Подробнее Запомнить город


Украинский чермет – 2009: дно где-то рядом

10.07.09
размер текста:

Финансово-экономический кризис продемонстрировал, что фаза сверхвысоких цен на рынке металлопродукции также имеет свои временные рамки. Пока цены достигали заоблачных вершин, а рентабельность деятельности в данном секторе экономики превышала 50%, собственники производственных активов в ГМК демонстрировали готовность инвестировать в этот бизнес. Однако на данный момент цены на металлопродукцию составляют только 30-40% от прошлогоднего уровня, а инвестиции в производство необходимы, чтобы избежать дальнейшей потери конкурентоспособности, и не гарантируют даже минимальной отдачи. В подобных условиях интерес к металлургии начинает угасать.

Первое полугодие 2009 года стало для отечественных металлургов периодом протрезвления от трехгодичного периода благоденствия на внешних мировых рынках. После обвала цен на мировых рынках осенью прошлого года, они возлагали особые надежды на нынешнюю весну, которая должна была дать ответ, насколько глубоким является нынешний спад. Многие ожидали, что цены, по меньшей мере, подтянутся к прошлогодним. Однако особых позитивных тенденций так и не было зафиксировано. Лишь во второй половине июня цены на заготовку (наиболее популярную на данный момент статью экспорта украинской металлопродукции) достигли 400 долл./тонн (FOB Черное море). В среднем же, в первом полугодии цена колебалась в диапазоне 260-320 долл/тонну. На фоне прошлогодних 1100-1200 долл./тонн июньский всплеск, который в большей мере является сезонным, вряд ли можно считать началом восстановления рынков.

В первом полугодии 2009 года, в условиях избытка предложения, цены на металлопродукцию приблизились к ее себестоимости. Более того, императив сохранения позиций на рынках вынуждает многие компании продавать продукцию даже себе в убыток. Очевидно, что выжить в таких условиях могут только те компании, которые максимально минимизировали и рационализировали свои расходы. В этой ситуации очень четко проявились проблемы украинских металлургов, каждая из которых выражалась в дополнительной «надбавке» к себестоимости продукции. Среди наиболее «дорогих» проблем можно выделить:

1) Энерго- и ресурсоемкость производства металлопродукции. В частности, украинские сталевары тратят в 2-3 раза больше энергии на выплавку тонны стали, расходуют больше ЖРС, кокса и лома.

2) Неэффективность рынков сырья, проявляющаяся в повышенной плате за менее качественное сырье (в первую очередь, коксующиеся угли и производимый из них кокс). Очевидно, что некоторые украинские ФПГ возят сырье с других концов света не от хорошей жизни.

3) Непрогнозируемое и далеко не всегда обоснованное госрегулирование, проявляющееся в резких скачках цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Речь идет, прежде всего, о тарифообразовании на перевозки железнодорожным транспортом, аккордных ставок на обработку грузов в портах, ставок платы за пользование недрами, стоимости электроэнергии, перманентной неизвестности с ценой на газ и пр.

4) Узость и дороговизна транспортной инфраструктуры, что связано с отсутствием глубоководных морских портов и актуальной до последнего времени проблемой дефицита и технического состояния грузовых ж/д вагонов и ж/д инфраструктуры. Более того, не имея возможности и/или способности решить эти проблемы, правительство с удивительным упорством не пускает в эти сегменты экономики частный капитал.

Названные факторы стали причинами того, что украинские компании в игре на понижение объективно не могут выставлять настолько низкие цены, как это делают их главные конкуренты – турки, россияне и китайцы. В связи с этим они вынуждены были частично уйти с рынка, поскольку дома их также никто не ждет. Из-за нежелания правительства уделять внимание проблеме расширения внутренних рынков, металлурги вынуждены были сократить производство и законсервировать часть мощностей.

В результате, по итогам первого полугодия украинские предприятия ГМК (по предварительным данным), сократили производство чугуна, стали и проката на 34-39% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, железорудного сырья - на 22-35%. При этом, производство готового проката за шесть месяцев сократилось на 34% - до 12,354 млн тонн, стали - на 39% до 13,615 млн тонн, чугуна - на 35% до 11,976 млн тонн, производство труб снизилось на 43% - до 728 тыс. тонн, метизов - на 50% до 99 тыс. тонн, кокса - на 26% до 8,280 млн тонн.

В ежемесячной динамике мы можем констатировать стабилизацию падения производства стали на уровне 60% от докризисных объемов. С начала 2009 года ежемесячный объем выплавки стали зафиксирован возле отметки 2,3 млн тонн и отклоняется от этого уровня на очень незначительный процент.

Рис. 1. Ежемесячный объем выплавки стали в Украине, млн тонн.



На данный момент, загрузка производственных мощностей украинских металлургических предприятий составляет около 57-58%. Причем это далеко не самый худший результат в мире.

Определенную поддержку металлургам в первом полугодии оказали такие факторы как:
1. Девальвация национальной валюты, которая создала им дополнительный ресурс ценовой конкурентоспособности. Поскольку значительная часть внутренних расходов (фонд оплаты труда, тарифы госмонополий и др.) номинированы в гривнах, обесценивание национальной валюты расширило финансовые ресурсы метпредприятий. Кроме того, девальвация очистила внутренний рынок от конкурентов. За пять месяцев текущего года импорт металлопродукции в Украину по группе «черные металлы» сократился на 72,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 1575,7 тыс. тонн до 426,7 тыс. тонн). При этом значительно сократилась доля сырья, полуфабрикатов и плоского проката.

2. Замораживание и даже снижение цен на некоторые ресурсы и сопутствующие тарифы (газ, электроэнергия, перевозки и пр.). К слову, 24 июня правительство Украины продлило еще на три месяца – до 1 октября 2009 г. действие постановления № 925 от 14 октября 2008 г. «О мерах по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах страны». Напомним, что данным нормативно-правовым актом введен ряд льгот для предприятий ГМК и химпрома, в частности – мораторий на повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки и электроэнергию, отмену 12% целевой надбавки при продаже газа. Также Кабмин пообещал содействовать снижению цен на основные виды сырья для металлургического производства и сокращению до 5 дней сроков возмещения НДС для экспортеров.

3. Расширение географии экспорта. В частности, украинские компании впервые с 2004-2005 гг. вернулись в Юго-Восточную Азию, в том числе Китай.
Стоит отметить, что экспорт украинской металлопродукции продолжает сползать к низкотехнологичной продукции. По итогам января-мая 2009 года доля полуфабрикатов в общей структуре экспорта металлопродукции из Украины достигла 55,1%, тогда как за аналогичный период прошлого года составляла 45,7%. Данная тенденция является следствием низкого качества украинской продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также достаточно высокой ее себестоимостью. Очевидно, что поскольку каждый передел украинского чермета является более дорогим, нежели у конкурентов, то в сумме конечная продукция окажется более дорогой с мультипликатором количества переделов.

В разрезе по предприятиям самые высокие темпы падения выплавки стали за первые 6 месяцев показали Макеевский МЗ (вообще прекратили выплавку стали), Донецкий электрометаллургический завод (47,4%), ММК им. Ильича (46,7%), «АрселорМиттал Кривой Рог» (42,0%) и «Азовсталь» (40,5%).

Рис. 2. Производственные результаты украинских металлургических предприятий в первом полугодии 2009 г.


Рекордное падение на этих комбинатах связано со спецификой ассортимента товаров, которые они производят. Как видно, больше всего пострадали производители плоского проката (только Криворожсталь не специализируется на этом сортаменте), основными потребителями которых являются предприятия машиностроения, которое переживает сейчас очень тяжелые времена.

Таким образом, первое полугодие можно назвать периодом стабилизации падения. Украинская металлургия застыла на уровне 4-х годичной давности и ожидает улучшения ситуации. Этот период можно пережить по-разному. Между тем, уменьшение загрузки позволяет менее болезненно провести модернизацию основных фондов, о готовности к чему украинские металлурги заявляли в прошлом году. Очевидно, что после обвала цен энтузиазма в этом вопросе поубавилось, однако без реализации инвестиционных программ, они, вряд ли, смогут зарабатывать в условиях, подобных сегодняшним.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
11:21 | 17.07.2009
1
1
11:07 | 13.07.2009
Metallych
"анная тенденция является следствием низкого качества украинской продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также достаточно высокой ее себестоимостью. Очевидно, что поскольку каждый передел украинского чермета является более дорогим, нежели у конкурентов, то в сумме конечная продукция окажется более дорогой с мультипликатором количества переделов."

Интересно, какие-такие переделы автор учитывает в промежутке между производством заготовки и готового проката? Я вижу только один. И сомневаюсь, что он так неэффективен, что дешевый полуфабрикат сразу же превращается в дорогой неконкурентноспособный прокат. Так что причина невостребованности на внешних рынках другая.
07:57 | 11.07.2009
Металлург
Все правильно, халява которая досталась от СССР кончилась и сразу кончился интерес собственников к отрасли. Ни чего не делается, ремонтов нет, модернизации нет, людей разгоняют, оптимизаторы хреновы, все ржавеет со страшной силой. Пора учить Китайский язык г-да АЛИГАРХИ!

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!