Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: своим – повышаем, России – скидки

08.04.16
размер текста:

"Укрзализныця" становится мачехой для украинских предприятий, но некоторым российским горнорудным компаниям заботливо предоставляет весьма щедрые скидки на перевозку грузов. Результатом такого подхода может стать потеря позиций отечественных ГОКов на внешних рынках, а затем и неизбежное падение объема грузоперевозок у самих железнодорожников.

Праздник 1 мая для украинских промышленников рискует быть омрачен очередным повышением тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Как известно, Кабинет министров 2 марта одобрил финансовый план "Укрзализныци", который предусматривает среднегодовое повышение тарифов на 10%. Впрочем, по факту ж/д тарифы вырастут еще больше – на 15%.

Необходимость повышения тарифов в "Укрзализныце" объясняют необходимостью привлечь средства для моденизации крайне изношенного подвижного состава. Впрочем, подобные аргументы звучали и раньше, в т.ч. в прошлом году, когда тарифы на перевозку грузов были повышены сразу на 30%. Однако никакой модернизации при этом не произошло. В феврале министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, выступая на заседании Совета экспортеров, признал, что в Украине изношены более 90% железнодорожной инфраструктуры и парка локомотивов. С последними на железной дороге настоящая беда: средний возраст магистральных тепловозов составляет 30 лет, а электровозов – 40 лет.

По оценкам представителя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимира Гусака, только от прошлогоднего повышения железнодорожных тарифов "Укрзализныця" получила дополнительно 9 млрд грн. Только вот эти деньги пошли точно не на модернизацию изношенной инфраструктуры. МинПром ранее писал о том, как железная дорога теряет колоссальные средства только на закупках дизельного топлива для тепловозов. Сами транспортники ранее оценивали ежегодные коррупционные потери на железной дороге в 10-20 млрд грн. То есть в прошлом году на "УЗ" можно было бы провести весьма солидную часть модернизационных работ, если заткнуть коррупционные дыры. Но сегодня процесс напоминает лишь более интенсивный забег с ведрами к бездонной бочке.

Пока же руководители железной дороги продолжают раздавать обещания. Так, назначенный вместо уволенного 30 марта Александра Завгороднего новый и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов на днях сообщил о планах инвестировать в развитие 11,2 млрд грн., из которых 5,6 млрд грн. обещают потратить на приобретение нового и модернизацию старого подвижного состава. В частности, запланирована покупка 1100-1300 полувагонов за счет средств международных финансовых организаций, и еще 270 грузовых, 31 пассажирский вагон и 55 единиц путевой техники за счет собственных средств "УЗ". Кроме того, на модернизацию старых вагонов, тягового подвижного состава запланировано потратить более 3 млрд грн.

Но воплотятся эти планы в реальность или так и останутся словами – вопрос спорный. Стоит отметить, что в последние три года руководители железной дороги имеют приставку и.о. Причем недавно уволенный А.Завгородний руководил компанией менее 8 месяцев. Частая смена руководителей явно не идет на пользу железной дороге, которая работает откровенно неудовлетворительно.

В частности, в марте "Укрзализныця" не могла справиться с отгрузкой продукции Авдеевского коксохимического завода. Как сообщал генеральный директор предприятия Муса Магомедов, по состоянию на 19 марта на колесах стояло 19 тыс. тонн кокса, не принятых железной дорогой к перевозке. При этом из ежесуточно производимых 7 тыс. тонн кокса железнодорожники могли обеспечить вывоз всего 5 тыс. тонн. В результате АКХЗ был вынужден снизить производство до минимально допустимого значения.

А в первых числах апреля группа "Метинвест" возобновила каботажные перевозки сырья на мариупольские меткомбинаты по причине того, что "Укрзализныця" не смогла обеспечить нужный трафик по железнодорожному участку Камыш-Заря – Волноваха. В компании сообщили, что вместо необходимых 16 грузовых поездов в сутки "Укрзализныця" обеспечивает в направлении Мариуполя только 13. Это связано с дефицитом локомотивной тяги и неэффективной операционной работой железной дороги: несвоевременным обеспечением дизельным топливом и запасными частями, заправкой локомотивов только в депо приписки и неоптимальным графиком сменных локомотивных бригад.

Стоит отметить, что в марте мариупольские металлурги были вынуждены за свои деньги заправлять тепловозы "Укрзализныци", так как по причине нехватки дизтоплива пропускная способность участка Камыш-Заря – Волноваха снижалась в отдельные дни до 12 составов. В результате только меткомбинат "Азовсталь" ежесуточно терял 4 тыс. тонн чугуна.

Теперь из-за нерасторопности железнодорожников "Метинвест" вынужден отправлять в Мариуполь железорудный концентрат через Бердянский порт. Но использование данного маршрута приводит к удорожанию поставок сырья на 8-15 долл./тонну и, как следствие, увеличению себестоимости чугуна. Генеральный директор компании "Метинвест-Шиппинг" Ирина Лямцева отмечает, что ранее металлурги обращались к железнодорожникам с предложением начать реализацию стратегического проекта по увеличению грузовых перевозок в направлении Мариуполя до 22 грузовых поездов в сутки, но эта инициатива повисла в воздухе. "Цена безразличия "Укрзализныци" – недополученная валютная выручка в объеме около 1 млрд долл. в год", – подчеркивает топ-менеджер.

Хронически подводя отечественных производителей и постоянно поднимая вопрос повышения тарифов, "Укрзализныця" проявляет удивительную лояльность к некоторым российским горнорудным компаниям. Как стало известно МинПрому, в марте тарифы для транзитных перевозок российской руды для объемов свыше 350 тыс. тонн в месяц были снижены на 15% при поставках в страны Восточной Европы и на 25% при поставках через одесские порты.

Новость об этом уже вызвала крайне негативную реакцию главы профильного парламентского комитета по вопросам промышленной политики Виктора Галасюка. Он назвал недопустимым предоставление подобных преференций и подчеркнул, что данный шаг является дискриминацией украинского бизнеса.

Российские производители ЖРС являются прямыми конкурентами украинцев на внешних рынках и в первую очередь на восточноевропейском. И конкурируют производители по себестоимости: кто может произвести товар с меньшими затратами, тот и выиграл. Проигравшему же приходится сокращать свое присутствие на рынке или даже уходить с него. Стоит отметить, что российские рудари и так имеют два важных конкурентных преимущества перед отечественными ГОКами. Во-первых, в России дешевле энергоносители, а во-вторых, рентные ставки на добычу железной руды в РФ гораздо ниже, чем в Украине. Теперь у них появляется третье преимущество – транспортное, столь заботливо предоставленное украинским оператором железных дорог.

При такой сверхлояльности "Укрзализныци" к прямым конкурентам отечественных производителей Украина в 2016 году может недосчитаться значительной части валютной выручки, особенно со стороны европейских покупателей. А ведь в прошлом году Украина от экспорта железорудного сырья получила 2,2 млрд долл., что составило 6% экспорта страны. В свою очередь сокращение валютной выручки угрожает стабильности курса национальной валюты, а значит, и риском нового витка инфляции.

Ранее производители железорудного сырья неоднократно подчеркивали, что очередное повышение тарифов может сделать работу отрасли нерентабельной. В частности, генеральный директор Центрального ГОКа Дмитрий Шевчик предостерегал, что в сегодняшних условиях любое повышение железнодорожных тарифов автоматически сделает украинских производителей неконкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, повышение тарифов для украинских производителей вкупе с предоставлением скидок россиянам грозит потерей доли на внешних рынках для отечественных ГОКов. В результате теряющие клиентов рудари будут вынуждены снижать объемы производства, а это в свою очередь ударит по самой "Укрзализныце". Так, в прошлом году тарифы были повышены на 30%, а перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась на 9,5%.

Очевидно, что очередной виток тарифного ралли приведет к дальнейшему сокращению объема перевозок, причем не только предприятий горно-металлургического комплекса. Серьезный удар будет нанесен и по аграриям, химикам, угольщикам и производителям удобрений. Переживаемый сегодня украинской экономикой кризис убедительно показал, что проблемы неэффективной работы госпредприятий не решаются простым повышением тарифов – необходима реформа самой системы, первым шагом которой должно стать преодоление коррупции.

Елена Курашина

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4
22:20 | 20.04.2016
Boston
Ya learn soinmhteg new everyday. It's true I guess!
21:16 | 19.04.2016
Lyddy
I told my grdatmonher how you helped. She said, "bake them a cake!"
22:34 | 18.04.2016
Kaiden
Ho ho, who wodlua thunk it, right?
10:29 | 09.04.2016
Михаил
Зато управление жд дорогами заработает )

...
Новости партнеров


Статьи
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.
30.11.18, Игорь Воронцов
Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.
28.11.18, Ярослав Ярош
Подписание договоров о режиме свободной торговли с ЕС (в 2016 г.) и Канадой (в 2017 г.) способствовало росту товарооборота между Украиной и этими партнерами, хотя и не снесло до основания все торговые барьеры. Теперь в Киеве готовы сделать подобный шаг и в восточном направлении. Точнее два шага. Договор о ЗСТ с Турцией уже почти готов, а с Китаем – только на начальной переговорной стадии. Однако ожидания относительно выгодности новых зон неоднозначные.
26.11.18, Анна Ганзенко
Несмотря на все победные реляции о пополнении парка грузовых вагонов и резонансную историю с закупкой американских локомотивов работа главного предприятия железнодорожной отрасли все так же вызывает справедливые нарекания наиболее крупных клиентов, что бесспорно свидетельствует о наличии более сложных, системных препятствий для ее дальнейшего развития.
22.11.18, Игорь Воронцов
Совет Национального банка Украины в начале ноября направил Кабинету министров Украины рекомендации с целью не допустить разбалансировку валютного рынка в конце 2018 – начале 2019 гг. Сможет ли Кабмин выполнить пожелания Совета НЮУ и не допустить обвал курса, как это уже было последние 3 года – МинПром выяснил с помощью экспертов.
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!