Модернизация ГТС: труба будоражит подрядчиков

Публікації

Вокруг модернизации украинской газотранспортной системы сейчас ведется большая политическая игра, в которой Виктор Ющенко соперничает с Юлией Тимошенко, а Брюссель с Москвой. Но в ней на кону не только контроль над украинской ГТС, но и миллиардные контракты, связанные с грядущим обновлением. И хотя на счета "Укртрансгаза" еще не поступило ни копейки от финансовых доноров, в Киеве уже образовалось что-то вроде очереди из желающих освоить эти деньги.

Нужды

Модернизация ГТС, извините за несколько рискованную параллель, способна стать вторым Чернобылем для Украины. Не в смысле техногенной катастрофы, а в смысле эффективности использования громадных средств, брошенных на ликвидацию последствий аварии на АЭС. Да, в конечном итоге задача была выполнена, и радиоактивный очаг в центре Европы успешно запломбирован. Но с расстояния пройденного времени хорошо видно, что немалые суммы по "чернобыльским" программам были потрачены на лишние проекты, закупку слишком дорогих, а то и ненужных услуг. На ликвидации последствий аварии, на украинской АЭС в первую очередь заработали западные подрядчики, во вторую – отечественные чиновники, имевшие доступ к распределению кредитных и грантовых ресурсов. Обновление ГТС рискует скатиться в эту же накатанную колею.

В первую очередь, смущает разнобой в оценках объема капиталовложений, необходимых для реконструкции. Мастер-план, подготовленный "Укртрансгазом" к специальной конференции в формате Украина-ЕС, состоявшейся 23 марта в Брюсселе, исходил из 2,5 млрд долл. инвестиций в ГТС. Однако украинский премьер-министр Юлия Тимошенко с трибуны этого же форума заявила о необходимости 5,5 млрд долл. инвестиций. Министерство топлива и энергетики Украины подсчитало, что на протяжении 2010-2015 гг. в газотранспортную систему следует вкладывать по 5,5-6,5 млрд грн. ежегодно. Хотя в предыдущие 5 лет размер таких инвестиций едва превышал 1 млрд грн. в год. Правда, до сих пор "Укртрансгаз" самостоятельно тянул лямку по поддержке ГТС в дееспособном состоянии. Сейчас же официальный Киев делает ставку на внешние заимствования. Но так ли беспроигрышен этот ход?

Тем более что в нынешних условиях довольно сомнительной выглядит цель модернизации – увеличить пропускную мощность украинской ГТС еще на 60 млрд куб. м в год. Даже в более успешные годы (по крайней мере, за последнее десятилетие) отечественные магистральные газопроводы никогда не работали на полную силу. Резерв пропускных мощностей составлял 20-25%. В I квартале 2009 года транзит газа через Украину сократился примерно на 40% относительно объема, перекачанного за тот же период прошлого года. Упали и объемы внутренней транспортировки. И в 2009, и в 2010 годах возврат к пику перекачки через ГТС Украины маловероятен. А о дополнительных 60 млрд куб. м на перспективу можно надеяться только в случае отказа России от своих проектов "Северный поток" и "Южный поток".

Поэтому ставить сейчас вопрос об увеличении мощностей системы преждевременно. Это не больше чем повод для выкачивания большего количества денег из внешних источников. А ведь деньги потом придется возвращать. Впрочем, такая миссия, наверняка, выпадет не тому украинскому правительству, которое их занимало.

По оценкам украинских специалистов-газотранспортников, у украинской ГТС сегодня два самых уязвимых места – это устаревшие газоперекачивающие агрегаты на компрессорных станциях и отслужившие срок давности трубы на ряде магистральных нитей. Все остальное может подождать. Так вот, на замену ГПА, согласно расчетам "Укртрансгаза", нужно более 1,5 млрд долл. в течение 7 лет, на замену вторых – свыше 600 млн долл. Украинские машиностроители и трубники давно ждали такого масштабного заказа, но их донимают и небеспочвенные опасения, что вожделенные контракты промелькнут мимо.

Не дожидаясь с моря погоды, профсоюз работников машиностроения и металлообработки Украины "Машметалл" уже написал правительству петицию с просьбой учесть их потенциал и возможности при реализации проектов по модернизации ГТС. Как утверждается в обращении, Сумское машиностроительное объединение имени Фрунзе способно обеспечить газотранспортную систему современными компрессорами и системами автоматического управления, компании "Мотор-Сич" (Запорожье) и "Заря-Машпроект" (Николаев) – газотурбинными установками, Черновицкий машзавод и завод "Снежнянскхиммаш" – газоочистным и газоподготовительным оборудованием, арматурой.

ГПА

Поводом для тревоги стало то, что канцелярия "Укртрансгаза" уже завалена предложениями от зарубежных производителей газотранспортного оборудования. Среди желающих поучаствовать в модернизации отметились немецкие Mann Turbo и Siemens, американские General Eleсtric и Pratt &Whitney, французская Alstom, японская Mitsubishi. Но дело не только в этом. Украинское Минтопэнерго настойчиво продвигает идею перевода значительной части ГПА на газопроводах с турбинного и поршневого на электрический привод. Нюанс такого перехода в том, что двигатели с электроприводом не являются сильной стороной для украинских машиностроителей. Те поднаторели в турбинных технологиях, но электрифицированные ГПА "Укртрансгазу", скорее всего, придется импортировать.

Сейчас на балансе "Укртрансгаза" числится 702 газоперекачивающих агрегата, почти 500 из них находятся в эксплуатации более 20 лет. В результате средний КПД работы этих машин опустился в интервал 22-25%, тогда как современные агрегаты обеспечивают коэффициент полезного действия в пределах 30-40%. Около двух третей работающих в Украине ГПА используют газотурбинный двигатель. При этом у украинских производителей есть опыт замены старых двигателей на новые аналоги с КПД не ниже 33%. То, что он достаточно скромен (за последние 10 лет заменено лишь 69 двигателей) объясняется исключительно нехваткой оборотных средств у "Укртрансгаза".

По мнению генерального директора объединения имени Фрунзе Игоря Иванова, технические возможности отечественных машиностроительных компаний позволяют на 90% обеспечить реконструкцию ГТС всем необходимым. "При сравнимых эксплуатационных показателях зарубежных и украинских ГПА, наша продукция на 30-40% дешевле", – подчеркивают в отделе маркетинга НПО "Заря-Машпроект". Но признают, что если процедуру отбора поставщиков будут диктовать кредиторы, то национального производителя могут оставить и без работы.

Трубы

Подобные риски подстерегают его и в процессе обновления линейной части ГТС, то есть при переукладке старых труб. Самые изношенные магистральные газопроводы в стране – это нити "Союз", "Прогресс", "Уренгой-Помары-Ужгород" и газопроводы Южного транзитного коридора ("Елец-Кременчуг-Кривой Рог", "Кременчуг-Ананьев-Богородчаны", "Ананьев-Тирасполь-Измаил"). По подсчетам "Укртрансгаза", реконструировать необходимо почти 5 тыс. км магистральных газопроводов, то есть, чуть ли не каждый четвертый километр должен быть заменен или отремонтирован.

Для Харцызского ("Метинвест") и Новомосковского ("Интерпайп") трубных заводов, изготавливающих трубы газового сортамента больших и средних диаметров, такие планы – не только шанс, но и вызов. В 2008 году украинские предприятия произвели 465 тыс. тонн труб большого диаметра, в более успешном 2007-м – 581 тыс. тонн.

Более 90% этой продукции поставлено на экспорт. Но в свете новых конъюнктурных веяний именно внутренний рынок в ближайшие пару лет может стать приоритетным для украинских трубников. Если предположить, что метр ТБД весит примерно 600 кг (чуть больше чуть меньше – в зависимости от толщины стенки трубы), то километр газопровода потянет уже на 600 тонн. Если же ежегодно менять по 500-600 километров линейной части ГТС, то "Укртрансгазу" придется закупать по 300-360 тыс. тонн труб в год. В совокупности с заказами от других украинских потребителей объем внутреннего спроса на ТБД может достигнуть даже 400 тыс. тонн, то есть вплотную подобраться к валовому рубежу прошлого года. Одновременно неплохие перспективы раскрываются и перед "Азовсталью", как основным поставщиком штрипса для украинских трубников. Несмотря на единичные попытки завозить в Украину толстый лист для труб то из России, то из Австрии, мариупольский меткомбинат так и остался монополистом в этой нише. Оказалось, что затраты на доставку трубного полуфабриката не оправдывают того выигрыша то ли в цене, то ли в качестве, который предполагалось получить от импортного штрипса.

По мнению генерального директора объединения "Укртрубопром" Леонида Ксаверчука, масштабная модернизация национальной газотранспортной системы может стать хорошим поводом для возрождения внутреннего рынка потребления металла. Только заказы на штрипс и трубу, если все пойдет по плану, превысят 100 млн долл. в год. "Сегодня самая большая беда украинских трубников, да и собственно всех металлургов, – это очень слабое развитие внутреннего рынка, – говорит Леонид Ксаверчук. – До 75% своей продукции мы отправляем за рубеж. Поэтому мировой кризис так больно ударил по Украине. Реконструкция же ГТС дает шанс хотя бы несколько выровнять этот баланс экспорта и импорта".

Но и с трубными поставками для "Укртрансгаза" не все так просто. Конкурентами украинских трубопроизводителей способны стать как западные стальные концерны (у которых также кризис сбыта), так и российские металлурги. Особенно, если строительство новых транспортных нитей и переукладка старых будут вестись за российские деньги. О таком крене в сторону кредиторов из Москвы шла речь во время апрельского визита премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву. Если "Газпром", либо российские банки согласятся финансировать развитие украинской ГТС, то правительство Владимира Путина наверняка захочет, чтобы в освоении этих денег не последнюю роль играли российские предприятия.

Альтернатива

Уже ясно, что первые реальные капиталовливания извне придут в газотранспортную систему не раньше, чем в 2010 году. Нынешняя борьба за будущие подряды несколько напоминает дележ шкуры неубитого медведя. С другой стороны, тот, кто не успеет заранее занять очередь за кредитными ресурсами, завтра может оказаться в хвосте. Другое дело, что их распределение, связанное с ТЭО, тендерами, международными экспертизами, симпатиями-антипатиями чиновников и разными другими подводными течениями, в первую очередь усложняет путь к получению модернизационных заказов украинским претендентам. Причем у Украины всегда существовал альтернативный путь, чтобы увеличить эффективность своей ГТС. Достаточно было поднять тариф на транзит до среднеевропейского газа, то есть хотя бы в 2 раза, и за счет дополнительных поступлений "Укртрансгаз" за 2-3 года аккумулировал бы ту же сумму, которую теперь вынужден занимать. Однако у официального Киева никогда не хватало политической смелости для принятия такого решения.

Новини

25 Грудня 2023

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

Українські підприємства матимуть можливість отримати грант до 2 млн дол

Пірати захопили судно, яке перевозило сталеві рулони POSCO

Гетманцев не бачить причин для фінансової катастрофи в січні

ArcelorMittal запустив завод з переробки біомаси 

ЄС у жовтні скоротив імпорт продукції ГМК з Росії на 15,9%

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

ВСІ НОВИНИ ⇢