Россия восстанавливает экономический союз

Публікації

Россия, Белоруссия и Казахстан вплотную приблизились к созданию таможенного союза, что является одной из высших форм экономической интеграции. Таким образом, РФ фактически удалось создать мощное экономическое объединение, как альтернативу Европейскому Союзу. Уже в ближайшем будущем к нему могут присоединиться ряд других стран постсоветского пространства. В сложившихся условиях, Украине будет крайне тяжело балансировать между двумя полюсами Европы, и очевидно, все-таки придется примкнуть к одному из них.

Практически сразу после развала СССР, РФ начала активно пытаться собрать возникшие независимые страны в какое-то новое объединение. На фоне популярности идей политической независимости, царившей в новых республиках, Кремль не рисковал заявлять о политической интеграции, всегда аргументируя целесообразность той или иной формы организации экономическими мотивами. Несмотря на это, долгое время все интеграционные инициативы РФ содержали яркую политическую подоплеку, что отпугивало многие независимые государства от участия даже в сугубо экономических формах кооперации.

Однако в начале нынешнего десятилетия «союзные» проекты Москвы начали наполняться реальным экономическим смыслом. Во-первых, Кремль начал осознавать, что в новых условиях экономические инструменты более влиятельны и эффективны, нежели военно-политические рычаги. Это способствовало четкой артикуляции экономических интересов РФ на постсоветском пространстве. Во-вторых, в начале нынешнего десятилетия, окрепший российский бизнес, уже созрел к экстенсивному расширению, однако из-за ментальных и правовых различий ему было трудно развивать экспансию в страны Запада и Азии, тогда как в постсоветских странах он чувствовал себя как рыба в воде. Российским предпринимателям больше понятны условия бизнеса в странах СНГ, где они эффективно экстраполировали российскую модель отношения с властью, благодаря чему способны договариваться с различными политическими силами. Очевидно, что российский бизнес заинтересован в усилении влияния Кремля страны этого региона для гарантии своих инвестиций.

Кроме того, в интересах российской экономики восстановить экономические связи в рамках бывшего народнохозяйственного комплекса СССР. Многие предприятия РФ после развала Союза оказались «оторванными» от поставщиков сырья, полуфабрикатов и комплектующих, которые производились, как правило, в остальных республиках. В условиях дефицита финансовых ресурсов для развития импортозамещающих видов промышленности, новые собственники российских предприятий предпочитают устанавливать оперативный и/или имущественный контроль над бывшими контрагентами на территории бывшего СССР, чем строить новые заводы на своей территории.

Все эти предпосылки способствовали тому, что официальные российские власти активизировали работу по объединению стран постсоветского пространства на базе принципов экономической интеграции и кооперации. Первоначальным проектом было Содружество независимых государств, в рамках которого была создана (де-юре) зона свободной торговли. Позже из-за наличия значительного числа нелояльных государств, Россия решила создать новую организацию, куда бы входили только лояльные страны. Так возник Евразийский экономический союз. Однако проблемой этой организации стало то, что в нее напрочь отказалась входить Украина, которая рассматривается Россией как неотъемлемая часть любого интеграционного проекта. Украинские власти 2002-2004 гг. даже при всей своей лояльности к соседнему государству тогда побоялись входить в организацию, которая содержала азиатский отпечаток. К слову, именно слово «евразийский» было одним из главных пунктов критики этой идеи.

Скорее всего, именно из-за этой проблемы, РФ начала реализовывать новый интеграционный проект с абсолютно нейтральным названием Единое экономическое пространство. Под сложными формулами в концепции ЕЭП четко прослеживался вектор на создание зоны свободной торговли – таможенного союза – экономического союза. Напомним, что в проекте данной организации предусматривалось создание даже специального надгосударственного органа, к полномочиям которого относилось регулирование отношений в рамках пространства. Украина практически дала согласие на присоединение к данной организации, однако после прихода оранжевых политических сил, отношение к этому проекту было кардинально пересмотрено. Позже стало понятно, что идею саботировали не столько популистские политические силы, сколько крупные отечественные ФПГ, не желающие открывать рынки для российских конкурентов.

Этот факт заставил РФ временно смириться с поражением в деле затягивания Украины в свой экономический союз и начать этот процесс без ее участия. Она реанимировала подзабытый на то время ЕврАзЭс. В октябре 2007 года члены данной организации подписали соглашение о создании Таможенного союза. В июне этого года, стороны продемонстрировали, что они серьезно относятся к взятым на себя обязательствам. Как стало известно СМИ, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились оформить таможенный союз уже к 1 января 2010 г. К этому времени, они гармонизируют таможенное законодательство и ставки импортных налогов и сборов, то есть де факто перейдут на единый таможенный тариф. Стороны-участники создаваемого Таможенного союза объявили, что таможенные тарифы между тремя странами уже урегулированы на 100%, правда, по «особо чувствительным группам товаров» будет установлен переходный период на три года. К 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза, после чего внутренние границы будут отменены.

Однако наиболее громким событием стало задекларированное намерение трех стран совместно присоединиться к Всемирной торговой организации. Если Белоруссии и Казахстану это решение ничего не меняет, то РФ фактически отказывается от всех наработок с ВТО, которых она достигла с 1995 года. Напомним, что на момент отзыва заявки переговоры российской стороны были завершены на 95%. Москва согласовала наиболее сложные условия, в том числе доступа иностранных банков, однако теперь должна будет начать все заново.

Присоединение в форме союза существенно замедлит сроки вступления России в ВТО. К слову, прецедентов присоединения к торговой организации таможенных союзов еще не было. Реакция представителей ВТО еще не известна, а когда будет начат новый процесс переговоров, пока не ясно. В течение ближайших недель новых консультаций с ВТО не запланировано, и только в конце лета, возможно, будет еще одна встреча. Между тем, ряд экспертов и вовсе обратили внимание, что раз Москва решила идти в ВТО в паре с другими странами, то переговоры можно будет возобновить только после окончательного формирования Таможенного союза, которое, как было сказано, запланировано только в июле 2011 г.

Принесение во имя аморфного таможенного союза такой жертвы со стороны России можно объяснить либо желанием Москвы пересмотреть условия и/или сроки присоединения к ВТО (что весьма вероятно), либо чрезмерной важностью для нее этой организации. В последнем случае на территории СНГ действительно может появиться мощное экономическое объединение, способное стать альтернативным экономическим центром в Европе. В данном контексте в достаточно сложном положении окажется Украина, которая, вряд ли, долго сможет одновременно идти в разные стороны.

Алексей Левицкий

Новини

18 Квітня 2024

Україна експортувала українським морським коридором 40 млн т вантажів

Сьогодні можуть обмежити електропостачання для промисловості в усіх областях

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

ВСІ НОВИНИ ⇢