Скупка металла?

Публікації

Борьба с кризисом

Правительство намерено погашать долги предприятий за счет средств из стабилизационного фонда. Однако такой метод спасения утопающих может привести к обратному эффекту. Не исключено, что речь идет о возврате государством ведущих позиций в регулировании промышленного и финансового секторов экономики.

После малообещающего для промышленности антикризисного пакета предприятия комплекса получили первый обнадеживающий сигнал: Кабмин принял постановление о расходовании средств стабилизационного фонда, в соответствии с которым он обещает погасить кредитные долги предприятий прежде всего иностранным заемщикам. На первый взгляд, соломинка, которая может и способствовать финансовому оздоровлению отрасли – сводки с нее сейчас напоминают вести с фронтов. Но несколько принципиальных моментов до сих пор остаются неясными.

И первый из них – откуда, собственно, возьмутся необходимые средства. По предварительным оценкам, объем фонда может составить около 50 млрд грн. Пока что стабилизационный фонд является в некоторой степени виртуальным, и источники его финансирования практически не просматриваются. Министр финансов на соответствующие вопросы отвечает уклончиво, поскольку внеплановых поступлений от приватизации на сегодня нет, а все бюджетные поступления направляются на покрытие расходной части все того же бюджета. Единственный более-менее реальный источник – облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые, как предполагается, будут действенным инструментом наполнения стабфонда.

Но и в этой связи возникают некоторые вопросы: во-первых, быстро получить деньги под облигации вряд ли удастся, во-вторых, только при доходной ставке по облигациям на уровне выше средней можно ожидать спроса на них. В любом случае на сегодня денег нет. А понадобится их не менее 10 млрд грн.

Зато есть надежда и светлая перспектива. Поддавшись ей, владельцы некоторых предприятий рискуют упустить время, когда еще можно попытаться найти альтернативные источники финансирования – с каждым днем это будет сложнее и сложнее. В случае сохранения неблагоприятных тенденций на рынках сбыта базовых отраслей промышленности и в начале 2009 года собственникам многих предприятий останется лишь одно – идти на поклон к государству. Которое – и это второй вопрос – судя по всему, собирается наращивать свое влияние на промышленность.

Механизм перехвата долгов таков: долговое обязательство частной компании финансируется правительством, а затем выкупается НБУ. Относительно того, что будет происходить далее, четкого видения нет. Движение "живых" денег по указанной схеме, судя по всему, не предполагается. Позитив: предприятие по долгам выходит "в ноль". Негатив: вероятность усиления зависимости от государства, а то и переход отдельных предприятий в государственную собственность. В сухом остатке – заявка на реальную и требуемую помощь отечественной промышленности без немедленного оказания таковой, зато с тягой к госконтролю за предприятиями. В пользу подобной версии свидетельствуют открыто декларируемые намерения правительства национализировать, к примеру, Запорожский алюминиевый комбинат.

Третий момент просматривается в другой части постановления Кабмина, где речь идет, собственно, о банках. Кабмин намерен помогать с долгами и им, прежде всего – с внешними обязательствами. Механизм тот же, правда, с некоторыми отличиями: акции проблемных банков будут обмениваться на ОВГЗ СП с последующим выкупом НБУ. Синхронно с ростом капитализации банков эта мера выглядит позитивной и реально способствующей оздоровлению ситуации в банковской сфере. В то же время откачка денег в проблемные банки значительно сократит объемы финансирования реального сектора экономики, собственно, и наполняющего финансовые учреждения деньгами. В качестве временной меры обмен акций на ОВГЗ, безусловно, позитивен, но в долгосрочной перспективе может привести к дисбалансу в банковской сфере и сокращению и без того скудного внутреннего промкредитования. Государство, несомненно, усилит присутствие в коммерческом финсекторе. При этом весьма настораживает отсутствие четких критериев "проблемности" банков.

В этом контексте любопытны заявки Кабмина на дальнейшие антикризисные шаги. В частности, Минэкономики предлагает ввести декларирование цен на продукцию ГМК на внутреннем рынке, что является очередным рыночным нонсенсом. Как показывает практика, подобные инициативы правительства всегда заканчивались очередным локальным кризисом: бензиновым, сахарным и т. д. Станет ли указанное декларирование цен реальной нормой, возможно, решится уже на заседании Кабмина 5 ноября, которое пройдет в закрытом режиме.

Новини

24 Квітня 2024

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

ВСІ НОВИНИ ⇢