Подробнее Запомнить город


«Запорожстали» дали отсрочку

25.06.09
размер текста:

Комбинату «Запорожсталь» существенно продлены сроки реализации природоохранных мероприятий. Такое решение 28 мая принял Запорожский облсовет. Тем самым он освободил одно из крупнейших металлургических предприятий Украины от ответственности за невыполнение инвестобязательств на суммы, исчисляемые миллиардами гривен и, как следствие, от многомиллионных штрафов.

Данное решение не вызывает особого удивления – если учесть, что финансовый директор «Запорожстали» Александр Рабцун одновременно возглавляет фракцию БЮТ в Запорожском облсовете. Разумеется, в данном случае речь идет не о собственных политических предпочтениях Александра Ивановича - который, будучи топ-менеджером, все же является наемным работником у акционеров. Поэтому здесь уместнее говорить о симпатиях к вышеупомянутой политсиле со стороны Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина, совладельцев канадской Midland group, контролирующей «Запорожсталь».

Тогда становится понятно, почему третья сторона соглашения, Министерство охраны окружающей среды, возглавляемое верным соратником премьера Георгием Филиппчуком, без лишних проволочек одобрило перенос сроков реализации природоохранных мероприятий. Они были оформлены в виде региональной «Программы выхода Запорожья из экологического кризиса на 2001-2010 гг.». Документ предусматривал, в частности, сокращение выбросов в атмосферу на 70,5 тыс. тонн (50% от общего объема) за счет реконструкции газоочисток на крупных запорожских предприятиях, включая абразивный, титаномагниевый и алюминиевый комбинаты, ферросплавный и коксохимический заводы, «Укрграфит», «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь».

Последнему в реализации программы отводилась особая роль – поскольку на долю комбината приходится 39% всех вредных выбросов. Наиболее масштабная часть программы - закрытие мартеновского производства на «Запорожстали» и строительство конвертерного цеха вместе с отстойником для очистки промышленно-дренажных стоков. Реализация данного пункта, позволяющего сократить атмосферные выбросы на 13,2 тыс. тонн и жидкие на 6,2 тыс. тонн в год, оценивается в 6,463 млрд грн. Однако еще до начала кризиса руководству комбината удалось добиться переноса сроков окончания строительства конвертера с 2010 на 2012 г., а теперь, по решению облсовета, дата отодвинута еще дальше – на 2017 г. До 2017 г. включительно также отложено переведение технологических линий в цехе холодной прокатки №1 на соляно-кислотное травление с одновременным строительством аспирационных установок. Стоимость данного проекта оценивается в 699 млн грн. Помимо улучшения качества травления проката и снижения расходов кислоты и пара, реализация проекта позволяет на 1,5 млн куб. м уменьшить объем сбрасываемых в Днепр химически загрязненных стоков.

Реконструкция аглофабрики также растянута во времени до 2017 г. Так, строительство газоочистки на агломашине №1 стоимостью 122,03 млн грн. комбинату разрешили отложить до 2011 г. включительно, на агломашинах №№2-6 – до 2015 г. Реконструкция известково-дробильного, коксодробильного и шихтового отделений отложена до 2017 г. включительно. А за 9 лет много чего может произойти. К тому времени, как говорится, либо осел сдохнет, либо падишах умрет.
Следует отметить, что в 2008 г. вредные выбросы комбината в окружающую среду составили около 70 тыс. тонн. И что допустимые концентрации вредных веществ в Запорожье в 1,2-5,6 раза превышают отечественные пределы и в 1,44-200 раз — установленные Всемирной организацией здравоохранения. Медики отмечают, что неблагополучная экологическая ситуация приводит к росту онкологических заболеваний в областном центре.

Представители «Запорожстали» необходимость пролонгации инвестобязательств аргументируют сложной ситуацией, в которой в настоящее время находится комбинат. Действительно, за 4 мес. 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. предприятие сократило производство стали на 26,6% - до 1,085 млн тонн, чугуна на 24,5% - до 900 тыс. тонн, проката на 26,3% - до 897 тыс. тонн, агломерата на 15,3% - до 1,605 млн тонн. Поставки горячекатаного листа на украинский рынок в январе-апреле «Запорожсталь» уменьшила с 247,7 до 168,1 тыс. тонн. Поэтому чистую прибыль в размере 47,76 млн грн., полученную по итогам 2008 г., акционеры решили направить на пополнение оборотных средств, отказавшись от выплаты дивидендов.

С другой стороны, «Запорожсталь» заявила о намерении в 2009 г. продолжить строительство установки Kuttner по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи. Стоимость проекта – 761,92 млн грн. Он позволяет сэкономить 336 млн куб. м природного газа в год, а также 331 тыс. тонн металлургического кокса. Получается, что с финансированием проектов, несущих прямой экономический эффект, А.Шнайдер и Э.Шифрин не испытывают затруднений. А вот на выполнение социально значимых экологических обязательств денег нет. И правительство, возглавляемое лидером политсилы, которую поддерживают акционеры «Запорожстали», понимающе при этом кивает.

Между тем сложившаяся на «Запорожстали» ситуация не является чем-то уникальным. В целом по предприятиям украинского ГМК загрузка производственных мощностей сегодня не превышает 60%. И в таком случае не совсем понятно, почему одни участники рынка получают преференции в виде отсрочки выполнения инвестобязательств, а к другим продолжают предъявлять требования в полном объеме? Ранее «Минпром» писал о необъяснимой либеральности, проявленной Фондом госимущества в отношении инвестобязательств «АрселорМиттал» на комбинате «Криворожсталь». Что стоит за этой избирательностью и какие будут последствия для отрасли в целом?

Игорь Воронцов



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:57 | 25.06.2009
Паша с Уралмаша
Юлия Владимировна все равно их кинет впоследствии... Как и многих других своих бывших соратников-спонсоров...

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!