Подробнее Запомнить город


Нефть Коломойского

07.07.09
размер текста:

Вот уже несколько недель к ряду группа «Приват» генерирует большую часть новостей в нефтяной индустрии. Активность Игоря Коломойского в этом сегменте выросла с началом масштабного кризиса в черной металлургии и в сопутствующей подотрасли – производстве ферросплавов, которая до сих пор была флагманом империи «Приват». Судя по всему, сейчас группа вновь поставила на топливо – Коломойский как никогда раньше близок к осуществлению давней идеи – формированию собственной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) в Украине.

Недавно произошли сразу два неординарных события. Человек из «Привата» возглавил госкомпанию «Укртранснафта», управляющую нефтетранспортной инфраструктурой страны. А компания «Корсан», представляющая группу на Кременчугском НПЗ, купила спорный пакет акций «Укртатнафты», радикально повлияв на расклад сил в корпоративном конфликте на заводе. Усиление влияния «Привата» на обе структуры делает его ключевым игроком в украинской нефтянке. Ведь уже сегодня Игорь Коломойский с партнерами управляет крупнейшей добывающей компанией «Укрнафта», двумя малыми НПЗ в Западной Украине, сетью из полутора тысяч АЗС, а также морскими терминалами по перевалке нефти и нефтепродуктов.

Не захват, но назначение

События на «Укртранснафте» развивались стремительно и драматично. Стратегию развития нефтяного бизнеса Коломойского непосредственно воплощали два десятка бойцов в камуфляжной форме, которые утром 22 июня взяли под контроль офис госкомпании, расположенный на улице Артема. По расчищенному спецназовцами пути в здание проследовал новый руководитель компании Александр Лазорко, некогда – глава принадлежащего «Привату» НПК «Галичина», а с января этого года – заместитель председателя правления «Укртранснафты» Игоря Кирюшина. Последний попытался уволить Лазорко за три недели до описываемого инцидента, формальный повод для увольнения – «прогулы». Судя по всему, бывший шеф «Укртранснафты» загодя почувствовал угрозу, исходящую от подчиненного. Но решение Кирюшина не поддержали в материнской компании – «Нафтогазе», и даже наоборот, инициировали расследование деятельности руководителя «Укртранснафты».

Все говорило о грядущей отставке, но процедура увольнения менеджера такого уровня – длительная и сложная. Вот здесь и сработали действенные методы «Привата»: имея на руках решение о назначении себя и.о. предправления компании, Александр Лазорко силой занял свой новый кабинет. Рейдерским захватом произошедшее можно назвать с большой натяжкой, ведь санкционирован он был на самом высоком уровне. Интересно, что драматические события в центре Киева не нашли отклика ни в выступлениях премьер-министра Юлии Тимошенко, обычно резко реагирующей на попытки установить контроль над стратегическими активами со стороны бизнес групп, ни в словах профильных чиновников. Избежать серьезной огласки помогло назначение Игоря Кирюшина заместителем министра топлива и энергетики, что равносильно почетной отставке.

Управлять достаточно

Оперативное управление – конек «Привата». Достаточно управлять активом, генерирующим большой денежный поток, и вовсе не обязательно им владеть. Тому же «Газпрому» незачем получать украинские газопроводы в собственность, ему нужна всего лишь доля в управляющей компании (консорциуме), которая позволит влиять на их работу. Контроль над украинской ГТС – дело общеукраинского, и даже – общеевропейского масштаба. «Приват» получил контроль над нефтетранспортной инфраструктурой страны почти незаметно. А ведь до сих пор ни одной бизнес-группе не удавалось непосредственно управлять госкомпанией такого масштаба.

Контроль над нефтетранспортной инфраструктурой – это туз, которым можно крыть любую карту конкурентов. Во-первых, этот актив ценен сам по себе, поскольку генерирует немалый денежный поток (2 млрд грн. в 2008 году). Во-вторых, он дает возможность «Привату» манипулировать нефтяным ресурсом – прежде всего, нефтью, находящейся в трубе. Так, Одесса-Броды содержит 450 тыс. тонн российской нефти, которую вполне могут слить под предлогом закачки каспийского ресурса. Эта нефть – ценный ресурс для контролируемых группой нефтеперерабатывающих заводов. И, наконец, «Укртранснафта» - отличная разменная монета в многочисленных конфликтах «Привата» с государством или конкурирующими бизнес-группами. Таких конфликтных точек предостаточно: и «Укрнафта», и Кременчугский НПЗ, и контроль над розничной сетью ANP (находится в залоге у «Укрпромбанка», где введена временна администрация) и тому подобное.

То, что «Приват» умеет конвертировать «управление» в прибыли можно убедиться на многочисленных примерах, начиная от Никопольского завода ферросплавов и заканчивая «Укрнафтой» и «Укртатнафтой». Кстати, о последней.

Уже не миноритарий

Полтора года «Приват» управляет крупнейшим в стране нефтеперерабатывающим заводом в Кременчуге, владея при этом немногим более 1% акций «Укртатнафты». В прошлую субботу эта ситуация радикально изменилась: группа стала третьим крупнейшим собственником компании, выкупив спорный 18%-й пакет акций. Сама процедура длилась не более десяти минут. Единственным претендентом на покупку ценных бумаг выступала фирма «Корсан», которую представлял Геннадий Корбан – главный корпоративный технолог «Привата». Ни представители «Татнефти», владеющие в целом 28% акций, ни сотрудники «Нафтогаза» (43%), в торгах участия не приняли. И если татары, судя по всему, решили не принимать участие в конкурсе принципиально, надеясь продолжить борьбу за восстановление контроля над предприятием в судах и чиновничьих кабинетах России и Украины, то у НАКа просто не хватило денег на задаток в 303,5 млн грн. В госмонополии сослались на свою финансовую несостоятельность и необходимость длительного согласования затрат на уровне Кабмина.

Понятно, что было бы желание и такое согласование заняло бы минимум времени. Тем более что у НАКа оснований торговаться за эти акции еще больше, чем у «Привата». Если последний делает первый шаг к увеличению своей доли в «Укртатнафте», то «Нафтогаз» мог бы бороться за золотую акцию, которая дает возможность полностью восстановить влияние государства на Кременчугский НПЗ: нынешний пакет акций плюс 18% дает в сумме 61%. Этого достаточно для кворума на собрании акционеров, на котором меняется менеджмент. Причем при желании цена вопроса имела бы не ключевое значение. Ведь конечным получателем денег является сама «Укртатнафта», на балансе которой и числился спорный пакет, отсуженный у двух иностранных оффшорок – AmRuz и Sea Group, аффилированных с «Татнефтью». Понятно, что покупатель акций, который одновременно управляет компанией, сможет легко вернуть свои вложения, ведь платит он, по большому счету, сам себе.

Этим тезисом, судя по всему, и руководствовался «Приват», участвуя в организованном конкурсе по продаже 18%. Главной интригой торгов стала цена. Несмотря на то, что «Корсан» вполне мог купить акции по их номинальной стоимости (немногим более 100 млн грн.), заплатил он ни много ни мало – 2,1 млрд грн. К стартовой цене в полтора миллиарда в виду того, что конкуренции за акции не предполагается, аукционный комитет добавил еще 600 млн гривен. На вопрос, почему именно столько ответ организатором конкурса был недвусмысленным: «Два с лишним миллиарда больше, чем полтора». Тот факт, что, скажем, 3 млрд больше чем 2,1, а 4 больше, чем 3 в расчет не брался. Как мы уже говорили, цена имела второстепенное значение. Интересно, что если экстраполировать сумму, заплаченную за 18%, получим справедливую стоимость всей «Укртатнафты» в 1,5 млрд долл. или более миллиарда евро, что вполне сравнимо со стоимостью акций европейских НПЗ со скидкой на объемы переработки. Пусть эта стоимость получена искусственно, зато звучит красиво, что говорит о том, что Игорь Коломойский, если и выстраивает схемы, то красивые.

Перестав быть просто управляющим, но, став крупным акционером, группа «Приват» вероятно вскоре замахнется на более весомый пакет акций. Механизм борьбы за него пока смутный, но в общих чертах понятен. Прежде всего, Коломойский будет претендовать на долю татарских акционеров – «Татнефти» и министерства имущества республики Татарстан. Оснований для отчуждения их долей с юридической точки зрения достаточно. Ни «Татнефть», которая ни разу за все время существования совместного предприятия не поставила на него обещанные 8 млн тонн нефти в год, ни власти Татарстана, которые сейчас оспаривают права «Укртатнафты» на добывающее предприятие «Татнефтепром» (служил учредительным взносом в СП), своих инвестобязательств не выполнили. Это – основание для судебных разбирательств, а в таланте юристам «Привата» не откажешь. А, сложив свою нынешнюю долю с татарской частью, Коломойский получит необходимые ему 40%, которые позволят блокировать решения на любом собрании акционеров. Тем самым «приватовский» менеджмент «Укртатнафты» перестанет быть временным.

Так строится ВИНК

Итого, группа «Приват» за последние годы значительно усилила свое влияние во всех сегментах нефтяной индустрии. Группа уже выстроила четкую цепочку: от добычи нефти до ее переработки и реализации через собственную сеть АЗС. Для окончательной монополизации рынка группе не хватает совсем немного. Аверс Одесса-Броды загрузит западно-украинские заводы «Привата», сегодня простаивающие без нефтяного ресурса. Пассивность «Нафтогаза», который, похоже, не заинтересован в восстановлении своего влияния на «Укртатнафту», в итоге даст Игорю Коломойскому шанс окончательно закрепиться в Кременчуге. Бизнесмену останется разве что поставить своего человека в Антимонопольном комитете, чтобы вопрос о проявлениях монопольной власти на рынке и вовсе не поднимался.

Глеб Простаков

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!