Подробнее Запомнить город


Потому что мы мафия

24.06.09
размер текста:

Похоже, правительство просто устало бороться с нефтетрейдерами: постоянный мониторинг рынка, «вычисление» бизнесменов, которые, пользуясь своим монопольным положением, завышают стоимость топлив, склоки на бесконечных заседаниях рабочих групп – слишком утомительное занятие. А, как известно, если не можешь управлять процессом – возглавь его.

Сейчас Министерство топлива и энергетики, а также работающая под его крылом экспертно-аналитическая группа (ЭАГ), буквально соревнуются с трейдерами за первенство в повышении цен. Не успел бензин преодолеть отметку в 6 грн/л, как уже штурмует цифру «7». ЭАГ тем временем без устали повышает расчетный коридор цен на нефтепродукты, тем самым санкционируя даже самый радикальный рост значений на стелах АЗС. Особой смелостью отличились сети WOG, «Лукойл», «ОККО», «УТН-Восток», которые с удовольствием пользуются рекомендациями правительства и даже выходят за пределы индикативной цены.

Но рост цен – хороший сигнал для рынка только тогда, когда он подкреплен спросом или такими объективными факторами, как рост себестоимости товара. Нефть на мировых биржах действительно выросла, а значит, стоимость нефтепродуктов тоже должна увеличиться. Но как быстро и до каких значений? Розничные торговцы в Украине так стремительно реагируют на рост нефтяных котировок в Лондоне, что невольно задумаешься о том, не наладили ли операторы доставку топлива авиатранспортом?

Кроме шуток, цены европейского агентства Platt’s – далеко не зеркальное отражение ценовой ситуации в нашей стране. Местные НПЗ потребляют недорогой Urals, а не европейский Brent, а также украинскую нефть, которая уходит с аукционов по ценам в полтора-два раза ниже справедливой стоимости. А ведь из этой нефти изготавливается пятая часть всех нефтепродуктов. Затраты на логистику у местных заводов тоже ниже: Украина куда ближе к России, чем европейские государства. При этом половина бензинов на рынке – отечественные. Получается, что, ориентируясь на европейские цены нефтепродуктов, правительство поддерживает импортеров, хотя при прочих равных украинское топливо сейчас способно быстро вытеснить заграничное.

А ведь было время, когда доля бензинов и ДТ местного розлива превышала 85% (2004 год). Небольшая часть импортных топлив была в основном представлена качественными премиальными марками, тогда как потребность в обычном «92-м» или «95-м» вполне могли удовлетворить Кременчугский, Лисичанский, Одесский и другие заводы.

Высчитываемая экспертно-аналитической группой формула сегодня легализирует неоправданный рост цен. Если учесть в ней оптовые цены украинских заводов (наряду с Platts, в соотношении 50/50), получим расчетную стоимость на 15-20 копеек ниже той, что «рекомендует» ЭАГ. И чем выше цены на нефть – тем существеннее разрыв между справедливой и «рекомендуемой» ценами на бензин.

Болеет того, формула обсчитывает дважды: она не только сама по себе генерирует более высокие цены, но и значения, подставляемые в нее, не всегда соответствуют действительности. Сравнивая оптовые цены по Platt’s и таможенную статистику по импорту нефтепродуктов, часто можно обнаружить, что реальная стоимость ввоза куда меньше заложенной в формулу. Все это полностью противоречит изначальному предназначению индикативных цен – сдерживать спекулятивные скачки стоимости топлив. Возникает логический вопрос: а не изжила ли себя формула? Не нарушен ли баланс интересов продавцов и потребителей топлива в работе экспертно-аналитической группы? И насколько последняя в принципе эффективна?

В 30-е годы прошлого века американская мафия претерпела серьезные изменения. Яркие, неординарные лидеры мафиозного мира, наподобие Аль Капоне, которые вели открытую публичную жизнь, ушли в прошлое. Они были бельмом на глазу для общества и полиции и вскоре оказались в тюрьмах. На рынке мафиозных услуг больше не было места независимым от синдиката гангстерам. Отныне мафиози стали бизнесменами, координируемыми единым совещательным органом, состоявшего из глав крупнейших мафиозных семей. Все, кто был вне этой организационной структуры, быстро теряли свое влияние и прибыли. Этот орган санкционировал, учитывал и покрывал большую часть преступлений, творящихся в Нью-Йорке да и во всех США. Синдикат обладал могуществом подкупать даже самых высоких чиновников, в том числе и в полиции.

Возможно, это радикальное сравнение, но система ценообразования на украинском рынке нефтепродуктов сегодня сродни организационной структуре гангстерского движения Америки. Оно обладает тем же набором признаков: единый совещательный орган – экспертно-аналитическая группа в тесном контакте с правительственными структурами отстаивает, прежде всего, интересы нефтетрейдеров и в последнюю очередь – потребителей. Инструмент контроля превратился в инструмент попустительства и злоупотреблений.

Остается надеяться, что игра в мафию на рынке нефтепродуктов не продлится долго. Когда запрос общества на справедливые цены на топлива станет достаточно сильным, таким структурам, как ЭАГ, придется либо откорректировать свою работу, либо самоликвидироваться.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!