Подробнее Запомнить город


Украинские морпорты: выжить в шторм

23.06.09
размер текста:

«Полуушедший» Винский инициировал монополизацию портового хозяйства Украины. Но и без этого отечественным морским торговым портам (МТП) есть куда развиваться.

«Полуминистр» в действии

В самом конце третьей недели июня стало известно, что министр транспорта и связи Иосиф Винский, вероятно, никуда и не уходит. «Все изменилось» после личной встречи главы Минтранссвязи с Юлией Тимошенко: есть основания полагать, что обе стороны попросту обновили принципы дальнейшей работы и взаимодействия… и что теперь Иосиф Викентьевич проработает министром как минимум до конца 2009 года.

В этой связи интересно заявление Винского, сделанное незадолго до прошения об отставке и оставшееся почти незамеченным. В ходе визита в МТП «Южный» министр заявил, что все морпорты с ежегодным грузооборотом менее 5 млн тонн должны лишиться своего статуса и «понизиться в звании» до портопунктов. И еще ранее, отмечают наши источники в Кабмине, началась подготовка присоединения Днепро-Бугского порта к Николаевскому, Скадовского – к Херсонскому, Усть-Дунайского МТП и Килийского портопункта – к Измаильскому порту, а Генического – к Бердянскому. В частности, Днепро-Бугский порт в последние годы не вел никаких перегрузочных работ, почти до нуля упали объемы и в Геническе.

Последнее же предложение Минтранса означает, что статус МТП может потерять 2/3 нынешних портов – 12 из 18. Более того, И.Винский так прямым текстом и заявляет: мы хотим укрупнять порты, притом как морские, так и речные. Декларируемая цель – оптимизация работы убыточных МТП за счет объединения с успешными.

Но на сколько реально такое объединение? Более чем. Причины – сильные лоббистские позиции крупнейших портов. А это, среди прочего, означает, что у «объединительной» идеи хорошие перспективы вне зависимости от того, будет ли у Минтранса новый руководитель. В числе препятствий – сопротивление сил «на местах», реально контролирующих те или иные малые МТП. Например, против слияния Скадовского порта с Херсонским уже в начале года активно выступили местные власти Скадовска. Председатель горсовета Александр Гавриш заверяет нас: порт для города – это бюджетообразующее предприятие, и терять его город не намерен. А все реорганизации, по словам мэра, затеяны, чтобы сменить портовое руководство, завладеть территорией предприятия и распоряжаться ею в частных интересах.

Интересно, что против объединения в данном случае выступает и лично спикер парламента Владимир Литвин, тогда как объединительная инициатива в конце 2008 г. исходила от тогдашнего заместителя Винского, Владимира Работнева… которого многие связывают с известным украинским «околопортовым» и оружейным бизнесменом, нынешним замминистра транспорта и связи Игорем Урбанским. А также с интересами группы Константина Григоришина – «Энергетический стандарт», как известно, в последнее время заметно усилившей свое влияние на отечественную транспортную отрасль. Иными словами, укрупнение портов может быть связано в т.ч. и с указанными выше интересами господина Григоришина, который уже фактически контролирует монополиста речных грузовых перевозок – «Укрречфлот», а не так давно усилил влияние на «Украинское Дунайское пароходство» и, к слову, на авиационную промышленность.

Как бороться с портами

Кроме укрупнения, «бывший-нынешний» глава Минтранссвязи постулирует необходимость бороться с… прибылями МТП. Точнее, с «фиктивным уровнем» этих прибылей.

Речь, в частности, идет о том, что по одним только результатам І квартала текущего года предприятия Государственной администрации морского и речного транспорта (т.е., грубо говоря, все морские и речные госпорты страны) «отрапортовали» о росте чистой прибыли – в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. – приблизительно в 4 раза, до 522,4 млн грн. Действительно, подтверждают эксперты: МТП, наверное, меньше всех в транспортной отрасли страдают от кризиса. Скажем, падение грузооборотов в морпортах с начала года (относительно соответствующего периода 2008 г.) колеблется в диапазоне от 4 до 15%, тогда как средний показатель спада по отрасли – 35%. Однако И.Винский склонен связывать высокие показатели прибылей не со смягченным воздействием кризиса, а с тем, что порты все больше занижают стоимость основных фондов. А также с существенным ростом портовых тарифов и сборов.

Исходя из этого, министр предлагает дооценить стоимость активов МТП. Это предлагается сделать до конца 2009 года. По сообщениям Минтранссвязи, на данный момент дооценку основных средств завершил лишь Одесский порт, отказ же от переоценки или ее затягивание Иосиф Викентьевич готов приравнять к воровству. А специалисты уточняют: после пересчета абсолютно все порты могут оказаться убыточными, а не «сверхприбыльными». Вместе с тем, после дооценки все крупные МТП получат возможность амортизировать существенные средства, которые затем могут быть направлены на поддержание текущей деятельности и стратегическое развитие предприятия.

А еще одна «больная» для отраслевого министерства тема – договоры о совместной деятельности (ДСД). Аналитики центра «Укрпромвнешэкспертиза» напоминают, что данная схема позволяет и самим портам, и работающим на их территории различным операторам (стивидоры и др.) работать менее прозрачно, сохраняя больше прибыли. Не удивительно, что И.Винский называет ДСД «существенным резервом финансового благополучия портовой отрасли». Как известно, Минтранс еще в начале года потребовал разорвать все такие договора, на что МТП ответили в лучшем случае контраргументами. Министр же продолжает утверждать, что данные договора грабят государство. Отметим, что сегодня в украинских портах действует около 30 ДСД, аренда же (как форма) преобладает лишь в Одесском и Николаевском портах.

Факторы конкурентоспособности

Понятно, что все эти распри не способствуют активизации работы МТП Украины и повышению их конкурентоспособности на Черном море. Там, и без того региональным лидером является порт Констанца (Румыния), обладающий такими глубинами и такими мощностями по перевалке контейнеров, которых нет и в ближайшие годы не будет в Украине. Так, Констанца обладает рабочей глубиной в 19 м, что позволяет ей работать с судами типа capesize (дедвейтом от 180 тыс. тонн).

С другой стороны, крупный бизнес России выражает интерес к инвестированию в развитие Новороссийского МТП. Так, уже к началу июня такой интерес подтвердил известный нефтетрейдер РФ Геннадий Тимченко, который собирается построить здесь новый мазутный терминал.
Не удивительно, что по итогам 5 месяцев 2009 г., со слов специалистов Минтранссвязи, российским портам удалось «перехватить» часть грузов, которые ранее шли через отечественные или же прибалтийские МТП. В т.ч. экспорт грузов по железной дороге через порты в январе-мае в России не упал, а даже вырос – на 2,5%, до 74,9 млн тонн. В том числе угля +1,4% (22,4 млн тонн), а по руде – рост на целых 48,3% (до 3,4 млн тонн), что разительно отличается от итогов работы украинских транспортников. В Первой грузовой компании (РФ) связывают это с нестабильностью грузовых ж/д тарифов в Украине, а особенно – с повышением здесь транзитного тарифа на перевозку угля.

Что могут реально противопоставить отечественные порты? Кто бы сомневался, что здесь тоже не обходится без «проектов Винского» - на этот раз уже в более позитивном смысле. Прежде всего, речь идет о мегапроекте развития Южного МТП, который (проект) министр «торжественно презентовал» в ходе визита в порт уже в июне. Среди прочего, к 2015 г. предполагается увеличить грузооборот порта до 81,36 млн тонн, главным образом за счет переработки на собственных причалах до 43,68 млн тонн грузов. Для сравнения, в минувшем году «Южный» обработал 35,4 млн тонн грузов, в т.ч. 13,7 млн тонн на собственных причалах. Подобного перераспределения в пользу собственных причалов к 2015 г. предусматривается достичь за счет ввода в строй 5 новых причалов (в т.ч. строительство перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого хранения №9 планируется закончить уже в декабре нынешнего года, хотя ранее речь шла о начале 2010 г.). Общая сумма инвестиций – примерно 910 млн долл., в том числе 310 млн долл. собственных средств МТП (включая банковские кредиты), сообщает нам его начальник Юрий Крук. А еще 600 млн долл. намечено привлечь от внешних инвесторов и операторов портовой деятельности.

Но и это еще не все. К 2025 г. грузооборот порта предполагается нарастить до 120 млн тонн – почти столько же, сколько сегодня обрабатывают все украинские МТП вместе взятые. И здесь акцент снова сместится в пользу частных операторов: собственные причалы порта будут обрабатывать до 39,5 млн тонн грузов.
Достигнуть таких результатов планируется, в том числе, за счет расширения контейнерооборота, а также строительства нефтяного терминала (в свете развития т.н. Евроазиатского нефтетранспортного коридора и проекта «Одесса-Броды»), углубления дна с 15 до 19 м (как в Констанце, стоимость работ в современных ценах – от 3 млрд грн.). И глава Минтранса не скрывает: в итоге Южный должен «догнать и перегнать» Констанцу, которая, кстати, уже сегодня ежегодно переваливает 120 млн тонн грузов.

Постепенно развивается и ж/д инфраструктура. Развитие припортовой инфраструктуры железных дорог было объявлено одним из приоритетов отрасли на 2009 г., и уже весной развернулась реконструкция крупной припортовой станции «Одесса-Лиски».

Наконец, еще одно направление активности – рост перевалки зерновых (и другой с/х продукции). Как известно, АПК стал едва ли не единственной отраслью, не только сохранившей, но даже и нарастившей объемы экспорта с начала года (в сравнении с 2008 г.). И сейчас порты стараются развивать данное направление. К примеру, Херсонский МТП собирается построить новый зерновой терминал годовой проектной мощностью 500 тыс. тонн. По словам помощника начальника порта Мирона Бубы, ныне тут переваливается около 200 тыс. тонн зерна в год. Стоимость проекта – свыше 15 млн долл., из них 3,5 млн долл. на реконструкцию причалов, остальное – на постройку элеватора. В целом же с 1 июля 2008 г. по 1 июля 2009 г. перевалка зерна через морпорты Украины составит свыше 22 млн тонн – в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

При этом, как отмечает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, в отечественных МТП ставки на перевалку ниже российских – за счет высокой конкуренции между госпортами и частными терминалами.

Действительно, кризис заставляет и украинские порты снижать тарифы и сборы. Кроме того, весенние решения правительства упростили таможенное оформление грузов в МТП. Нет сомнений: эти и иные перечисленные факторы делают морпорты страны довольно конкурентоспособными на Черном море. Но, как и всегда, все зависит от того, не потонут ли прогрессивные инвестпроекты в волнах околовыборных штормов и в новом поствыборном переделе активов и сфер влияния.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
22:28 | 23.06.2009
Круть-Верть
120 млн. т. в порту "Южный" - а логистику просчитали? таких грузопотоков в Украине просто нет! фантазеры блин...
хлопцы просто попиарились! как и "план винского", я его скачал с сайта минтранса, а когда глянул на него, то засомневался, может Винский говорил про "план" в другом смысле этого слова...
а про объединение портов, помню как Йосик в Николаев приехал и заявлял, типа того, что "колы я прыйиду сюды у наступный раз, то хочу бачити микморпорт обеднаным з иншымы портамы, шобы он конкурував з Южным, Одесой" (фантазер), не удивительно, что Капацина с ним затусовался, два сапога пара... поэтому и объединять им надо, чтобы был один хозяин.

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!