Подробнее Запомнить город


Металлургов ограничивают в угле

24.06.09
размер текста:

Украинские власти рассматривают возможность введения заградительных мер в отношении импорта коксующихся углей. Принятие подобного решения немного улучшит ситуацию в угольной отрасли, однако ударит по отечественной металлургии. Поскольку обе отрасли для Украины являются стратегически важными, украинскому правительству придется балансировать между интересами двух секторов экономики, с тем, чтобы не подорвать ситуацию ни в одном из них.

Менее года назад украинская металлургия фактически задыхалась от нехватки коксующихся углей. Его дефицит был одним из факторов срыва планов по выплавке стали. Отечественные ФПГ скупали шахты в Украине и РФ с тем, чтобы увеличивать добычу, вкладывали колоссальные средства в развитие глубоководных портов, чтобы иметь возможность нарастить импорт с США, Австралии и Бразилии, а также просили правительство помочь им в этом процессе.

Украинские предприятия физически способны выплавить около 40-41 млн тонн чугуна (при загрузке мощностей в 95%). В последние годы его производство достигало 36-38 млн тонн, на что требовалось 18-19 млн тонн кокса. В эквиваленте угольного концентра это составляет около 29-31 млн тонн, из которых Украина может обеспечить только 17 млн тонн, остальной же объем украинские металлурги до последнего времени импортировали с РФ (около 70%), США и Канады (25%), Казахстана (5%).

В условиях острого дефицита угля, местные производители не имели возражений против наплыва импортной продукции, поскольку осознавали, что самостоятельно не могут насытить рынок. Однако из-за кризисных явлений на мировых рынках металлопродукции спрос на коксующийся уголь в Украине существенно сузился. Украинские производители, которым удалось сохранить объем добываемого угля, начали испытывать трудности со сбытом своей продукции. По данным Министерства угольной промышленности, в январе-мае украинские предприятия поставили коксохимам 1,97 млн тонн рядового угля и 5,51 млн тонн угольного концентрата, тогда как импортеры – 0,11 и 2,68 млн тонн соответственно. Несмотря на то, что импорт упал почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рынок остался профицитным, и в большей степени, именно за счет отечественных производителей.

Очевидно, именно по инициативе недовольных угольщиков в правительстве возникла идея принять ряд мер, защищающих рынок от импорта. Сначала Минэкономики предложило ввести квоты на импорт коксующихся углей в 2009 году в объеме 5 млн тонн, а позже замглавы Минпромполитики Владимир Севернюк заявил о необходимости лицензирования всего импорта. По его словам, это необходимо для предотвращения ввоза вредных веществ, поскольку не весь уголь соответствует экологическим стандартам.

Между тем, очевидным является тот факт, что введение лицензирования и квотирования импорта коксующегося угля продиктовано желанием защитить внутренний рынок. По словам, главы комитета Верховной Рады по промышленной и регуляторной политике Натальи Королевской возникли подозрения, что российские компании захватывают украинский рынок коксующегося угля путем демпинга. По мнению Н.Королевской, это может привести к прекращению добычи коксующегося угля в Украине и стремительному росту цен на него в будущем. Депутат также поддержала применение протекционистских мер со стороны Украины.

С количественной точки зрения, нынешнего объема угля добываемого в Украине должно практически хватить для выплавки чугуна на уровне 28-29 млн тонн, что является даже оптимистическим ожиданием в этом году. Однако, конфигурация и хозяйственные связи украинского ГМК достаточно сложны, поэтому непродуманное ограничение импорта может иметь следствием очень негативные последствия для смежных отраслей экономики, прежде всего, черной металлургии.

Во-первых, украинские конкуренты, прежде всего, российские производители коксующихся углей поставляют свою продукцию вовсе не по демпинговым ценам. Действительно, цены на их товар на 15-20% ниже украинского, однако это обусловлено не сознательной манипуляцией ценами, а более низкой себестоимостью. В данном контексте теряется сам предлог для введения заградительных барьеров. Правда, поскольку РФ не является членом ВТО, Украина имеет право самостоятельно оценивать и устанавливать границы рыночных и демпинговых цен. В условиях, когда на мировых рынках держатся только те, кто смог минимизировать себестоимость продукции, навязывать металлургам более дорогой и одновременно менее качественный уголь – это изначально ставить их в худшее положение в сравнении с конкурентами.

Во-вторых, украинские предприятия не могут обеспечить металлургов в необходимом количестве всеми марками углей. В Украине дефицит составляют качественные жирные угли марки «Ж», тогда как украинские шахты могут предложить только более бедные марки. Из-за ухудшения качества кокса в связи с нехваткой коксующихся углей необходимых марок метпредприятия увеличивают нормативы расхода кокса на изготовление чугуна. В частности, в прошлом году отечественные металлургические комбинаты увеличили расход кокса с 470-480 кг/тонн до 510-511 кг/тонн, тогда как в большинстве стран мира этот показатель не превышает 350 кг/тонн.

В-третьих, во многие украинские металлургические ФПГ интегрированы российские предприятия по добыче коксующихся углей, тоесть фактически работают на Украину. В частности, «Запорожсталь» в 2006 году купила в Ростовской обл. (РФ) обогатительную фабрику «Шолоховская», к которой прилегает несколько месторождений коксующихся углей. Имеют угольные активы на территории РФ также ArcelorMittal, поставляющий уголь на «Криворожсталь», и концерн «Энерго», обеспечивающий поставки энергоносителя не только на свой ДМЗ, но и ММК им.Ильича. Кроме того, для российской группы Евраз, которая в 2007 году приобрела три украинских коксохима, источником угля для них выступают собственные шахты на Кузбассе.

Введение заградительных мер в этом случае может попросту разрушить внутрихозяйственные связи. Не удивительно, на инициативу о введении ограничений на коксующиеся угли металлурги единогласно выступили против. Жесткую позицию в этом вопросе заняла ассоциация «Укркокс», находящаяся под сильным влиянием металлургов. Кроме того, сам В. Севернюк уже поспешил заявить, что из-за сложности процедуры квотирование может быть не введено.

Между тем, правительство имеет собственные интересы. Для сохранения социальной и экономической стабильности в углепроме ему необходимо расширять рынки для украинской продукции. Введение ограничений частично снимет эту проблему, поскольку отечественным металлургам волей-неволей придется закупать отечественный уголь. Однако сделано это будет в ущерб последним, и вряд ли, сума выгод от этого решения в угольной промышленности превысит совокупные убытки в черной металлургии.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!