На самом АМК извещают, что на текущий год запланировали ввести в строй установки ПУТ на домнах №1 и №5, продолжить освоение конвертерной технологии, выплавки т.н. IF-марок стали, совершенствовать получение листового проката из штрипсовых марок стали на стане 3000.

Однако объем инвестиций во все эти мероприятия тщательно скрывается. Судя по всему, если задекларированные вложения и будут произведены, то на самом минимальном уровне.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!