Подробнее Запомнить город


«АрселорМиттал КР»: затянуть пояса и уповать на арабов

18.06.09
размер текста:

Криворожский меткомбинат Лакшми Миттала неплохо преодолевает кризис,… но все равно готовит массовые увольнения. В будущем «палочкой-выручалочкой» для предприятия могут стать поставки длинномерного проката на Ближний Восток и в Северную Африку.

Обходя обязательства

Не будем лишний раз повторять общеизвестные результаты работы комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) за 2008 год и начало 2009 года: сокращение в 2008 году, резкое падение в начале 2009 года… и некоторое оживление в апреле-мае, вызванное активизацией профильных рынков… Интереснее другое. В мае руководству предприятия достаточно быстро удалось получить согласие Фонда госимущества Украины на изменение инвестиционных обязательств, состоящее (кто бы сомневался) в отсрочке их выполнения «на период финансово-экономического кризиса». В этой связи все больше экспертов склонны четко связывать некоторых персон из состава нынешнего Кабмина и даже лично Юлию Тимошенко с интересами компании «АрселорМиттал» в Украине. Хотя в одном только 2008 году на АМКР зафиксировано сразу несколько нарушений инвестобязательств (см. статью «Миллиардер из трущоб» от 03.06.2009). Напомним, что обязательства по экологической безопасности производства и социальным гарантиям вроде как сохранены и на кризисные времена.

Фактически сразу же после согласия ФГИ, комбинат заявил о переходе основного производства на трехдневную рабочую неделю с соответствующим сокращением зарплат персонала, но с обещанием восстановить их «после кризиса». В результате даже официальный, контролируемый руководством предприятия (а также традиционно «беззубой» всеукраинской Федерацией) профсоюз комбината вынужден был заявить протест. В мае профком таки обратился к украинским властям, причем не с требованием, а всего-навсего с «сообщением» о сокращении рабочей недели (ну и отказался согласовывать соответствующий приказ дирекции). И это при том, что по данным самого же профсоюза итогом данной акции станет падение доходов работников компании на величину до 40%. И при том, что в 2007-2008 АМКР уже реализовал два этапа «добровольного увольнения» сотрудников, а теперь же обязательство сохранять штатную численность на период форс-мажорных обстоятельств и вовсе «забыли» продлить. В связи с чем наши источники в горсовете Кривого Рога подтверждают: на комбинате идет подготовка к массовым сокращениям. Тем более что несогласие с новыми условиями труда отныне означает увольнение вполне официально.

А ведь отечественный актив «империи Миттала», по всем оценкам, переживает кризис гораздо менее болезненно, чем другие предприятия отрасли. Сказываются сильные стороны горизонтальной (международной), а также вертикальной интеграции. Так, генеральный директор предприятий «АрселорМиттал» в странах Африки и СНГ Арно Пупар-Лафарж хвалится: разветвленная структура группы позволяет ей широко маневрировать ресурсами, включая менеджмент среднего звена и др. Эффект – небезуспешная борьба и на старых, и на новых направлениях сбыта. И, конечно же, снижение себестоимости выплавки стали – до 400 долл./тонн в IV квартале 2008 года, до 350 долл./тонн в I квартале года нынешнего, план на конец II квартала – до 300 долл./тонн.

В расчете на послезавтра

Кроме указанных цифр себестоимости, директорат АМКР планирует сохранить в текущем году выпуск металлопродукции на уровне 5 млн тонн. Пока же, по информации генерального директора комбината Жана Жуэ, месячный уровень отгрузки гораздо меньше плановых 500 тыс. тонн продукции. Приостановлены все основные проекты модернизации и реконструкции: строительство новой аглофабрики мощностью 10,6 млн тонн агломерата в год, реконструкция доменных печей, коксохимического производства. Однако справедливости ради надо отметить, что собственник не отказывается от реализации этих проектов в дальнейшем – по той простой причине, что они позволят сделать основные мощности эффективнее, а продукцию – качественнее. Так, кроме упомянутых направлений развития, предполагается строительство нового отделения непрерывной разливки стали годовой производительностью 1,3 млн тонн, нового конвертерного цеха мощностью 5,2 млн тонн, стана горячекатаных рулонов (4,5 млн тонн). А в целом намечено доведение производительности комбината: по руде – до 23,9 млн тонн, по рудному концентрату – до 9,022 млн тонн, по агломерату – до 8,225 млн тонн, по коксу – до 2,753 млн тонн, по чугуну – до 4,441 млн тонн, по стали – до 4,82 млн тонн, по прокату – до 4,282 млн тонн.
По словам Ж. Жуэ, для достижения подобных результатов поддержание и развитие работы предприятия сгруппировано по трем основным направлениям (группам задач): 1 – обеспечение основного производства сырьем (железорудная продукция – ЖРП, кокс), 2 – поддержание проектных мощностей по всем переделам на существующем уровне (в т.ч. до 6,3 млн тонн проката), 3 – резкое увеличение энергоэффективности.

В частности, по п.1 планируется коренное улучшение качественных параметров ЖРП и кокса собственного производства. На горно-обогатительном комплексе - это реконструкция карьеров №2-бис и №3, модернизация секций обогатительных фабрик №8 РОФ-1 и №12 РОФ-2, 12-ти агломашин; на коксохимическом производстве – строительство коксовой батареи №7. В данном же ракурсе стоит рассматривать модернизацию 5-ти агломашин аглофабрики металлургического производства. Ожидаемый итог – снижение доли мелкой фракции агломерата в общем выходе до, не более 14% (с запуском современных пылеочистных установок).

По п.2, продолжают в компании, делается ставка на капитальные ремонты с коренной модернизацией основных агрегатов, а также комплексное переоснащение сталепрокатного передела с вводом в строй литейно-прокатных модулей. В рамках данного блока задач предполагается: реконструкция шахты им. Артема (для поддержания производительности при отработке горизонтов 1135 м и 1225 м); строительство комплекса шахты «Восточная», с обеспечением выдачи пустой породы и режимом дополнительного выхода на т.н. дневную поверхность; техперевооружение доменных печей №5-8 при капремонтах 1-го разряда (со строительством современных литейных дворов, а также внедрением нового аспирационного оборудования), и т.д.

Наконец, программа энергосбережения, отмечает Ж. Жуэ, нацелена (в числе прочего) на рост собственного производства электроэнергии и использование вторичных энергоресурсов за счет реконструкции: 1) ТГЦ-2 с установкой турбокомпрессора доменного дутья; 2) кислородной станции (согласно Программе модернизации установок разделения воздуха на кислородном производстве); 3) высоковольтного электроснабжения в СПЦ-1,2 и на блюмингах-1,2; ТЭЦ-1, с установкой нового турбогенератора на 25 МВт; котлов-утилизаторов и систем парового охлаждения печей – для наращивания выхода низкопотенциального пара.
В этом ключе акцентируем, что в 2008 году инвестиции АМКР в основной капитал составили 1,377 млрд грн., в т.ч. на капитальное строительство – 716,366 млн, на техническое перевооружение – 660,795 млн грн. И уже в июне этого года состоялось очередное общее собрание акционеров ОАО, которое постановило не выплачивать дивиденды за 2008 год, направив всю чистую прибыль (~4,676 млрд грн.) на развитие бизнеса.

Все без исключения независимые эксперты, с кем довелось общаться при подготовке данного обзора, едины в следующем мнении: сегодняшнее состояние комбината (и его материнской корпорации) позволяет не только достаточно успешно и прибыльно работать на металлорынках, но и «присматриваться» к другим крупным отраслевым активам, в том числе, и в Украине. Так что «слухи» об интересе АМКР к Мариупольскому МК им. Ильича и к активам Индустриального союза Донбасса могут обрести реалистичные очертания еще до конца нынешнего года.

В числе рыночных факторов подобных «поглотительных» интересов – сохранение позиций предприятия на рынках Ближнего Востока и Северной Африки. Особенно активен Египет, где, несмотря на кризис, сохраняется заметный экономический рост, реализуются масштабные строительные и инфраструктурные проекты. И который совсем недавно заявил, что уже в ближайшие годы будет потреблять раз в 10 больше длинномерного проката, чем сейчас. А АМКР, как известно, «дока» именно в этом сегменте рынка металлопродукции.

Таким образом, можно констатировать, что в тот момент, когда менеджмент всех прочих предприятий национального ГМК пытается решить сложнейшую дилемму: как одновременно повысить конкурентоспособность продукции и «сохранить лицо» перед своими сотрудниками и государством… транснациональный гигант АМКР предпочитает дистанцироваться от моральной стороны проблемы и (при молчаливом согласии со стороны правительства и Фонда госимущества) вполне успешно решает исключительно материальную.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!