Подробнее Запомнить город


Металлургов ограничивают в угле

24.06.09
размер текста:

Украинские власти рассматривают возможность введения заградительных мер в отношении импорта коксующихся углей. Принятие подобного решения немного улучшит ситуацию в угольной отрасли, однако ударит по отечественной металлургии. Поскольку обе отрасли для Украины являются стратегически важными, украинскому правительству придется балансировать между интересами двух секторов экономики, с тем, чтобы не подорвать ситуацию ни в одном из них.

Менее года назад украинская металлургия фактически задыхалась от нехватки коксующихся углей. Его дефицит был одним из факторов срыва планов по выплавке стали. Отечественные ФПГ скупали шахты в Украине и РФ с тем, чтобы увеличивать добычу, вкладывали колоссальные средства в развитие глубоководных портов, чтобы иметь возможность нарастить импорт с США, Австралии и Бразилии, а также просили правительство помочь им в этом процессе.

Украинские предприятия физически способны выплавить около 40-41 млн тонн чугуна (при загрузке мощностей в 95%). В последние годы его производство достигало 36-38 млн тонн, на что требовалось 18-19 млн тонн кокса. В эквиваленте угольного концентра это составляет около 29-31 млн тонн, из которых Украина может обеспечить только 17 млн тонн, остальной же объем украинские металлурги до последнего времени импортировали с РФ (около 70%), США и Канады (25%), Казахстана (5%).

В условиях острого дефицита угля, местные производители не имели возражений против наплыва импортной продукции, поскольку осознавали, что самостоятельно не могут насытить рынок. Однако из-за кризисных явлений на мировых рынках металлопродукции спрос на коксующийся уголь в Украине существенно сузился. Украинские производители, которым удалось сохранить объем добываемого угля, начали испытывать трудности со сбытом своей продукции. По данным Министерства угольной промышленности, в январе-мае украинские предприятия поставили коксохимам 1,97 млн тонн рядового угля и 5,51 млн тонн угольного концентрата, тогда как импортеры – 0,11 и 2,68 млн тонн соответственно. Несмотря на то, что импорт упал почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рынок остался профицитным, и в большей степени, именно за счет отечественных производителей.

Очевидно, именно по инициативе недовольных угольщиков в правительстве возникла идея принять ряд мер, защищающих рынок от импорта. Сначала Минэкономики предложило ввести квоты на импорт коксующихся углей в 2009 году в объеме 5 млн тонн, а позже замглавы Минпромполитики Владимир Севернюк заявил о необходимости лицензирования всего импорта. По его словам, это необходимо для предотвращения ввоза вредных веществ, поскольку не весь уголь соответствует экологическим стандартам.

Между тем, очевидным является тот факт, что введение лицензирования и квотирования импорта коксующегося угля продиктовано желанием защитить внутренний рынок. По словам, главы комитета Верховной Рады по промышленной и регуляторной политике Натальи Королевской возникли подозрения, что российские компании захватывают украинский рынок коксующегося угля путем демпинга. По мнению Н.Королевской, это может привести к прекращению добычи коксующегося угля в Украине и стремительному росту цен на него в будущем. Депутат также поддержала применение протекционистских мер со стороны Украины.

С количественной точки зрения, нынешнего объема угля добываемого в Украине должно практически хватить для выплавки чугуна на уровне 28-29 млн тонн, что является даже оптимистическим ожиданием в этом году. Однако, конфигурация и хозяйственные связи украинского ГМК достаточно сложны, поэтому непродуманное ограничение импорта может иметь следствием очень негативные последствия для смежных отраслей экономики, прежде всего, черной металлургии.

Во-первых, украинские конкуренты, прежде всего, российские производители коксующихся углей поставляют свою продукцию вовсе не по демпинговым ценам. Действительно, цены на их товар на 15-20% ниже украинского, однако это обусловлено не сознательной манипуляцией ценами, а более низкой себестоимостью. В данном контексте теряется сам предлог для введения заградительных барьеров. Правда, поскольку РФ не является членом ВТО, Украина имеет право самостоятельно оценивать и устанавливать границы рыночных и демпинговых цен. В условиях, когда на мировых рынках держатся только те, кто смог минимизировать себестоимость продукции, навязывать металлургам более дорогой и одновременно менее качественный уголь – это изначально ставить их в худшее положение в сравнении с конкурентами.

Во-вторых, украинские предприятия не могут обеспечить металлургов в необходимом количестве всеми марками углей. В Украине дефицит составляют качественные жирные угли марки «Ж», тогда как украинские шахты могут предложить только более бедные марки. Из-за ухудшения качества кокса в связи с нехваткой коксующихся углей необходимых марок метпредприятия увеличивают нормативы расхода кокса на изготовление чугуна. В частности, в прошлом году отечественные металлургические комбинаты увеличили расход кокса с 470-480 кг/тонн до 510-511 кг/тонн, тогда как в большинстве стран мира этот показатель не превышает 350 кг/тонн.

В-третьих, во многие украинские металлургические ФПГ интегрированы российские предприятия по добыче коксующихся углей, тоесть фактически работают на Украину. В частности, «Запорожсталь» в 2006 году купила в Ростовской обл. (РФ) обогатительную фабрику «Шолоховская», к которой прилегает несколько месторождений коксующихся углей. Имеют угольные активы на территории РФ также ArcelorMittal, поставляющий уголь на «Криворожсталь», и концерн «Энерго», обеспечивающий поставки энергоносителя не только на свой ДМЗ, но и ММК им.Ильича. Кроме того, для российской группы Евраз, которая в 2007 году приобрела три украинских коксохима, источником угля для них выступают собственные шахты на Кузбассе.

Введение заградительных мер в этом случае может попросту разрушить внутрихозяйственные связи. Не удивительно, на инициативу о введении ограничений на коксующиеся угли металлурги единогласно выступили против. Жесткую позицию в этом вопросе заняла ассоциация «Укркокс», находящаяся под сильным влиянием металлургов. Кроме того, сам В. Севернюк уже поспешил заявить, что из-за сложности процедуры квотирование может быть не введено.

Между тем, правительство имеет собственные интересы. Для сохранения социальной и экономической стабильности в углепроме ему необходимо расширять рынки для украинской продукции. Введение ограничений частично снимет эту проблему, поскольку отечественным металлургам волей-неволей придется закупать отечественный уголь. Однако сделано это будет в ущерб последним, и вряд ли, сума выгод от этого решения в угольной промышленности превысит совокупные убытки в черной металлургии.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!