Подробнее Запомнить город


Выборы удорожают бензин

03.07.09
размер текста:

Всего за несколько недель без наличия каких-либо серьезных экономических оснований цены на бензин А-95 подскочили более чем на четверть, перевалив отметку в 7 грн/л. Подобные скачки цен на стратегически важный для экономики ресурс уже не в первый раз наблюдаются в Украине. Как правило, они фиксируются перед важными политическими событиями. В данном контексте, не исключено, что рядовые украинцы попросту стали заложниками очередного политического противостояния, разворачивающегося в канун президентских выборов.

Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго определила рекомендуемую расчетную стоимость для автомобильного топлива на первую декаду июля. Нижний предел цен бензина А-95 в этот период составит 6,89 грн. за литр, верхний — 7,10. При этом в конце июня указанные показатели были на 11-12 копеек меньше.

Украинский топливный рынок весьма специфический сегмент экономики. С одной стороны он характеризуется плюрализмом равносильных игроков, с другой – все они проводят подозрительно синхронную ценовую политику, что дает основания говорить о наличии неформального картеля.

О монополистической модели заговорили еще в начале нынешнего десятилетия, когда крупные российские нефтяные компании скупили четыре крупнейших украинских НПЗ (около 85% нефтеперерабатывающих мощностей страны). Не обладая достаточным объемом собственной нефти, Украина сознательно отдала россиянам лучшие отечественные нефтеперерабатывающие заводы, ожидая взамен стабильных поставок нефти, полной загрузки НПЗ и модернизации изношенных основных фондов этих предприятий. Владельцем Кременчугского НПЗ («Укртатнафта») в Полтавской обл. стала «Татнефть», Лисичанского НПЗ («Линос») в Луганской обл. - ТНК, Херсонского НПЗ — группа «Альянс», а Одесского НПЗ - «Лукойл».

Напомним, то в Украине всего работает шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые способны полностью обеспечить внутренний рынок. Их проектная мощность достигает 55 млн. тонн, хотя загрузка в последние годы не превышает и 20%. При этом емкость отечественного рынка светлых нефтепродуктов составляет около 10 млн. тонн, 50% из которых – бензин, а остальные 50% - дизельное топливо. Учитывая техническую характеристику украинских НПЗ, для этого понадобится 18-19 млн. тонн сырой нефти.

Ставка на экономическое партнерство с российскими компаниями, которые обладают сырьевыми ресурсами, дала определенный положительный результат. За период с 2000 по 2004 гг. первичная переработка нефти на украинских НПЗ увеличилась с 9,1 млн т. до 22 млн. тонн. При этом объемы бензина и дизельного топлива собственного производства возросли почти втрое.

В то же время, монополизм российских компаний способствовал необоснованному росту цен при низком качестве продукции. Более того, получив контроль над стратегическими НПЗ, российские компании пролоббировали полное закрытие внутреннего рынка для готовых импортных нефтепродуктов, «задушив» местных трейдеров. После этого, они фактически полностью прибрали к рукам розничную торговлю топливом (АЗС), получив, таким образом, полный контроль над нефтеперерабатывающей отраслью страны.

В результате рынок утратил стабильность и прогнозируемость. Он переживал регулярные ценовые шоки, особенно перед важными политическими событиями (принятие решения о направлении использования нефтепровода Одесса-Броды, присоединение к ЕЭП, приход к власти «оранжевых» политических сил и прочее).
В 2005 г., после очередного подобного скачка цен на бензин, сложившуюся монополию попыталось разрушить правительство Ю.Тимошенко. При этом удар наносился сразу по всем цепочкам бизнеса - от диверсификации поставки сырья до розничной реализации нефтепродуктов. Самым революционным решением первого «оранжевого» правительства стало открытие государственных границ для импортных готовых нефтепродуктов, в результате чего их доля начала стремительно расти. Если в 2002-2004 гг. топливо внутреннего производства на украинском рынке составляло более 95%, то сегодня менее 50%. На руку правительства сыграло и то, что в 2006-2007 гг. НК «Альянс» и НК «Татнефть» при разных обстоятельствах вышли из нефтеперерабатывающего бизнеса Украины и распродали свои розничные сети.

Однако, «деруссификация» нефтяной промышленности не разрушила монопольную модель рынка. Место покинувших россиян заняла группа «Приват», которая сегодня де-факто контролирует свыше 25% розничного рынка и 30% нефтеперерабатывающих мощностей. Напомним, что группа владеет двумя нефтеперерабатывающими заводами в Западной Украине – НПК «Галичина» и Надвирнянский НПЗ, крупной сетью АЗС сосредоточенной под разными брендами, а также установила оперативный контроль на «Укрнафтой», которая добывает около 3 млн. тонн нефти и контролирует около 800 АЗС. Кроме того, в 2007 г. все тот же «Приват», обладая около 1% акций, установил контроль над Кременчугским НПЗ и соответствующей сетью АЗС.

Свое влияние на рынок «Приват» продемонстрировал в феврале 2008 года в ответ на попытку правительства выдавить его представителей с Кременчугского НПЗ и «Укрнафты». Тогда все АЗС группы одновременно ограничили продажу горючего, в результате чего в течение нескольких дней цены на бензин А-95 выросли на 20-25%. При этом работу прекратили заправки формально государственной «Укрнафты», а АЗС «Привата» зарабатывали на ажиотаже. Тогда премьер-министр Ю.Тимошенко открыто обвинила в этом кризисе данную ФПГ и, на всякий случай, Секретариат президента.

Сегодняшняя ситуация до боли напоминает описанную выше. Еще в начале июня цены на украинских АЗС на бензин А-95 колебались в пределе 5,40-5,70 грн/л., однако уже к средине месяца они практически достигли 7 грн/л. Формальным объяснением этого стал рост цен на нефть в мире с 40 до 75 долл/баррель. Правда трейдеры так не объяснили, почему руководствуясь такой же логикой, они не снизили цены на бензин в несколько раз после того, как цена на нефть на мировых рынках упала почти в 5 раз с 145 до 30 долл/баррель, а экспортная пошлина в РФ – в 3 раза. Менее всего понятно, почему столь резко выросли цены на бензин на заправках группы «Приват» (к слову, отпускные цены на А-95 на Кременчугском НПЗ выросли с 12 по 22 июня с 7815 до 8165 гривен за тонну), которая использует нефть украинской добычи, стоимость которой не зависит ни от мировых цен на сырье, ни от ставки пошлин в РФ.

Несмотря на то, что цены на нефть в мире снова покатились вниз, опустившись ниже 60 долл/баррель, в третьей декаде июня нефтетрейдеры получили право повысить цены на бензин на 25 копеек, а в начале июля – еще на 12 копеек. Напомним, что еще во второй декаде июня рекомендуемые расценки на автомобильное топливо, рассчитываемые Минтопэнерго, составляли 6,53-6,73 грн за литр А-95. При этом в некоторых регионах Украины (Крым, Суммы) стоимость бензина уже тогда перевалила за 7 грн/л.

Скачок цен на бензин встретил очень вялую реакцию со стороны властей. Украинское правительство попросту старается не акцентировать на этом внимание, чтобы не раздражать лишний раз население. С публичной критикой этого процесса традиционно выступил Антимонопольный комитет. И. о. председателя комитета А.Мельниченко заявил, что в высоких ценах на бензин виновата экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) при Кабмине, которая рассчитывает коридор стоимости нефтепродуктов. По его мнению, при определении ценового коридора ЭАГ должна учитывать, что наши предприятия производят бензин более дешевый, чем импортный. Пока цену украинского бензина ЭАГ игнорирует и верхнюю планку выставляет, исходя из цен на импорт, позволяя повышать стоимость бензина до этого уровня и нашим производителям. Между тем подобная критика звучит регулярно, но серьезных практических действий АМКУ не принимает. В условиях, политической напряженности, и.о. руководителя Комитета вряд ли решится на какие-то резкие шаги.

Таким образом, поставить под контроль ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине сегодня попросту некому. При этом, чем ближе будут выборы, тем больший будет соблазн как у противников, так и у сторонников действующего правительства манипулировать ценами на рынке. Очевидно, что таким образом определенные ФПГ пытаются добиться гарантий неприкосновенности после выборов, либо каких-либо иных преференций. Наиболее пострадавшими в данной ситуации окажутся рядовые граждане, которым ничего другого не остается, как только с тревогой наблюдать за происходящим и оплачивать изрядно увеличившиеся чеки на АЗС.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!