Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: своим – повышаем, России – скидки

08.04.16
размер текста:

"Укрзализныця" становится мачехой для украинских предприятий, но некоторым российским горнорудным компаниям заботливо предоставляет весьма щедрые скидки на перевозку грузов. Результатом такого подхода может стать потеря позиций отечественных ГОКов на внешних рынках, а затем и неизбежное падение объема грузоперевозок у самих железнодорожников.

Праздник 1 мая для украинских промышленников рискует быть омрачен очередным повышением тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Как известно, Кабинет министров 2 марта одобрил финансовый план "Укрзализныци", который предусматривает среднегодовое повышение тарифов на 10%. Впрочем, по факту ж/д тарифы вырастут еще больше – на 15%.

Необходимость повышения тарифов в "Укрзализныце" объясняют необходимостью привлечь средства для моденизации крайне изношенного подвижного состава. Впрочем, подобные аргументы звучали и раньше, в т.ч. в прошлом году, когда тарифы на перевозку грузов были повышены сразу на 30%. Однако никакой модернизации при этом не произошло. В феврале министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, выступая на заседании Совета экспортеров, признал, что в Украине изношены более 90% железнодорожной инфраструктуры и парка локомотивов. С последними на железной дороге настоящая беда: средний возраст магистральных тепловозов составляет 30 лет, а электровозов – 40 лет.

По оценкам представителя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимира Гусака, только от прошлогоднего повышения железнодорожных тарифов "Укрзализныця" получила дополнительно 9 млрд грн. Только вот эти деньги пошли точно не на модернизацию изношенной инфраструктуры. МинПром ранее писал о том, как железная дорога теряет колоссальные средства только на закупках дизельного топлива для тепловозов. Сами транспортники ранее оценивали ежегодные коррупционные потери на железной дороге в 10-20 млрд грн. То есть в прошлом году на "УЗ" можно было бы провести весьма солидную часть модернизационных работ, если заткнуть коррупционные дыры. Но сегодня процесс напоминает лишь более интенсивный забег с ведрами к бездонной бочке.

Пока же руководители железной дороги продолжают раздавать обещания. Так, назначенный вместо уволенного 30 марта Александра Завгороднего новый и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов на днях сообщил о планах инвестировать в развитие 11,2 млрд грн., из которых 5,6 млрд грн. обещают потратить на приобретение нового и модернизацию старого подвижного состава. В частности, запланирована покупка 1100-1300 полувагонов за счет средств международных финансовых организаций, и еще 270 грузовых, 31 пассажирский вагон и 55 единиц путевой техники за счет собственных средств "УЗ". Кроме того, на модернизацию старых вагонов, тягового подвижного состава запланировано потратить более 3 млрд грн.

Но воплотятся эти планы в реальность или так и останутся словами – вопрос спорный. Стоит отметить, что в последние три года руководители железной дороги имеют приставку и.о. Причем недавно уволенный А.Завгородний руководил компанией менее 8 месяцев. Частая смена руководителей явно не идет на пользу железной дороге, которая работает откровенно неудовлетворительно.

В частности, в марте "Укрзализныця" не могла справиться с отгрузкой продукции Авдеевского коксохимического завода. Как сообщал генеральный директор предприятия Муса Магомедов, по состоянию на 19 марта на колесах стояло 19 тыс. тонн кокса, не принятых железной дорогой к перевозке. При этом из ежесуточно производимых 7 тыс. тонн кокса железнодорожники могли обеспечить вывоз всего 5 тыс. тонн. В результате АКХЗ был вынужден снизить производство до минимально допустимого значения.

А в первых числах апреля группа "Метинвест" возобновила каботажные перевозки сырья на мариупольские меткомбинаты по причине того, что "Укрзализныця" не смогла обеспечить нужный трафик по железнодорожному участку Камыш-Заря – Волноваха. В компании сообщили, что вместо необходимых 16 грузовых поездов в сутки "Укрзализныця" обеспечивает в направлении Мариуполя только 13. Это связано с дефицитом локомотивной тяги и неэффективной операционной работой железной дороги: несвоевременным обеспечением дизельным топливом и запасными частями, заправкой локомотивов только в депо приписки и неоптимальным графиком сменных локомотивных бригад.

Стоит отметить, что в марте мариупольские металлурги были вынуждены за свои деньги заправлять тепловозы "Укрзализныци", так как по причине нехватки дизтоплива пропускная способность участка Камыш-Заря – Волноваха снижалась в отдельные дни до 12 составов. В результате только меткомбинат "Азовсталь" ежесуточно терял 4 тыс. тонн чугуна.

Теперь из-за нерасторопности железнодорожников "Метинвест" вынужден отправлять в Мариуполь железорудный концентрат через Бердянский порт. Но использование данного маршрута приводит к удорожанию поставок сырья на 8-15 долл./тонну и, как следствие, увеличению себестоимости чугуна. Генеральный директор компании "Метинвест-Шиппинг" Ирина Лямцева отмечает, что ранее металлурги обращались к железнодорожникам с предложением начать реализацию стратегического проекта по увеличению грузовых перевозок в направлении Мариуполя до 22 грузовых поездов в сутки, но эта инициатива повисла в воздухе. "Цена безразличия "Укрзализныци" – недополученная валютная выручка в объеме около 1 млрд долл. в год", – подчеркивает топ-менеджер.

Хронически подводя отечественных производителей и постоянно поднимая вопрос повышения тарифов, "Укрзализныця" проявляет удивительную лояльность к некоторым российским горнорудным компаниям. Как стало известно МинПрому, в марте тарифы для транзитных перевозок российской руды для объемов свыше 350 тыс. тонн в месяц были снижены на 15% при поставках в страны Восточной Европы и на 25% при поставках через одесские порты.

Новость об этом уже вызвала крайне негативную реакцию главы профильного парламентского комитета по вопросам промышленной политики Виктора Галасюка. Он назвал недопустимым предоставление подобных преференций и подчеркнул, что данный шаг является дискриминацией украинского бизнеса.

Российские производители ЖРС являются прямыми конкурентами украинцев на внешних рынках и в первую очередь на восточноевропейском. И конкурируют производители по себестоимости: кто может произвести товар с меньшими затратами, тот и выиграл. Проигравшему же приходится сокращать свое присутствие на рынке или даже уходить с него. Стоит отметить, что российские рудари и так имеют два важных конкурентных преимущества перед отечественными ГОКами. Во-первых, в России дешевле энергоносители, а во-вторых, рентные ставки на добычу железной руды в РФ гораздо ниже, чем в Украине. Теперь у них появляется третье преимущество – транспортное, столь заботливо предоставленное украинским оператором железных дорог.

При такой сверхлояльности "Укрзализныци" к прямым конкурентам отечественных производителей Украина в 2016 году может недосчитаться значительной части валютной выручки, особенно со стороны европейских покупателей. А ведь в прошлом году Украина от экспорта железорудного сырья получила 2,2 млрд долл., что составило 6% экспорта страны. В свою очередь сокращение валютной выручки угрожает стабильности курса национальной валюты, а значит, и риском нового витка инфляции.

Ранее производители железорудного сырья неоднократно подчеркивали, что очередное повышение тарифов может сделать работу отрасли нерентабельной. В частности, генеральный директор Центрального ГОКа Дмитрий Шевчик предостерегал, что в сегодняшних условиях любое повышение железнодорожных тарифов автоматически сделает украинских производителей неконкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, повышение тарифов для украинских производителей вкупе с предоставлением скидок россиянам грозит потерей доли на внешних рынках для отечественных ГОКов. В результате теряющие клиентов рудари будут вынуждены снижать объемы производства, а это в свою очередь ударит по самой "Укрзализныце". Так, в прошлом году тарифы были повышены на 30%, а перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась на 9,5%.

Очевидно, что очередной виток тарифного ралли приведет к дальнейшему сокращению объема перевозок, причем не только предприятий горно-металлургического комплекса. Серьезный удар будет нанесен и по аграриям, химикам, угольщикам и производителям удобрений. Переживаемый сегодня украинской экономикой кризис убедительно показал, что проблемы неэффективной работы госпредприятий не решаются простым повышением тарифов – необходима реформа самой системы, первым шагом которой должно стать преодоление коррупции.

Елена Курашина

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!