Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: своим – повышаем, России – скидки

08.04.16
размер текста:

"Укрзализныця" становится мачехой для украинских предприятий, но некоторым российским горнорудным компаниям заботливо предоставляет весьма щедрые скидки на перевозку грузов. Результатом такого подхода может стать потеря позиций отечественных ГОКов на внешних рынках, а затем и неизбежное падение объема грузоперевозок у самих железнодорожников.

Праздник 1 мая для украинских промышленников рискует быть омрачен очередным повышением тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Как известно, Кабинет министров 2 марта одобрил финансовый план "Укрзализныци", который предусматривает среднегодовое повышение тарифов на 10%. Впрочем, по факту ж/д тарифы вырастут еще больше – на 15%.

Необходимость повышения тарифов в "Укрзализныце" объясняют необходимостью привлечь средства для моденизации крайне изношенного подвижного состава. Впрочем, подобные аргументы звучали и раньше, в т.ч. в прошлом году, когда тарифы на перевозку грузов были повышены сразу на 30%. Однако никакой модернизации при этом не произошло. В феврале министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, выступая на заседании Совета экспортеров, признал, что в Украине изношены более 90% железнодорожной инфраструктуры и парка локомотивов. С последними на железной дороге настоящая беда: средний возраст магистральных тепловозов составляет 30 лет, а электровозов – 40 лет.

По оценкам представителя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимира Гусака, только от прошлогоднего повышения железнодорожных тарифов "Укрзализныця" получила дополнительно 9 млрд грн. Только вот эти деньги пошли точно не на модернизацию изношенной инфраструктуры. МинПром ранее писал о том, как железная дорога теряет колоссальные средства только на закупках дизельного топлива для тепловозов. Сами транспортники ранее оценивали ежегодные коррупционные потери на железной дороге в 10-20 млрд грн. То есть в прошлом году на "УЗ" можно было бы провести весьма солидную часть модернизационных работ, если заткнуть коррупционные дыры. Но сегодня процесс напоминает лишь более интенсивный забег с ведрами к бездонной бочке.

Пока же руководители железной дороги продолжают раздавать обещания. Так, назначенный вместо уволенного 30 марта Александра Завгороднего новый и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов на днях сообщил о планах инвестировать в развитие 11,2 млрд грн., из которых 5,6 млрд грн. обещают потратить на приобретение нового и модернизацию старого подвижного состава. В частности, запланирована покупка 1100-1300 полувагонов за счет средств международных финансовых организаций, и еще 270 грузовых, 31 пассажирский вагон и 55 единиц путевой техники за счет собственных средств "УЗ". Кроме того, на модернизацию старых вагонов, тягового подвижного состава запланировано потратить более 3 млрд грн.

Но воплотятся эти планы в реальность или так и останутся словами – вопрос спорный. Стоит отметить, что в последние три года руководители железной дороги имеют приставку и.о. Причем недавно уволенный А.Завгородний руководил компанией менее 8 месяцев. Частая смена руководителей явно не идет на пользу железной дороге, которая работает откровенно неудовлетворительно.

В частности, в марте "Укрзализныця" не могла справиться с отгрузкой продукции Авдеевского коксохимического завода. Как сообщал генеральный директор предприятия Муса Магомедов, по состоянию на 19 марта на колесах стояло 19 тыс. тонн кокса, не принятых железной дорогой к перевозке. При этом из ежесуточно производимых 7 тыс. тонн кокса железнодорожники могли обеспечить вывоз всего 5 тыс. тонн. В результате АКХЗ был вынужден снизить производство до минимально допустимого значения.

А в первых числах апреля группа "Метинвест" возобновила каботажные перевозки сырья на мариупольские меткомбинаты по причине того, что "Укрзализныця" не смогла обеспечить нужный трафик по железнодорожному участку Камыш-Заря – Волноваха. В компании сообщили, что вместо необходимых 16 грузовых поездов в сутки "Укрзализныця" обеспечивает в направлении Мариуполя только 13. Это связано с дефицитом локомотивной тяги и неэффективной операционной работой железной дороги: несвоевременным обеспечением дизельным топливом и запасными частями, заправкой локомотивов только в депо приписки и неоптимальным графиком сменных локомотивных бригад.

Стоит отметить, что в марте мариупольские металлурги были вынуждены за свои деньги заправлять тепловозы "Укрзализныци", так как по причине нехватки дизтоплива пропускная способность участка Камыш-Заря – Волноваха снижалась в отдельные дни до 12 составов. В результате только меткомбинат "Азовсталь" ежесуточно терял 4 тыс. тонн чугуна.

Теперь из-за нерасторопности железнодорожников "Метинвест" вынужден отправлять в Мариуполь железорудный концентрат через Бердянский порт. Но использование данного маршрута приводит к удорожанию поставок сырья на 8-15 долл./тонну и, как следствие, увеличению себестоимости чугуна. Генеральный директор компании "Метинвест-Шиппинг" Ирина Лямцева отмечает, что ранее металлурги обращались к железнодорожникам с предложением начать реализацию стратегического проекта по увеличению грузовых перевозок в направлении Мариуполя до 22 грузовых поездов в сутки, но эта инициатива повисла в воздухе. "Цена безразличия "Укрзализныци" – недополученная валютная выручка в объеме около 1 млрд долл. в год", – подчеркивает топ-менеджер.

Хронически подводя отечественных производителей и постоянно поднимая вопрос повышения тарифов, "Укрзализныця" проявляет удивительную лояльность к некоторым российским горнорудным компаниям. Как стало известно МинПрому, в марте тарифы для транзитных перевозок российской руды для объемов свыше 350 тыс. тонн в месяц были снижены на 15% при поставках в страны Восточной Европы и на 25% при поставках через одесские порты.

Новость об этом уже вызвала крайне негативную реакцию главы профильного парламентского комитета по вопросам промышленной политики Виктора Галасюка. Он назвал недопустимым предоставление подобных преференций и подчеркнул, что данный шаг является дискриминацией украинского бизнеса.

Российские производители ЖРС являются прямыми конкурентами украинцев на внешних рынках и в первую очередь на восточноевропейском. И конкурируют производители по себестоимости: кто может произвести товар с меньшими затратами, тот и выиграл. Проигравшему же приходится сокращать свое присутствие на рынке или даже уходить с него. Стоит отметить, что российские рудари и так имеют два важных конкурентных преимущества перед отечественными ГОКами. Во-первых, в России дешевле энергоносители, а во-вторых, рентные ставки на добычу железной руды в РФ гораздо ниже, чем в Украине. Теперь у них появляется третье преимущество – транспортное, столь заботливо предоставленное украинским оператором железных дорог.

При такой сверхлояльности "Укрзализныци" к прямым конкурентам отечественных производителей Украина в 2016 году может недосчитаться значительной части валютной выручки, особенно со стороны европейских покупателей. А ведь в прошлом году Украина от экспорта железорудного сырья получила 2,2 млрд долл., что составило 6% экспорта страны. В свою очередь сокращение валютной выручки угрожает стабильности курса национальной валюты, а значит, и риском нового витка инфляции.

Ранее производители железорудного сырья неоднократно подчеркивали, что очередное повышение тарифов может сделать работу отрасли нерентабельной. В частности, генеральный директор Центрального ГОКа Дмитрий Шевчик предостерегал, что в сегодняшних условиях любое повышение железнодорожных тарифов автоматически сделает украинских производителей неконкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, повышение тарифов для украинских производителей вкупе с предоставлением скидок россиянам грозит потерей доли на внешних рынках для отечественных ГОКов. В результате теряющие клиентов рудари будут вынуждены снижать объемы производства, а это в свою очередь ударит по самой "Укрзализныце". Так, в прошлом году тарифы были повышены на 30%, а перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась на 9,5%.

Очевидно, что очередной виток тарифного ралли приведет к дальнейшему сокращению объема перевозок, причем не только предприятий горно-металлургического комплекса. Серьезный удар будет нанесен и по аграриям, химикам, угольщикам и производителям удобрений. Переживаемый сегодня украинской экономикой кризис убедительно показал, что проблемы неэффективной работы госпредприятий не решаются простым повышением тарифов – необходима реформа самой системы, первым шагом которой должно стать преодоление коррупции.

Елена Курашина

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4
22:20 | 20.04.2016
Boston
Ya learn soinmhteg new everyday. It's true I guess!
21:16 | 19.04.2016
Lyddy
I told my grdatmonher how you helped. She said, "bake them a cake!"
22:34 | 18.04.2016
Kaiden
Ho ho, who wodlua thunk it, right?
10:29 | 09.04.2016
Михаил
Зато управление жд дорогами заработает )

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!