Долгое пике железной руды

Публікації

Производители железной руды притормозили расширение объемов добычи, но из-за низкого спроса избыток поставок сохранится надолго. С учетом этого факта и негативных тенденций в китайской экономике аналитики дружно пересматривают прогнозы в сторону понижения. Не стоит ожидать улучшения ценовой ситуации в обозримом будущем: историческая статистика сырьевых индексов ясно указывает, что рынок находится на нисходящей ветви очередного 30-летнего цикла, и, хотя обвальный участок уже позади, спад затянется надолго. Правда, теперь он будет менее резким.

Китайский негатив

Переход китайской экономики к "новой норме", т. е. к более медленным темпам роста, чем в последние 30 лет, когда средняя скорость подъема составляла 10%, оказался тяжелым испытанием для сталелитейной промышленности. Впервые за четверть века национальный спрос уменьшился, цены обвалились, и перепроизводство вынудило заводы снизить загрузку мощностей. Выплавка нерафинированной стали, которая за 1990-2014 годы увеличилась в 12 раз, в прошедшем году сократилась на 2,3%, до 803,8 млн тонн. Особенно резким оказался декабрьский годовой спад – он составил 5,2%, поскольку в четвертом квартале прирост ВВП оказался самым низким после 2009 года – 6,8%. К концу 2015-го резко сократилось промышленное производство, снизились розничные продажи и инвестиции в недвижимость.

Снижение внутреннего спроса на сталь привело к росту экспорта – в прошлом году он подскочил на 20%, до исторического рекорда 112,4 млн тонн. Тем не менее экспорт не спасет китайских производителей: многие правительства уже приняли меры по защите внутренних рынков от лавины импорта, а другие – готовят такие меры.

В CISA считают, что потребуются и дальнейшие сокращения объемов производства стали. Правда, аналитики полагают, что этот процесс растянется надолго. Например, Су Хуминь из шанхайской фирмы Huatai Great Wall Futures Co. говорит, что в текущем году объем сокращений будет таким же, как и в 2015-м, поскольку, в условиях избытка поставок, заводы отчаянно стремятся сохранить свои рыночные доли. Но снижение спроса будет стимулировать производителей к уменьшению выпуска. Глава CISA Цзан Гуанин предсказывает, что процесс снижения спроса будет продолжительным, а десятка "лидеров" списка убыточных предприятий за первые 11 месяцев 2015 года увеличила свои потери в 11 раз.

По прогнозу Citigroup, в 2016 году сокращение объемов производства стали составит 2,6%, эксперты CISA тоже говорят, что выпуск металла уменьшится до 783 млн тонн. Почти такие же цифры назвали эксперты China Metallurgical Industry Planning and Research Institute: по их мнению, выпуск уменьшится на 25 млн тонн, или примерно на 3%, до 781 млн тонн. А председатель Shanghai Baosteel Group Corporation полагает, что в итоге объемы производства сократятся на 20%.

Правительство сознает необходимость снижения масштабов перепроизводства, и пообещало компаниям помощь в решении основной проблемы, связанной с закрытием избыточных мощностей. Такое закрытие неизбежно приводит к сокращению рабочих мест, что сопряжено с ростом социальной напряженности. Поэтому до сих пор государственным предприятиям, которые доминируют в отрасли, фактически не позволяли увольнять рабочих. Теперь же премьер КНР Ли Кекян объявил, что будет учрежден специальный фонд для помощи производителям стали и угля, которым придется сокращать персонал при закрытии убыточных предприятий. Кроме того, премьер пообещал оказать помощь в трудоустройстве уволенных рабочих и обеспечить финансовую поддержку их семьям. Ответственность за сокращение сталелитейных и угольных мощностей Ли Кекян возложил на правительства провинций. Таким образом, сокращение объемов производства стали в Китае начинает обретать реальные очертания. Соответственно, уменьшится спрос на железную руду.

Ближайшие перспективы

Вероятно, китайские тенденции впечатлили производителей железной руды. Во всяком случае, Rio Tinto Group сообщила, что собирается притормозить расширение поставок и увеличит их объем в текущем году примерно на 7%, до 350 млн тонн, после роста на 11% в 2015-м. В свою очередь, BHP Billiton собирается увеличить добычу на австралийских месторождениях в текущем финансовом году (заканчивается 30 июня) на 6%, после 13% годом ранее. Определенные коррективы в предыдущие планы BHP внесла остановка Samarco, ее бразильского СП с Vale, связанная с ноябрьским прорывом дамбы, который унес жизни 17 человек. Именно по этой причине добыча BHP составит не 247, а 237 млн тонн. Да и Vale в декабре снизила на 10% свой прогноз относительно объемов добычи. Однако поставки все же будут увеличиваться, хоть и медленнее, чем ранее. Соответственно, цены продолжат падение.

Об этом говорят и эксперты Citigroup: по их мнению, цены на железную руду еще не достигли дна. Банк снизил свой прогноз на текущий год на 12%, до 36 долл./ тонну, и до 35 долл. в 2017 и 2018 годах, вместо ожидавшихся ранее 39 и 40 долл. соответственно. Таким образом, Citigroup снизил базовый прогноз на три года с 40 до 30 долл./тонну, а при негативном сценарии возможно падение цен и до 28 долл. Аналитик банка Айвэн Шпаковски указал в своем обзоре, что велика вероятность снижения цен до менее 30 долл. уже в 2016 году.

В качестве основной причины єксперт указал низкий спрос на сталь в Китае и сокращение ее производства, что приведет к спаду потребления железной руды. На это наложилось интенсивное расширение низкозатратной добычи руды лидерами рынка Rio Tinto, BHP Billiton и Vale, причем их затраты продолжают сокращаться из-за падения цен на фрахт и энергию (нефть уже стоит менее 30 долл./барр.).

Соответственно, снижается уровень безубыточности предприятий, и расширяются возможности сохранять прибыльность при низких ценах. Затраты лидеров упали более ожидаемого. По словам А.Шпаковски, эволюция затрат – второй из важнейших факторов давления на рынок железной руды.

С этими прогнозами согласны и в Australia & New Zealand Banking Group. Эксперты ANZ говорят, что в марте цены на руду будут находиться в диапазоне между 35 и 40 долл./тонну, и вероятность их падения еще ниже "растет с каждым днем".

Дежавю

Ситуация окажется более прозрачной при обращении к историческим аналогам, в частности, к статистике индексов сырьевых цен (All Commodity Price Index), которую газета The Economist собирает на протяжении последних 150 лет. Нынешние тенденции вполне аналогичны тем, что наблюдались на протяжении последних четырех циклов из зарегистрированных после 1887 года. Основное различие – в скорости. В ходе текущего цикла мир испытал самый резкий 4-летний спад после 1931 года, и, похоже, он перейдет в самый резкий 5-летний спад.

Как указал аналитик Майк Шасслер, пики последних четырех сырьевых циклов отстоят друг от друга примерно на 30 лет. Это означает, что именно такова примерная продолжительность сырьевого цикла. Каждый из них состоял из 10-летнего подъема, за которым следовал обвальный спад, продолжавшийся около пяти лет, который переходил в сравнительно плавное снижение, длившееся еще 15 лет. Пики зарегистрированы в 1917, 1951, 1980 и 2011 годах. Самые низкие точки пришлись на 1931, 1971 и 2002-й. Если текущий цикл будет повторять предыдущие, то следующий минимум, или точка поворота, придется на 2030 год.

Первый пик в 1917-м был связан с ростом спроса на металл и продовольствие в течение Первой мировой войны и завершения первой волны глобализации. Поставки некоторых продуктов питания были резко ограничены, а добыча металлургического сырья во время войны была во многом прекращена. В период с 1903-го по 1917 год индекс повысился на 40% в реальном выражении. Это было до создания Центробанков, поэтому цены росли гораздо медленнее, чем в последующие три цикла.

Вторая мировая война привела к повышению цен примерно на 66% в реальном выражении, но повышение цен на сырье было обусловлено масштабным восстановительным строительством. Восстановление экономики США вызвало мощный рост в конце 1940-х – начале 1950-х. В результате между 1938 и 1951 годом скачок цен в реальном выражении составил 155%. Это был самый продолжительный и мощный подъем, связанный с военным спросом на железную руду и нефть (которая, правда, не входит в All Commodity Price Index) и с трудностями доставки продуктов на рынки. Помимо дисбаланса поставок и спроса, сыграл свою роль и тот фактор, что мир начал отказываться от золотого стандарта. Последующая нисходящая ветвь цикла завершилась в 1971 году. Спад был прерван расширением мировой торговли и нефтяным кризисом. Это привело к росту золота (впервые за десятилетие), который дошел до пика в 1980 году, и нефти – пик ее цены был достигнут в 1981-м и был гораздо выше, чем в настоящее время. С 1971-го по 1980 год реальные цены выросли на 145%.

Последний пик был достигнут через 31 год, в 2011-м, после очередного десятилетия мощного роста. Главным образом, этот рост был связан с подъемом экономики в Китае и других развивающихся странах, который создал беспрецедентный спрос на сырье. С 2001-го по 2011 год реальные цены в долларах выросли на 140%. В обиход быстро вошел новый термин – "суперцикл", и, как и в предыдущих случаях, обвал оказался неожиданным для большинства игроков.

История свидетельствует, что типичная восходящая ветвь цикла продолжается 9-12 лет. Несмотря на это, никто не ожидает завершения подъема. Тем не менее, очевидно, что сейчас мир перешел на нисходящую ветвь, которая сохранится около двух десятилетий. И характерно, что в каждом из описанных циклов восходящая ветвь завершалась именно в то время, когда происходил мощный рост поставок сырья.

Кроме того, история показывает, что спад от пика до "дна" обычно составляет около 56% в реальном выражении. За последние четыре года индекс снизился только на 38%, но главная проблема заключается в том, что номинальные цены падали быстрее, чем за любые другие четыре года после 1931-го. Это означает, что можно ожидать дальнейшего снижения цен на сырье в течение ближайшего десятилетия, но этот спад будет происходить, вероятно, с меньшей скоростью.

Галина Резник

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢