Подробнее Запомнить город


«Запорожстали» дали отсрочку

25.06.09
размер текста:

Комбинату «Запорожсталь» существенно продлены сроки реализации природоохранных мероприятий. Такое решение 28 мая принял Запорожский облсовет. Тем самым он освободил одно из крупнейших металлургических предприятий Украины от ответственности за невыполнение инвестобязательств на суммы, исчисляемые миллиардами гривен и, как следствие, от многомиллионных штрафов.

Данное решение не вызывает особого удивления – если учесть, что финансовый директор «Запорожстали» Александр Рабцун одновременно возглавляет фракцию БЮТ в Запорожском облсовете. Разумеется, в данном случае речь идет не о собственных политических предпочтениях Александра Ивановича - который, будучи топ-менеджером, все же является наемным работником у акционеров. Поэтому здесь уместнее говорить о симпатиях к вышеупомянутой политсиле со стороны Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина, совладельцев канадской Midland group, контролирующей «Запорожсталь».

Тогда становится понятно, почему третья сторона соглашения, Министерство охраны окружающей среды, возглавляемое верным соратником премьера Георгием Филиппчуком, без лишних проволочек одобрило перенос сроков реализации природоохранных мероприятий. Они были оформлены в виде региональной «Программы выхода Запорожья из экологического кризиса на 2001-2010 гг.». Документ предусматривал, в частности, сокращение выбросов в атмосферу на 70,5 тыс. тонн (50% от общего объема) за счет реконструкции газоочисток на крупных запорожских предприятиях, включая абразивный, титаномагниевый и алюминиевый комбинаты, ферросплавный и коксохимический заводы, «Укрграфит», «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь».

Последнему в реализации программы отводилась особая роль – поскольку на долю комбината приходится 39% всех вредных выбросов. Наиболее масштабная часть программы - закрытие мартеновского производства на «Запорожстали» и строительство конвертерного цеха вместе с отстойником для очистки промышленно-дренажных стоков. Реализация данного пункта, позволяющего сократить атмосферные выбросы на 13,2 тыс. тонн и жидкие на 6,2 тыс. тонн в год, оценивается в 6,463 млрд грн. Однако еще до начала кризиса руководству комбината удалось добиться переноса сроков окончания строительства конвертера с 2010 на 2012 г., а теперь, по решению облсовета, дата отодвинута еще дальше – на 2017 г. До 2017 г. включительно также отложено переведение технологических линий в цехе холодной прокатки №1 на соляно-кислотное травление с одновременным строительством аспирационных установок. Стоимость данного проекта оценивается в 699 млн грн. Помимо улучшения качества травления проката и снижения расходов кислоты и пара, реализация проекта позволяет на 1,5 млн куб. м уменьшить объем сбрасываемых в Днепр химически загрязненных стоков.

Реконструкция аглофабрики также растянута во времени до 2017 г. Так, строительство газоочистки на агломашине №1 стоимостью 122,03 млн грн. комбинату разрешили отложить до 2011 г. включительно, на агломашинах №№2-6 – до 2015 г. Реконструкция известково-дробильного, коксодробильного и шихтового отделений отложена до 2017 г. включительно. А за 9 лет много чего может произойти. К тому времени, как говорится, либо осел сдохнет, либо падишах умрет.
Следует отметить, что в 2008 г. вредные выбросы комбината в окружающую среду составили около 70 тыс. тонн. И что допустимые концентрации вредных веществ в Запорожье в 1,2-5,6 раза превышают отечественные пределы и в 1,44-200 раз — установленные Всемирной организацией здравоохранения. Медики отмечают, что неблагополучная экологическая ситуация приводит к росту онкологических заболеваний в областном центре.

Представители «Запорожстали» необходимость пролонгации инвестобязательств аргументируют сложной ситуацией, в которой в настоящее время находится комбинат. Действительно, за 4 мес. 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. предприятие сократило производство стали на 26,6% - до 1,085 млн тонн, чугуна на 24,5% - до 900 тыс. тонн, проката на 26,3% - до 897 тыс. тонн, агломерата на 15,3% - до 1,605 млн тонн. Поставки горячекатаного листа на украинский рынок в январе-апреле «Запорожсталь» уменьшила с 247,7 до 168,1 тыс. тонн. Поэтому чистую прибыль в размере 47,76 млн грн., полученную по итогам 2008 г., акционеры решили направить на пополнение оборотных средств, отказавшись от выплаты дивидендов.

С другой стороны, «Запорожсталь» заявила о намерении в 2009 г. продолжить строительство установки Kuttner по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи. Стоимость проекта – 761,92 млн грн. Он позволяет сэкономить 336 млн куб. м природного газа в год, а также 331 тыс. тонн металлургического кокса. Получается, что с финансированием проектов, несущих прямой экономический эффект, А.Шнайдер и Э.Шифрин не испытывают затруднений. А вот на выполнение социально значимых экологических обязательств денег нет. И правительство, возглавляемое лидером политсилы, которую поддерживают акционеры «Запорожстали», понимающе при этом кивает.

Между тем сложившаяся на «Запорожстали» ситуация не является чем-то уникальным. В целом по предприятиям украинского ГМК загрузка производственных мощностей сегодня не превышает 60%. И в таком случае не совсем понятно, почему одни участники рынка получают преференции в виде отсрочки выполнения инвестобязательств, а к другим продолжают предъявлять требования в полном объеме? Ранее «Минпром» писал о необъяснимой либеральности, проявленной Фондом госимущества в отношении инвестобязательств «АрселорМиттал» на комбинате «Криворожсталь». Что стоит за этой избирательностью и какие будут последствия для отрасли в целом?

Игорь Воронцов



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!