Подробнее Запомнить город


Цветмет на грани

19.06.09
размер текста:

Украинский цветмет во II квартале оказался на грани, за которой под вопросом становится само существование отрасли. Однако мировой кризис стал лишь ускорителем, а не причиной этого процесса.

Наиболее ярким примером может служить Запорожский алюминиевый комбинат. На этом предприятии, приватизированном в конце 1990-х гг., за прошедшее время успели трижды поменяться собственники. Что никак не сказалось на его основной производственной деятельности. Так, ЗАлК на протяжении последнего десятилетия продолжал выплавлять первичный алюминий – продукцию низшего передела, соответственно имеющую низкую добавленную стоимость. Цех по производству алюминиевой фольги проектной мощностью 9,6 тыс. тонн в год, позволявший создать на комбинате полный технологический смысл, так и не был запущен в промышленную эксплуатацию. И это несмотря на то, что, согласно отчету Фонда госимущества, из запланированных 200 млн долл. инвестиций «АвтоВАЗ-инвест», затем СУАЛ, и, наконец, «Российский алюминий» вложили свыше 120 млн долл. Однако это были средства, предназначенные главным образом для выполнения природоохранных мероприятий (строительство новых водоочистных сооружений, замена пылевых электрофильтров и т.д).

Поэтому не удивительно, что по итогам I квартала объем поставок алюминия на ЗАлКе уменьшился на 32,15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 17,01 тыс. тонн. Ведь кризис способствовал сокращению производства в авиапроме и строительстве, основных потребителях первичного алюминия. Так, уже по итогам 2008 г. объем заказов европейского авиаконцерна Airbus уменьшился на 42% по сравнению с предыдущим периодом - до 777 самолетов. Не лучше обстоят дела у других крупнейших игроков: заказы американского Boeing в 2008 г. сократились на 53,5% - до 662 самолетов, бразильская Embraer понизила прогноз по выручке на 2009 г. до 5,5 млрд долл., что соответствует поставке 242 самолетов. Более ранняя оценка предполагала продажу 270 самолетов.

При этом следует отметить, что ЗАлК экспортирует свыше 90% своей продукции и не имеет прокатного производства. Между тем украинская электротехническая промышленность, которая является крупным потребителем алюминиевой проволоки, хотя и сократила ее использование в I квартале с 4,17 до 1,48 тыс. тонн, однако все же могла бы не импортировать ее, в основном из Российской Федерации (1,19 тыс. тонн), а закупать у местного производителя – если бы владельцы ЗАлКа наладили ее выпуск.

То же самое касается листа, труб и профиля. Тем более что пищевая промышленность, которая является основным потребителем алюминиевой фольги – одна из немногих отраслей, в которых не произошло значительное падение производства. По итогам I квартала в Украину импортировано 2,19 тыс. тонн алюминиевой фольги.

Причем если средняя стоимость экспортируемого в виде слитков первичного алюминия составила 1665 долл/тонн, то ввозимой фольги – уже 5014 долл/тонн. Поэтому, не отрицая влияния мирового кризиса, повлекшего падения спроса и цен на первичный алюминий и нерентабельность его производства при фиксированном тарифе на электроэнергию, следует отметить, что далеко не только в этом причина убыточной работы предприятия (около 15 млн долл. по итогам января-апреля текущего года). Так, согласно данным предприятия, в настоящее время себестоимость производства алюминия составляет 2200 долл/тонн. Между тем алюминиевый профиль в январе-марте импортировался в Украину по средней цене 3778 долл/тонн.

Впрочем, не только российские олигархи оказались неэффективными собственниками предприятий украинского цветмета. Само государство также не сумело надлежащим образом распорядиться своими активами и повысить их конкурентность. Речь идет о Запорожском титаномагниевом комбинате, на долю которого приходится 7,5% мирового производства губчатого титана. В докризисном 2007 г. рентабельность на ЗТМК составила 56%, а выпуск товарной продукции - 9,74 тыс.тонн при проектной мощности предприятия 20 тыс. тонн. В 2008 г. объемы производства незначительно увеличились: до 9,93 тыс. тонн, зато рентабельность упала до 10,1%. И это при дефиците губчатого титана, возникшего на мировых рынках в результате уверенно возраставшего спроса со стороны автопрома и авиапрома. Но даже тот, в общем-то немалый ресурс, который находился в распоряжении комбината (97,73 млн грн. чистой прибыли за 2007 г. и 8,4 млн грн. за 2008 г.), государство не использовало для развития ЗТМК.

Хотя госпрограмма развития цветной металлургии до 2011г. предусматривает организацию производства металлического титана в слитках на ЗТМК (т.к. губчатый титан является лишь полуфабрикатом) мощностью 3 тыс. тонн в год. Однако необходимые для этого электронно-лучевые печи так и не были закуплены. Таким образом, невозможной оказалась реализация и следующего этапа: создание производства титанового трубного проката мощностью 2 тыс. тонн в год. То есть ситуация один в один повторяет ту, что сложилась на ЗАлКе: спрос на полуфабрикаты цветной металлургии упал, а производство готовой продукции (сбыт которой подлежит диверсификации) не запущено.

Выше уже отмечалось снижение заказов у ведущих производителей в авиапроме. Это непосредственно сказалось и на производителях титана, доля которого в общем весе самолетов достигает 20%. Также «Минпром» ранее неоднократно писал о проблемах, которые в настоящее время испытывает мировой автопром. Поэтому производство титановой губки на ЗТМК уменьшилось с 850 до 600 тонн в месяц, а объемы реализации упали до 100 тонн в месяц. В таких условиях дифференцированный тариф на электроэнергию, предоставленный предприятию по решению правительства, мало чем может помочь предприятию. Ибо основной проблемой комбината сегодня является сбыт. А, не имея производства металлического титана и проката, ЗТМК не может рассчитывать на заказы компаний аэрокосмической отрасли и энергетики, которые также являются крупными потребителями готовой продукции титанового цикла.

Трудности украинских металлургов отражаются на работе добывающих предприятий, осуществляющих производство первичных полуфабрикатов. Но сказываются не слишком значимо, поскольку основная масса сырьевой продукции (свыше 90%) экспортируется. Так, в январе-апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом года экспорт рутила (титановый концентрат, сырье для производства губчатого титана) уменьшился на 16,6% - до 71,71 тыс. тонн на 17,34 млн долл. Производство рутила в Украине ведут Вольногорский и Иршанский ГОКи, до сентября с.г. находящиеся в аренде у подконтрольного Дмитрию Фирташу ЗАО «Крымский титан».

Которое для производства минеральных удобрений использует другой вид титанового концентрата – ильменит, также производимый в Вольногорске и Иршанске.
Что же касается Николаевского глиноземного завода, также входящего в сферу управления «Российского алюминия», то за I квартал он уменьшил производство глинозема (полуфабрикат для дальнейшего производства алюминия) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем с 685,6 до 654 тонн, то есть совсем незначительно. При этом импорт бокситов, служащих сырьем для производства глинозема, и вовсе увеличился с 840,84 тыс. тонн до 986,67 тыс. тонн – что свидетельствует об увеличении складских запасов предприятия. Следует также отметить, что еще в 2008 г. «Российский алюминий» остановил работу глиноземного цеха на ЗАлКе, сосредоточив все производство в Николаеве.

И, наконец, Артемовский завод цветных металлов также не остался в стороне от кризисных тенденций, сократив в I квартале экспорт рафинированной меди и медных сплавов по сравнению январем-мартом 2008 г. с 5,95 тыс. тонн до 541,83 тонн. При этом импорт аналогичной продукции в Украину также уменьшился с тем же периодом 2008 г. с 1,13 тыс. тонн до 644,18 тонн. Однако падение объемов производства готовой продукции на АЗЦМ выглядит не столь драматично. И потому его экспорт медной проволоки уменьшился с 2,73 тыс. тонн до 1,68 тыс. тонн, медного листа и ленты с 2,22 тыс. тонн до 1,25 тыс. тонн. А реализацию на экспорт медных труб предприятие сумело увеличить с 915,96 тонн до 986,82 тонн – несмотря на охлаждение мировой экономики в целом. Что лишний раз подтверждает тезис о выживаемости участников рынка, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не экспортирующих полуфабрикаты.



 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!