Подробнее Запомнить город


Россия восстанавливает экономический союз

03.07.09
размер текста:

Россия, Белоруссия и Казахстан вплотную приблизились к созданию таможенного союза, что является одной из высших форм экономической интеграции. Таким образом, РФ фактически удалось создать мощное экономическое объединение, как альтернативу Европейскому Союзу. Уже в ближайшем будущем к нему могут присоединиться ряд других стран постсоветского пространства. В сложившихся условиях, Украине будет крайне тяжело балансировать между двумя полюсами Европы, и очевидно, все-таки придется примкнуть к одному из них.

Практически сразу после развала СССР, РФ начала активно пытаться собрать возникшие независимые страны в какое-то новое объединение. На фоне популярности идей политической независимости, царившей в новых республиках, Кремль не рисковал заявлять о политической интеграции, всегда аргументируя целесообразность той или иной формы организации экономическими мотивами. Несмотря на это, долгое время все интеграционные инициативы РФ содержали яркую политическую подоплеку, что отпугивало многие независимые государства от участия даже в сугубо экономических формах кооперации.

Однако в начале нынешнего десятилетия «союзные» проекты Москвы начали наполняться реальным экономическим смыслом. Во-первых, Кремль начал осознавать, что в новых условиях экономические инструменты более влиятельны и эффективны, нежели военно-политические рычаги. Это способствовало четкой артикуляции экономических интересов РФ на постсоветском пространстве. Во-вторых, в начале нынешнего десятилетия, окрепший российский бизнес, уже созрел к экстенсивному расширению, однако из-за ментальных и правовых различий ему было трудно развивать экспансию в страны Запада и Азии, тогда как в постсоветских странах он чувствовал себя как рыба в воде. Российским предпринимателям больше понятны условия бизнеса в странах СНГ, где они эффективно экстраполировали российскую модель отношения с властью, благодаря чему способны договариваться с различными политическими силами. Очевидно, что российский бизнес заинтересован в усилении влияния Кремля страны этого региона для гарантии своих инвестиций.

Кроме того, в интересах российской экономики восстановить экономические связи в рамках бывшего народнохозяйственного комплекса СССР. Многие предприятия РФ после развала Союза оказались «оторванными» от поставщиков сырья, полуфабрикатов и комплектующих, которые производились, как правило, в остальных республиках. В условиях дефицита финансовых ресурсов для развития импортозамещающих видов промышленности, новые собственники российских предприятий предпочитают устанавливать оперативный и/или имущественный контроль над бывшими контрагентами на территории бывшего СССР, чем строить новые заводы на своей территории.

Все эти предпосылки способствовали тому, что официальные российские власти активизировали работу по объединению стран постсоветского пространства на базе принципов экономической интеграции и кооперации. Первоначальным проектом было Содружество независимых государств, в рамках которого была создана (де-юре) зона свободной торговли. Позже из-за наличия значительного числа нелояльных государств, Россия решила создать новую организацию, куда бы входили только лояльные страны. Так возник Евразийский экономический союз. Однако проблемой этой организации стало то, что в нее напрочь отказалась входить Украина, которая рассматривается Россией как неотъемлемая часть любого интеграционного проекта. Украинские власти 2002-2004 гг. даже при всей своей лояльности к соседнему государству тогда побоялись входить в организацию, которая содержала азиатский отпечаток. К слову, именно слово «евразийский» было одним из главных пунктов критики этой идеи.

Скорее всего, именно из-за этой проблемы, РФ начала реализовывать новый интеграционный проект с абсолютно нейтральным названием Единое экономическое пространство. Под сложными формулами в концепции ЕЭП четко прослеживался вектор на создание зоны свободной торговли – таможенного союза – экономического союза. Напомним, что в проекте данной организации предусматривалось создание даже специального надгосударственного органа, к полномочиям которого относилось регулирование отношений в рамках пространства. Украина практически дала согласие на присоединение к данной организации, однако после прихода оранжевых политических сил, отношение к этому проекту было кардинально пересмотрено. Позже стало понятно, что идею саботировали не столько популистские политические силы, сколько крупные отечественные ФПГ, не желающие открывать рынки для российских конкурентов.

Этот факт заставил РФ временно смириться с поражением в деле затягивания Украины в свой экономический союз и начать этот процесс без ее участия. Она реанимировала подзабытый на то время ЕврАзЭс. В октябре 2007 года члены данной организации подписали соглашение о создании Таможенного союза. В июне этого года, стороны продемонстрировали, что они серьезно относятся к взятым на себя обязательствам. Как стало известно СМИ, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились оформить таможенный союз уже к 1 января 2010 г. К этому времени, они гармонизируют таможенное законодательство и ставки импортных налогов и сборов, то есть де факто перейдут на единый таможенный тариф. Стороны-участники создаваемого Таможенного союза объявили, что таможенные тарифы между тремя странами уже урегулированы на 100%, правда, по «особо чувствительным группам товаров» будет установлен переходный период на три года. К 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза, после чего внутренние границы будут отменены.

Однако наиболее громким событием стало задекларированное намерение трех стран совместно присоединиться к Всемирной торговой организации. Если Белоруссии и Казахстану это решение ничего не меняет, то РФ фактически отказывается от всех наработок с ВТО, которых она достигла с 1995 года. Напомним, что на момент отзыва заявки переговоры российской стороны были завершены на 95%. Москва согласовала наиболее сложные условия, в том числе доступа иностранных банков, однако теперь должна будет начать все заново.

Присоединение в форме союза существенно замедлит сроки вступления России в ВТО. К слову, прецедентов присоединения к торговой организации таможенных союзов еще не было. Реакция представителей ВТО еще не известна, а когда будет начат новый процесс переговоров, пока не ясно. В течение ближайших недель новых консультаций с ВТО не запланировано, и только в конце лета, возможно, будет еще одна встреча. Между тем, ряд экспертов и вовсе обратили внимание, что раз Москва решила идти в ВТО в паре с другими странами, то переговоры можно будет возобновить только после окончательного формирования Таможенного союза, которое, как было сказано, запланировано только в июле 2011 г.

Принесение во имя аморфного таможенного союза такой жертвы со стороны России можно объяснить либо желанием Москвы пересмотреть условия и/или сроки присоединения к ВТО (что весьма вероятно), либо чрезмерной важностью для нее этой организации. В последнем случае на территории СНГ действительно может появиться мощное экономическое объединение, способное стать альтернативным экономическим центром в Европе. В данном контексте в достаточно сложном положении окажется Украина, которая, вряд ли, долго сможет одновременно идти в разные стороны.

Алексей Левицкий

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
19:31 | 07.07.2009
Boreas
Все устарело. Россия уже присоединяется к ВТО. Правда не знаю как она договорится с Грузией. А что касается таможенного союза, то в качестве первого шага, Россия ввела барьеры для белорусских молочных продуктов и доблась снятия казахского минобороны за то что он лоббировал закупку вооружений у Израиля, а не у России.
10:38 | 03.07.2009
ЕЭП
Из текста следует, что РФ этакая ярая сторонница интеграции, все сделала сама во имя этого. А теперь пошла на невиданную жертву прекратила переговоры с ВТО, где в активе имеются двусторонние договоренности аж на 95 %.
Пардон, Казахстан в этом деле продвинулся не чуть не меньше, однако шаг сделал первым, как впрочем и во всем. Как это все быстро забывается и про подписание соглашения об СНГ, и о создании ЕврАэЭС, ШОС, ЕЭП. Такое впечатление, что Казахстан (я за него переживаю) не выдвигал идеи об интеграции, таможенном соглашении и пр. Мне кажется при написании подобных аналитических статей следует быть более внимательными. Каково было бы России если бы у нее не было такого стратегического партнера в Азии, как Казахстан. Украина и Белоруссия еще долго будут морочить голову, но учитывая исторические параллели им придется находить общий язык с Россией т.к. Западу проблемные восточные территории ни к чему, да еще с чуждой идеологией и менталитетом. Вот такие рассуждения обывателя.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!