Подробнее Запомнить город


Скупка металла?

05.11.08
размер текста:

Борьба с кризисом

Правительство намерено погашать долги предприятий за счет средств из стабилизационного фонда. Однако такой метод спасения утопающих может привести к обратному эффекту. Не исключено, что речь идет о возврате государством ведущих позиций в регулировании промышленного и финансового секторов экономики.

После малообещающего для промышленности антикризисного пакета предприятия комплекса получили первый обнадеживающий сигнал: Кабмин принял постановление о расходовании средств стабилизационного фонда, в соответствии с которым он обещает погасить кредитные долги предприятий прежде всего иностранным заемщикам. На первый взгляд, соломинка, которая может и способствовать финансовому оздоровлению отрасли – сводки с нее сейчас напоминают вести с фронтов. Но несколько принципиальных моментов до сих пор остаются неясными.

И первый из них – откуда, собственно, возьмутся необходимые средства. По предварительным оценкам, объем фонда может составить около 50 млрд грн. Пока что стабилизационный фонд является в некоторой степени виртуальным, и источники его финансирования практически не просматриваются. Министр финансов на соответствующие вопросы отвечает уклончиво, поскольку внеплановых поступлений от приватизации на сегодня нет, а все бюджетные поступления направляются на покрытие расходной части все того же бюджета. Единственный более-менее реальный источник – облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые, как предполагается, будут действенным инструментом наполнения стабфонда.

Но и в этой связи возникают некоторые вопросы: во-первых, быстро получить деньги под облигации вряд ли удастся, во-вторых, только при доходной ставке по облигациям на уровне выше средней можно ожидать спроса на них. В любом случае на сегодня денег нет. А понадобится их не менее 10 млрд грн.

Зато есть надежда и светлая перспектива. Поддавшись ей, владельцы некоторых предприятий рискуют упустить время, когда еще можно попытаться найти альтернативные источники финансирования – с каждым днем это будет сложнее и сложнее. В случае сохранения неблагоприятных тенденций на рынках сбыта базовых отраслей промышленности и в начале 2009 года собственникам многих предприятий останется лишь одно – идти на поклон к государству. Которое – и это второй вопрос – судя по всему, собирается наращивать свое влияние на промышленность.

Механизм перехвата долгов таков: долговое обязательство частной компании финансируется правительством, а затем выкупается НБУ. Относительно того, что будет происходить далее, четкого видения нет. Движение "живых" денег по указанной схеме, судя по всему, не предполагается. Позитив: предприятие по долгам выходит "в ноль". Негатив: вероятность усиления зависимости от государства, а то и переход отдельных предприятий в государственную собственность. В сухом остатке – заявка на реальную и требуемую помощь отечественной промышленности без немедленного оказания таковой, зато с тягой к госконтролю за предприятиями. В пользу подобной версии свидетельствуют открыто декларируемые намерения правительства национализировать, к примеру, Запорожский алюминиевый комбинат.

Третий момент просматривается в другой части постановления Кабмина, где речь идет, собственно, о банках. Кабмин намерен помогать с долгами и им, прежде всего – с внешними обязательствами. Механизм тот же, правда, с некоторыми отличиями: акции проблемных банков будут обмениваться на ОВГЗ СП с последующим выкупом НБУ. Синхронно с ростом капитализации банков эта мера выглядит позитивной и реально способствующей оздоровлению ситуации в банковской сфере. В то же время откачка денег в проблемные банки значительно сократит объемы финансирования реального сектора экономики, собственно, и наполняющего финансовые учреждения деньгами. В качестве временной меры обмен акций на ОВГЗ, безусловно, позитивен, но в долгосрочной перспективе может привести к дисбалансу в банковской сфере и сокращению и без того скудного внутреннего промкредитования. Государство, несомненно, усилит присутствие в коммерческом финсекторе. При этом весьма настораживает отсутствие четких критериев "проблемности" банков.

В этом контексте любопытны заявки Кабмина на дальнейшие антикризисные шаги. В частности, Минэкономики предлагает ввести декларирование цен на продукцию ГМК на внутреннем рынке, что является очередным рыночным нонсенсом. Как показывает практика, подобные инициативы правительства всегда заканчивались очередным локальным кризисом: бензиновым, сахарным и т. д. Станет ли указанное декларирование цен реальной нормой, возможно, решится уже на заседании Кабмина 5 ноября, которое пройдет в закрытом режиме.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!