Подробнее Запомнить город


Уйти, чтобы вернуться?

03.12.15
размер текста:

Россия готовится усилить санкции против товаров из Украины, и их производители потеряют новые миллиарды экспортных долларов. Однако российские потребители заинтересованы во многих позициях украинского импорта и могут быстро восстановить закупки при политическом потеплении между странами.

Дифференциация направлений экспорта является важным условием экономической независимости любой страны. Однако значение имеет и объективно сложившаяся экспортная география. Так, можно по-разному относиться к СССР и России, но общее советское прошлое по-прежнему во многом определяет внешнеторговую ориентацию Украины на государства СНГ. Причина – не только многолетние хозяйственные связи, но и схожие запросы к продукции. Причем освоение современных международных стандартов качества типа ISO лишь частично повлияло на эту ситуацию. Ни для кого не секрет, что в странах СНГ большинство и промышленных потребителей, и домохозяйств ориентируются прежде всего на минимальную цену при допустимом качестве, тем более, в таких кризисных условиях, как сегодня. Собственно, это является ключевым фактором засилья на рынках Содружества дешевых товаров из Китая, зачастую сомнительного качества.

Переориентация в никуда

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что главным рынком сбыта отечественных машин и оборудования было и остается постсоветское пространство и РФ как его крупнейший представитель. Состоянием на 2011-2012 годы доля Российской Федерации в украинском машиностроительном экспорте по некоторым видам товаров составляла до 70-75% в денежном выражении, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Например, в 2012 по "машиностроительному" разделу XVI УКТВЭД на нее пришлось 48,8% поставок, в 2013 – 47,6%. По разделу же XVIІ – транспортные средства – доля была еще больше: в 2012 – 56%, в 2013 – 60,7%.

А вот уже за 9 месяцев нынешнего года в первом из названных разделов поставки россиянам упали до 30,8% в общей структуре экспорта по разделу, или до 876,3 млн долл. в денежном выражении без учета Крыма и неподконтрольной части Донбасса, а во втором – до 31,7%, или до 121,5 млн долл. Неудивительно, что общий экспорт по разделу XVI в отчетный период обвалился на 35,5%, а по разделу XVIІ – и вовсе на 68,6%.

В этой связи эксперты отмечают: переориентация экспорта с России на другие направления с учетом слабости мировой экономики вызывает трудности даже по сырью и различным полуфабрикатам, а найти альтернативные рынки для машин и оборудования тем более сложно. "Глобальный экономический кризис еще далек от полноценного завершения и исчерпания, и в последние годы в мире только усиливался протекционизм внутренних рынков, их прикрытие от импорта. При этом все популярнее нетарифные барьеры, которые сложнее обойти – различные требования к качеству, к химсоставу, санитарные и фитосанитарные нормы", – констатирует специалист по экономической политике Виталий Кулик.

В такой обстановке утрата крупного традиционного рынка сбыта имеет катастрофические последствия для Украины, тем более что российским заказчикам шли существенные поставки почти по всем разделам УКТВЭД. Еще в 2013 доля этих заказчиков в отечественном товарном экспорте составляла 23,8%, а в этом году сократилась до 12,9%. И произошло это не путем перераспределения в пользу других направлений, а из-за резкого снижения поставок в РФ.

Украинозависимость

Тем не менее по результатам 2015 года украинский экспорт северо-восточным соседям даже по отдельно взятому разделу XVI явно превысит 1 млрд долл. И это несмотря на все конфликты и взаимные торговые запреты. Причина – в том, что федеральные предприятия продолжают зависеть от некоторых видов машиностроительной продукции из Украины. Одним из небезызвестных примеров являются насосы и компрессоры для нефтегазового сектора, которые или не производятся в России, или импортозамещение идет медленно. "На публику делаются громкие заявления о замещении наших поставок, но на деле это затратные и сложные проекты. В РФ нарастает экономический кризис, госфинансирование и инвестиции сворачиваются, и на таком фоне потребителям проще использовать уже знакомых поставщиков и оборудование", – говорит О.Устенко.

То же самое касается газотурбинных и других корабельных двигателей, а также судовой климат-техники, которые в Советском Союзе в значительной степени делались на верфях УССР. Вообще в 1980 годах на отечественных мощностях выпускалось примерно 40% гражданской судостроительной продукции Союза, в том числе все корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн (см. также статью "Без нас не поплывут"). Россияне признают, что конфликт с Киевом тормозит их судостроительные программы. Так, летом об этом открыто заявлял российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В этой сфере, как и в остальных, есть планы импортозамещения, однако воплощаются они медленно и с перебоями, сообщают аналитики.

Не менее известна и зависимость Федерации от украинских вертолетных агрегатов, которые компания "Мотор Сич" делает для вертолетов семейств "Ми" и "Ка". Скажем, в 2011 году она заключила с холдингом "Вертолеты России" контракт на поставку двигателей на 1,5 млрд долл., и заказчик хочет снова продлить договор, вопреки всем политическим пертурбациям. Востребованы в РФ и локомотивы "Лугансктепловоза", оказавшегося на неподконтрольной Украине территории, как и Харцызский трубный завод – один из главных поставщиков труб большого диаметра в СНГ. Немалое значение для федерального рынка имеют и поставки металлопроката. Так, граничащие с Донбассом регионы во многом ориентированы на отечественный металл, и запуск местных мини-металлургических производств лишь отчасти ослабил эту ориентацию.

Там, за поворотом

Ситуация осложняется тем, что с Нового года будет полноценно запущена зона свободной торговли с Евросоюзом, и Москва настроена жестко наказать Киев за нежелание согласовывать с ней запуск этого формата. О возможных при этом заградительных санкциях речь шла еще в 2012-2013 годах, когда Украина только готовилась к ассоциации с ЕС. Сейчас нам грозит продовольственное эмбарго, но Кремль уже не первый год де-факто ведет борьбу с украинским экспортом (достаточно вспомнить "сырную войну"), и барьеры могут коснуться всех товарных групп, включая машиностроение. Сдерживающим фактором здесь выступает членство обеих сторон в ВТО, ограничивающее возможные санкции правилами этой организации.

Однако в любом случае экспорт в Россию вряд ли обнулится, полагает В.Кулик, поскольку она продолжит закупать перечисленные выше виды оборудования и другой продукции. По итогам 2015 товарные поставки россиянам рухнут по крайней мере в два раза, то есть до менее чем 5 млрд долл., а в следующем году могут опуститься до уровня в 3-3,5 млрд долл. Это будет примерный минимум, ниже которого уменьшение поставок будет негативно влиять не только на соответствующие производства в Украине, но и на их российские сбытовые рынки, провоцируя там рост цен и вообще "диктат продавца". Это хорошо заметно на примере Крыма, где почти полное исчезновение отечественных продуктов питания и других товаров уже в 2014 году привело к спекулятивному засилью дорогих аналогов из РФ.

Исходя из этого, экономисты напоминают, что потребители соседней страны на деле не заинтересованы в сужении товарного предложения на своем внутреннем рынке, которое уже происходит из-за санкций против украинских товаров. В последние 10-15 лет федеральные заказчики не раз выступали против ограничений на импорт той или иной продукции из Украины. Примеры есть и по продовольствию, и по прокату, трубам, и, конечно, по машинам и оборудованию. Если межгосударственные отношения хотя бы частично нормализуются, произойдет быстрое восстановление объемов отечественного экспорта в Россию, включая и машиностроительный.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!