Подробнее Запомнить город


Пиррова отмена

28.07.15
размер текста:

Министерство экономического развития и торговли предлагает отменить все налоговые льготы в Украине, включая спецрежимы СЭЗ и индустриальных парков. Это может поставить под удар целые отрасли.

В июле глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус заявил о необходимости полностью отменить в Украине налоговые льготы для любых видов бизнеса. По словам министра, время преференций и привилегий прошло. "До недавних пор у нас были льготы по ввозу энергосберегающего оборудования. По этой статье в страну заезжало все, кроме энергосберегающего оборудования", – заявил он.

Акцентируется, что должны быть отменены и особые режимы для свободных экономических зон (СЭЗ), индустриальных парков. Глава МЭРТ подчеркнул, что своего рода СЭЗ должна стать вся страна, где надо повысить привлекательность ведения бизнеса. Существующий же формат СЭЗ назван внутренними оффшорами, которые служат для оптимизации налогообложения какими угодно компаниями, кроме тех, для развития которых задумывались СЭЗ. "И мы против фискальных льгот для отраслей – это путь к коррупции. Все должны работать по одинаковым, простым, понятным и выгодным условиям. Может быть, надо помогать кому-то очень точечно, например, маленьким сельхозпроизводителям, но лучше это делать дотациями, а не налоговыми льготами", – говорит он.

Минфин также заявляет, что в рамках налоговой реформы и сотрудничества с ключевым кредитором – МВФ – готов пересмотреть перечень существующих налоговых льгот и специальных режимов налогообложения.

Кто пострадает, если льготы все-таки отменят? Прежде всего это АПК, где некогда стабильный прирост показателей уже и без того сменился спадом в 2015 году, как и в остальной отечественной экономике. Так, в І полугодии сельское хозяйство продемонстрировало сокращение производства на 9,3% к январю-июню-2014.

Одной из причин этого как раз и является недостаточное финансирование государством традиционно востребованных программ господдержки при покупке или взятии в лизинг агротехники, сетует президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой: например, на закупки украинских с/х машин через НАК "Украгролизинг" в этом году выделено 54 млн грн., а это меньше, чем в прошлые годы (см. также статью "Патриотизм поневоле"). Если отменить еще и эту поддержку, то аграриям будет намного сложнее работать в современной кризисной ситуации, уверены эксперты. Как известно, об отмене аграрных льгот активно говорят во властных верхах, в том числе в связи с требованиями МВФ.

Что же до энергосберегающего оборудования, а также комплектующих и профильных технологий, то их импорт без пошлины и НДС (действовавший с 2008) отменен с начала года. Постановление Кабмина №719 от 29.12.2014 коснулось таких инновационных товаров, как солнечные батареи, ветрогенераторы, энергосберегающие трансформаторы, аккумуляторы, счетчики тепла и др. источники альтернативной энергии, в том числе применяемые в промышленности. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что это нанесло серьезный удар по альтернативной энергетике, которая активно развивалась в Украине в предшествующие годы. Так, с 2009 по 2013 год объем национального рынка энергоэффективных технологий вырос в 2,2 раза, превысив 1,5 млрд долл.

Ударила эта отмена и по металлургии, для которой ввозилась такая энергосберегающая техника, как установки пылеугольного вдувания, насосно-компрессорное оборудование, инновационные эргономичные огнеупоры, станции переключения конвертерного газа, клапаны для доменного, конвертерного и коксового газа, газо- и воздуходувки. В 2014-2015 годах объем модернизаций на метпредприятиях и так снизился, а фискальное обложение импорта нужного оборудования дополнительно усложняет проблему.

Может пострадать и авиастроение, которое в 2010 году получило на 6 лет освобождение от уплаты НДС при ввозе необходимой в производстве продукции (кроме подакцизной), используемой для выпуска самолетов или агрегатов для них, и от земельного налога на участки. Кроме того, авиапрому в целом упростили таможенные процедуры, ввели ряд льгот при определении размеров амортизации основных фондов и формировании валовых доходов. В совокупности все эти меры позволили уменьшить себестоимость производства на 7%. К слову, Евросоюз и США уже давно предоставляют значительно большие преференции своим самолетостроителям: ЕС компенсирует до 30% себестоимости готовой продукции концерну Airbus (Франция), а Вашингтон погашает из федерального и местных бюджетов до трети себестоимости для корпорации Boeing.

Некоторые экономисты говорят, что эти преференции так и не помогли отрасли встать на ноги. На это президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко возражает: без подобной поддержки авиазаводам было бы намного сложнее работать. Кроме того, если в изготовлении новых лайнеров сохраняются значительные трудности, то авиаремонтные мощности в последние годы удалось неплохо загрузить иностранными заказами на модернизацию советских самолетов – тоже во многом благодаря льготам. Если же их отменить, то отрасль может окончательно прийти в упадок и уж точно не сможет ежегодно производить по 25 новых самолетов, как это недавно пообещал и.о. президента ГП "Антонов" Михаил Гвоздев.

Звучат и идеи о полной отмене возврата экспортного НДС. Для промышленников не секрет, что именно эти налоговые компенсации позволяют хотя бы частично пополнять оборотные средства в сегодняшних кризисных условиях. И то, многие системообразующие компании уже отключены от автоматического возмещения (последний по времени пример – Авдеевский коксохимзавод, который и так с трудом выживает под обстрелами), а общий госдолг по НДС-возврату на конец июля превысил 42 млн грн. Если компенсация будет отменена, ряд металлургических и других предприятий могут попросту остановиться. В.Лановой считает, что подобные эксперименты могут себе позволить сильные экономики. Так, в Китае возмещение НДС металлоэкспортерам в основном отменено еще в прошлом десятилетии. А вот в России такие идеи, возникавшие несколько лет назад, были отвергнуты, поскольку аналитики пришли к выводу, что вреда они принесут заметно больше, чем пользы.

Что касается СЭЗ, то они исчезли в Украине еще в 2005 году после Оранжевой революции. Несмотря на происходившие в 2011-2013 годах попытки Кабмина перезапустить подобный формат в стране, новая СЭЗ появилась только в прошлом году в Крыму как форма упрощения работы для того крымского бизнеса, который принял решение остаться в отечественном правовом поле. Формально этот бизнес платит налоги и сборы в бюджет АРК, продолжает В.Лановой, а на деле данная схема стала теневым заработком как для провластных олигархов, так и для крымских предпринимателей. Ликвидация этой СЭЗ – едва ли не единственное новшество из перечисленных, которое действительно может быть полезно украинской экономике.

А вот индустриальные парки, масштабный проект по которым тоже запускался в 2012-2013, создавались более активно: на начало минувшего года их появилось пять – в таких городах, как Львов, Долина (Ивано-Франковщина), Славута (Хмельницкая область), Коростень (Житомирщина) и Кременчуг (Полтавщина). В течение 5-7 лет в такой формат предполагалось привлечь 8-10 млрд долл. А.Охрименко полагает, что эти планы были вполне реалистичными, но помешал системный страновой кризис. Теперь же и данный формат может попасть под антильготные ножницы.

В целом специалисты сходятся в том, что в современной критической для Украины ситуации огульная борьба с секторальными преференциями особенно опасна. "За некоторые из действующих послаблений – в том же авиапроме – производители упорно боролись годами, а теперь в одночасье это может исчезнуть. Я уж молчу о том, что после кризиса-2008 Кабмин вскоре ввел льготы для ГМК, и это позволило отрасли работать с минимальными потерями. Сейчас о подобном нет и речи, зато повышаются ж/д тарифы, налоги, отменяется автовозврат НДС и т.п. В верхах вообще звучит мнение, что металлургия нам особо не нужна, как и тяжмаш. Но без этих отраслей страна превратится в сырьевой импортозависимый придаток. Разве это является задачей реформ?", – задает А.Охрименко риторический вопрос.

Действительно, промышленность находится в глубокой рецессии: минус 10,1% в 2014, минус 20,5% в І полугодии 2015. В то же время госбюджет сейчас сводится с профицитом, как и торговый баланс. А, значит, острой нужды в дополнительных налоговых поступлениях нет, и отмену фискальных льгот, по крайней мере, для промкомпаний, можно бы отложить до момента стабилизации обстановки в отечественной индустрии.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!