Подробнее Запомнить город


Цветмет на грани

19.06.09
размер текста:

Украинский цветмет во II квартале оказался на грани, за которой под вопросом становится само существование отрасли. Однако мировой кризис стал лишь ускорителем, а не причиной этого процесса.

Наиболее ярким примером может служить Запорожский алюминиевый комбинат. На этом предприятии, приватизированном в конце 1990-х гг., за прошедшее время успели трижды поменяться собственники. Что никак не сказалось на его основной производственной деятельности. Так, ЗАлК на протяжении последнего десятилетия продолжал выплавлять первичный алюминий – продукцию низшего передела, соответственно имеющую низкую добавленную стоимость. Цех по производству алюминиевой фольги проектной мощностью 9,6 тыс. тонн в год, позволявший создать на комбинате полный технологический смысл, так и не был запущен в промышленную эксплуатацию. И это несмотря на то, что, согласно отчету Фонда госимущества, из запланированных 200 млн долл. инвестиций «АвтоВАЗ-инвест», затем СУАЛ, и, наконец, «Российский алюминий» вложили свыше 120 млн долл. Однако это были средства, предназначенные главным образом для выполнения природоохранных мероприятий (строительство новых водоочистных сооружений, замена пылевых электрофильтров и т.д).

Поэтому не удивительно, что по итогам I квартала объем поставок алюминия на ЗАлКе уменьшился на 32,15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 17,01 тыс. тонн. Ведь кризис способствовал сокращению производства в авиапроме и строительстве, основных потребителях первичного алюминия. Так, уже по итогам 2008 г. объем заказов европейского авиаконцерна Airbus уменьшился на 42% по сравнению с предыдущим периодом - до 777 самолетов. Не лучше обстоят дела у других крупнейших игроков: заказы американского Boeing в 2008 г. сократились на 53,5% - до 662 самолетов, бразильская Embraer понизила прогноз по выручке на 2009 г. до 5,5 млрд долл., что соответствует поставке 242 самолетов. Более ранняя оценка предполагала продажу 270 самолетов.

При этом следует отметить, что ЗАлК экспортирует свыше 90% своей продукции и не имеет прокатного производства. Между тем украинская электротехническая промышленность, которая является крупным потребителем алюминиевой проволоки, хотя и сократила ее использование в I квартале с 4,17 до 1,48 тыс. тонн, однако все же могла бы не импортировать ее, в основном из Российской Федерации (1,19 тыс. тонн), а закупать у местного производителя – если бы владельцы ЗАлКа наладили ее выпуск.

То же самое касается листа, труб и профиля. Тем более что пищевая промышленность, которая является основным потребителем алюминиевой фольги – одна из немногих отраслей, в которых не произошло значительное падение производства. По итогам I квартала в Украину импортировано 2,19 тыс. тонн алюминиевой фольги.

Причем если средняя стоимость экспортируемого в виде слитков первичного алюминия составила 1665 долл/тонн, то ввозимой фольги – уже 5014 долл/тонн. Поэтому, не отрицая влияния мирового кризиса, повлекшего падения спроса и цен на первичный алюминий и нерентабельность его производства при фиксированном тарифе на электроэнергию, следует отметить, что далеко не только в этом причина убыточной работы предприятия (около 15 млн долл. по итогам января-апреля текущего года). Так, согласно данным предприятия, в настоящее время себестоимость производства алюминия составляет 2200 долл/тонн. Между тем алюминиевый профиль в январе-марте импортировался в Украину по средней цене 3778 долл/тонн.

Впрочем, не только российские олигархи оказались неэффективными собственниками предприятий украинского цветмета. Само государство также не сумело надлежащим образом распорядиться своими активами и повысить их конкурентность. Речь идет о Запорожском титаномагниевом комбинате, на долю которого приходится 7,5% мирового производства губчатого титана. В докризисном 2007 г. рентабельность на ЗТМК составила 56%, а выпуск товарной продукции - 9,74 тыс.тонн при проектной мощности предприятия 20 тыс. тонн. В 2008 г. объемы производства незначительно увеличились: до 9,93 тыс. тонн, зато рентабельность упала до 10,1%. И это при дефиците губчатого титана, возникшего на мировых рынках в результате уверенно возраставшего спроса со стороны автопрома и авиапрома. Но даже тот, в общем-то немалый ресурс, который находился в распоряжении комбината (97,73 млн грн. чистой прибыли за 2007 г. и 8,4 млн грн. за 2008 г.), государство не использовало для развития ЗТМК.

Хотя госпрограмма развития цветной металлургии до 2011г. предусматривает организацию производства металлического титана в слитках на ЗТМК (т.к. губчатый титан является лишь полуфабрикатом) мощностью 3 тыс. тонн в год. Однако необходимые для этого электронно-лучевые печи так и не были закуплены. Таким образом, невозможной оказалась реализация и следующего этапа: создание производства титанового трубного проката мощностью 2 тыс. тонн в год. То есть ситуация один в один повторяет ту, что сложилась на ЗАлКе: спрос на полуфабрикаты цветной металлургии упал, а производство готовой продукции (сбыт которой подлежит диверсификации) не запущено.

Выше уже отмечалось снижение заказов у ведущих производителей в авиапроме. Это непосредственно сказалось и на производителях титана, доля которого в общем весе самолетов достигает 20%. Также «Минпром» ранее неоднократно писал о проблемах, которые в настоящее время испытывает мировой автопром. Поэтому производство титановой губки на ЗТМК уменьшилось с 850 до 600 тонн в месяц, а объемы реализации упали до 100 тонн в месяц. В таких условиях дифференцированный тариф на электроэнергию, предоставленный предприятию по решению правительства, мало чем может помочь предприятию. Ибо основной проблемой комбината сегодня является сбыт. А, не имея производства металлического титана и проката, ЗТМК не может рассчитывать на заказы компаний аэрокосмической отрасли и энергетики, которые также являются крупными потребителями готовой продукции титанового цикла.

Трудности украинских металлургов отражаются на работе добывающих предприятий, осуществляющих производство первичных полуфабрикатов. Но сказываются не слишком значимо, поскольку основная масса сырьевой продукции (свыше 90%) экспортируется. Так, в январе-апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом года экспорт рутила (титановый концентрат, сырье для производства губчатого титана) уменьшился на 16,6% - до 71,71 тыс. тонн на 17,34 млн долл. Производство рутила в Украине ведут Вольногорский и Иршанский ГОКи, до сентября с.г. находящиеся в аренде у подконтрольного Дмитрию Фирташу ЗАО «Крымский титан».

Которое для производства минеральных удобрений использует другой вид титанового концентрата – ильменит, также производимый в Вольногорске и Иршанске.
Что же касается Николаевского глиноземного завода, также входящего в сферу управления «Российского алюминия», то за I квартал он уменьшил производство глинозема (полуфабрикат для дальнейшего производства алюминия) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем с 685,6 до 654 тонн, то есть совсем незначительно. При этом импорт бокситов, служащих сырьем для производства глинозема, и вовсе увеличился с 840,84 тыс. тонн до 986,67 тыс. тонн – что свидетельствует об увеличении складских запасов предприятия. Следует также отметить, что еще в 2008 г. «Российский алюминий» остановил работу глиноземного цеха на ЗАлКе, сосредоточив все производство в Николаеве.

И, наконец, Артемовский завод цветных металлов также не остался в стороне от кризисных тенденций, сократив в I квартале экспорт рафинированной меди и медных сплавов по сравнению январем-мартом 2008 г. с 5,95 тыс. тонн до 541,83 тонн. При этом импорт аналогичной продукции в Украину также уменьшился с тем же периодом 2008 г. с 1,13 тыс. тонн до 644,18 тонн. Однако падение объемов производства готовой продукции на АЗЦМ выглядит не столь драматично. И потому его экспорт медной проволоки уменьшился с 2,73 тыс. тонн до 1,68 тыс. тонн, медного листа и ленты с 2,22 тыс. тонн до 1,25 тыс. тонн. А реализацию на экспорт медных труб предприятие сумело увеличить с 915,96 тонн до 986,82 тонн – несмотря на охлаждение мировой экономики в целом. Что лишний раз подтверждает тезис о выживаемости участников рынка, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не экспортирующих полуфабрикаты.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!