Подробнее Запомнить город


Запорожсталь: первый пошел

09.07.09
размер текста:

Иностранные инвесторы покидают отечественный металлургический бизнес. Заработав на нещадной эксплуатации унаследованных от СССР производственных активов, природных ресурсов государства и окружающей среды в период гипервысоких цен на металлопродукцию, они больше не хотят заниматься этим делом в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, когда потребовалось вкладывать значительные инвестиции в модернизацию.

На этой неделе в Украине всплыла информация о возможной продаже третьего по величине металлургического комбината страны ОАО «Запорожсталь» (в 2008 г. комбинат выплавил 3,9 млн т стали, произвел 3,2 млн т проката, выручка составила 13,64 млрд грн, чистая прибыль – 47,65 млн грн). 7 июля Антимонопольный комитет Украины сообщил, что он официально предоставил разрешение компании Airol Beteiligungen AG (г. Цюрих, Швейцария), которая осуществляет инвестиционную деятельность с ценными бумагами и не занимается хозяйственной деятельностью в Украине, на приобретение доли в уставных фондах ООО «Рось» и ООО «Запоріжсталь-РС» (оба г. Запорожье). Первая из них, согласно информации АМК, также занимается инвестиционной деятельностью с ценными бумаги, а вторая специализируется на оптовой торговле углем, рудами и продукцией химической промышленности.

Приобретение доли в названных компаниях обеспечивает в них Airol Beteiligungen AG мажоритарную долю (более 50+1% уставного капитала). Ряд фактов дает основание предположить, что названная сделка является продажей своей доли компанией Midland Group Эдуарда Шифрина и Алексея Шнайдера, которые де-факто являются совладельцами «Запорожстали». Источник, близкий к регистратору акций ОАО «Запорожсталь-РС» также косвенно подтвердил эту информацию.
До 2009 г. владельцами комбината выступали фактически три крупных акционера: Midland Group, Игорь Дворецкий и Артур Абдинов. В прессе очень часто звучит информация о паритетном владении комбинатом между украинскими и иностранными собственниками (Midland Group), однако по нашим данным после известной реорганизации «Запорожстали» соотношение стало 40:60 в пользу иностранцев.

Еще в 2008 году пакеты акций начали «тасоваться» между структурами Midland Group, логику чего было сложно уловить. На данный момент крупнейшими акционерами комбината выступают компании ООО «Галинвест» (16,8%), Межрегиональный фондовый союз» (13,5%), ООО «Київ Секюрітіз Груп» (21,8%), ООО «Запоріжсталь-РС» (16,95%), Global Steel Іnvestments Limited (12,0%), ООО «Мидленд Кепитал Менеджмент» (11,7%). Именно последние четыре компании связывают с Midland Group.

То, что акции ООО «Запоріжсталь-РС» продает именно Midland Group может подтвердить тот факт, что из состава акционеров компании, скорее всего, вышла ООО «Гелабран Реал Истейт». По математическим расчетам, только она могла продать пакет акций, который может позволить другой компании сконцентрировать контрольный пакет акций ООО «Запоріжсталь-РС». В свою очередь, ООО «Гелабран Реал Істейт» зарегистрирована по тому же адресу, что и ООО «Київ Секюрітіз Груп», входящая в сферу влияния Midland Group.

Компанию Airol Beteiligungen AG связывают с украинским пулом инвесторов, поэтому версия о продаже пакета акций «Запорожстали» именно Эдуардом Шифриным и Алексеем Шнайдером имеет в своем основании серьезные факты.

Между тем, слухи о планах по выходу иностранных собственников циркулируют уже давно. Несмотря на свой масштаб, комбинат в последнее время обрастал хроническими проблемами. Во-первых, «Запорожсталь» является одним из самых технологически отставших предприятий страны. Основная доля стали плавится в мартенах и разливается в изложницы, что повышает ресурсоемкость и, соответственно, себестоимость продукции. Несмотря на регулярные обещания акционеров и руководства начать инвестировать в модернизацию (а не капитальный ремонт) основных фондов, никаких ощутимых подвижек в сравнении другими украинскими предприятиями сделано не было.

Во-вторых, что является закономерным продолжения первого пункта, на комбинат регулярно наседают местные и государственные органы власти с требованием уменьшить вредные для окружающей среды выбросы. Одним из главных требований было заменить мартены и реконструировать аглофабрику. До поры до времени эти процессы удавалось затягивать, однако в городе, который является одним из самых загрязненных в Украине и одним из лидеров по онкологическим заболеваниям, уже нарастает массовое недовольство, которое может подорвать влияние местных политических сил. Поэтому последние будут активно склонять комбинат к модернизации.

В-третьих, одной из наиболее серьезных экономических проблем комбината, которая была актуальна даже в условиях высоких цен на рынке металлопродукции, является тот факт, что он наименее обеспечен сырьевыми ресурсами среди украинских предприятий. При этом дефицит наблюдается практически по всем видам сырья. Сейчас комбинат является крупным, но не мажоритарным акционером Запорожского ЖРК и «Запорожкокса». Эти предприятия являются основными поставщиками на «Запорожсталь», соответственно, аглоруды и кокса, однако их мощностей недостаточно для обеспечения комбината сырьем в необходимом количестве.

Для нормальной работы (загрузки на уровне 95-97%), потребности «Запорожстали» по коксу составляют почти 2 млн. тонн. Из них только 1,5-1,7 млн. т может поставить «Запорожкокс», и то только при условии, что комбинат найдет для него уголь. В 2006 г. «Запорожтсаль» приобрела в России ПО «Шолоховское» (мощности по обогащению 1,2 млн. т коксующихся) и шахту «Быстрянская 1, 2» (план по добыче – 750 тыс. т в год). Они теоретически позволяют на 50% удовлетворить потребности «Запорожкокса» в сырье, что позволяет покрыть потребности меткомбината в коксе на 35%. Однако, для того, чтобы выйти на максимальный уровень добычи, в шахту и в комбинат необходимо инвестировать значительные средства, что акционеры комбината делают крайне неохотно. Ситуация с ЖРС еще намного хуже. ЗЖРК может покрыть только потребности в аглоруде (свыше 1 млн. т), а вот концентрат и окатыши приходиться закупать на стороне.

Устаревшие мощности предприятия, а также отсутствие стабильных поставщиков кокса и железной руды серьезно играли против прибыльности «Запорожстали» даже во время благоприятной конъюнктуры. А по мере снижения цен на металлопродукцию деятельность комбината становится попросту нерентабельной. Ситуацию усугубляет и тот факт, что "Запорожсталь" специализируется на производстве листового проката, спрос на который практически мертвый из-за глубокого спада в машиностроении. Основными потребителями продукции комбината являются производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, производители бытовой техники. Данные отрасли экономики после кризиса восстанавливаются, как правило, последними, поэтому благоприятных условий на рынках в ближайшем будущем не ожидается.

Все названные причины требуют от собственников либо начинать глубокую модернизацию, либо выходить из бизнеса.
Возможная продажа «Запорожстали» дает основания полагать, что процесс бегства спекулятивного капитала с отечественной металлургии уже начался. Несмотря на все риски, этот процесс может оказаться весьма полезным для Украины, поскольку работать в нынешних условиях на минимальных инвестициях уже практически невозможно. Сегодняшняя ситуация такова, что получить прибыль в ГМК можно только через реализацию обширной инвестпрограммы, что предполагает приход стратегического капитала, ориентированного на долгосрочную перспективу, а не на конъюнктурные спекулятивные операции.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!