Эпик ВИНК

Публікації

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк решил реанимировать идею времен Леонида Кучмы о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Однако немалую роль в грядущем формировании нового актива могут сыграть два фактора – "Приват" Игоря Коломойского и возможное сопротивление Европы нарушениям Третьего энергопакета.

Государство в лице премьер-министра Арсения Яценюка решило вспомнить "старые песни о главном" – реанимировать идею о создании в Украине нефтяной вертикально-интегрированной компании (ВИНК) на базе уже действующих активов "Укрнафты", "Укртатнафты" (Кременчугский НПЗ) и государственной "Укртранснафты". Об этом премьер сообщил 7 июля на коллегии Минэнерго.

"У нас в руках невероятный актив на десятки миллиардов долларов. "Укртранснафта" – государственная, "Укрнафта" – 51% государство, 49% – частный акционер. "Укртатнафта" – 43% государство и 57% частный акционер… Есть предложение министерству провести встречу с частными акционерами, и давайте вернемся к идее создания большой вертикально интегрированной нефтяной компании, Объединенной нефтяной компании Украины", – сказал Яценюк.

С подобной инициативой в феврале текущего года выступал и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. "Я верю в заключение обоюдовыгодной сделки. В перспективе государство с "Приватом" должны сформировать одну большую группу", – сказал министр. "Кроме "Укрнафты", Кременчугского НПЗ, туда могли бы войти другие активы: "Укртранснафта", перевалочные мощности в Херсоне или Одессе, может, даже сеть заправок", – отмечал он тогда. Но ключевой момент данной истории вовсе не позиция министра, а непосредственное сотрудничество с частным акционером в лице группы "Приват" Игоря Коломойского.

Неформальная интеграция

Предприятия нефтянки – вполне лакомая отрасль, последние годы вышедшая из убыточного состояния. Согласно обнародованной в системе раскрытия информации НКЦБФР финансовой отчетности, "Укрнафта" за 2014 год по МСФО получила 1,27 млрд грн. (в 6,6 раза больше в сравнении с предыдущим годом) чистой прибыли, чистый доход же составил 27,89 млрд грн., что на 32% превышает показатели 2013. "Укртатнафта", несмотря на все трудности в отечественной нефтепереработке и снижение ее объемов, смогла увеличить чистую прибыль на 37,8%, до 358 млн грн., а доход на 12,2% – до 20,6 млрд грн. А чистая прибыль "Укртранснафты" в 2014 году увеличилась в 2,6 раза, до 819,57 млн грн., тогда как чистый доход снизился на 21%, до 2,22 млрд грн. При условиях повышения тарифа на транспортировку нефти с 1 июля менеджмент транспортной компании прогнозирует рост прибыли компании в ближайшее полугодие.

Ключевой вопрос создания ВИНК – кто же получит основную выгоду от интегрирования. Длительное время вышеперечисленные активы управлялись менеджментом днепропетровского олигарха, фактически осуществив затею Яценюка в последние 10 лет. Бизнесмен собрал крупные пакеты акций нефтяных компаний страны, нефтетранспортной компанией руководил также человек, которого ассоциировали с Коломойским – Александр Лазорко. Весьма очевидной эта связь стала, когда власть предприняла попытку сменить менеджера на более лояльного – 19 марта при силовом захвате офиса "Укртранснафты" (УТН) выяснять отношения прибыл лично Игорь Валериевич. В итоге замена главы УТН состоялась только с третьего раза. Завершал же условную вертикальную интеграцию комплекс АЗС (всего около 1600 единиц).

Официально же компании, несмотря на концентрацию акций у "Привата", по-прежнему являются отдельными субъектами хозяйствования. Государство в разное время уже пыталось реализовать идею вертикального интегрирования нефтянки, но, как видим, не сильно преуспело в данном вопросе. Образование единой ВИНК еще во времена президентства Леонида Кучмы активно продвигал тогда министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Не отказался он от этой идеи и в 2010, однако тогда процессу помешал конфликт между НАК "Нафтогаз Украины" и "Укрнафтой" в части продажи добытого нефтяной компанией газа государственному монополисту, чего требует норма закона о государственном бюджете. В "Укрнафте" считали предложенную госкомпанией цену заниженной и отказывались подписывать договор. В итоге, используя решения судов, "Укрнафта" продавала газ по более высокой цене промышленным предприятиям.

Ныне повод для отсутствия объединения компаний все тот же – финансовый. Уже 8 июля исполнительный директор "Нафтогаза" Андрей Пасишник заявил, что переговоры НАК с группой "Приват" о создании нефтяной вертикально-интегрированной компании, провести которые поручил премьер, могут иметь успех только после оплаты "Укрнафтой" долгов перед бюджетом и отзыва претензий к государству. А долг у компании накопился немалый. Поскольку "Укрнафта" не могла длительное время провести собрание акционеров, у нее накопилась довольно существенная сумма по дивидендам, которые полагаются госакционеру – 1,8 млрд грн. По оценкам депутата от фракции БПП Мустафы Найема, потери бюджета за весь период контроля Коломойского над данным активом составили 6 млрд грн.

"Нафтогаз" тоже должен

Вот только в долговой яме оказалась не только "Укрнафта". В конце марта 2015 года НАК "Нафтогаз Украины" признал задолженность перед "Укрнафтой" за потребленный населением газ общим объёмом около 10 млрд куб. м, оценив его в 3,75 млрд грн. – по цене отпуска газа бытовым потребителям, установленной Национальной комиссией по государственному регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭ). В структуре "Привата" же цену считают заниженной, поскольку в момент формирования долга (2006-2007 годы) цены комиссией не регулировались, а постановления НКРЭ об установлении цен на газ, добытый в 2008-2011, были отменены в судебном порядке. Конфликт во времена президентства Виктора Ющенко был формально заморожен – государство не претендовало на дивиденды, а "Укрнафта" не поднимала вопрос газового долга.

Но статус-кво был нарушен, и миноритарные акционеры нефтяной компании даже подали в суд, оценивая общий ущерб в 5 млрд долл. Юристы оценивали тогда этот процесс, как не слишком реальный, однако сейчас эксперты придерживаются мнения, что именно несогласованность взаиморасчетов НАК и "Укрнафты" может стать камнем преткновения в создании ВИНК. "Два мажоритарных акционера "Укрнафты" – государство в лице НАК "Нафтогаз Украины" и группа "Приват" – предъявили друг другу судебные претензии.

Государство не может отказаться от своих, поскольку они связаны с доходной частью бюджета, тогда как "Приват" тоже не собирается отзывать свой иск на 100 млрд грн. Хотя суть конфликта кроется даже не в этом, а в смене руководства компании, возможности принимать операционные решения", – отмечает руководитель аналитического отдела инвесткомпании "Арт Капитал" Игорь Путилин. Однако, по его мнению, в случае удачного решения корпоративного конфликта дела пойдут на лад, ведь и сам Игорь Коломойский 4 года назад позитивно высказывался в отношении идеи вертикальной интеграции нефтяного сектора.

Впрочем, среди помех для образования ВИНК эксперты видят и должностные конфликты, в частности, длительные попытки государства и "Привата" договориться о том, кто же будет возглавлять нефтянку. Но источник МинПрома, близкий к группе днепропетровского бизнесмена, отмечает, что на высшем уровне проблем возникнуть не должно, и обе стороны могут пойти на взаимные уступки ради дальнейшей выгоды.

Европейское сопротивление

Не столь страшны будущей вертикальной интеграции внутренние конфликты, сколько внешние, связанные с имплементацией европейских законодательных норм в украинском энергосекторе. В секретариате Европейского энергосообщества в данный момент на заявление Яценюка никоим образом не отреагировали. Но эксперты сектора отмечают, что создание ВИНК со включением в нее нефтетранспортного сектора, конечно, имеет ряд преимуществ и широко используется в мировой практике (к примеру, "Роснефть" является подобным образованием), но противоречит Третьему энергопакету, который внедряет украинское правительство.

Документ предусматривает разделение добывающей и транспортных отраслей, поскольку подобный механизм дает возможность сделать получение прибыли прозрачным. "Логика ЕС состоит в том, что, имея в руках контроль над добычей, транспортировкой и продажей энергоресурсов, собственник может влиять на цены для потребителей", – отмечает энергоэксперт Юрий Корольчук.

На рынке также придерживаются мнения, что проект ВИНК может остаться исключительно проектом именно из-за данного нюанса. "Если будут внедрены стандарты EITI, компания будет прозрачно вести отчетность по добыче и транспортировке, если пройдет современная модернизация НПЗ, то такая идея может сработать", – говорит эксперт Светлана Голикова. Однако в противном случае все усилия сделать деятельность нефтяной компании более прозрачной сойдут на нет.

Любомира Ремажевская

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢