Подробнее Запомнить город


Льготы для ГМК: «отменить нельзя продлить»

16.06.09
размер текста:

Срок действия льгот для предприятий ГМК, в соответствии с ранее принятым постановлением правительства, заканчивается совсем скоро: 1 июля нынешнего года. И сейчас в Кабмине решается извечный вопрос: где поставить запятую в решении, вынесенном в заголовок статьи. Иными словами, речь идет о том, продлевать или нет льготы для предприятий ГМК.

Напомним, что они заключаются в моратории на повышение тарифов на грузоперевозки, а также на газ, используемый в металлургическом производстве. Также правительство, согласно подписанному с собственниками предприятий меморандуму обязалось ускоренно возмещать экспортный НДС, погасить существующую просроченную задолженность по НДС и не допускать ее возникновения в дальнейшем.

Следует отметить, что этот пункт меморандума Кабмину удалось выполнить частично. Ситуация с возвратом НДС несколько улучшилась, однако значительная задолженность все равно существует: по данным ПХО «Металлургпром» на 1 мая текущего года она составила 2,811 млрд грн., в том числе 1,283 млрд грн. – просроченная к возмещению (свыше 60 дней). Следует также отметить возрастающую динамику такой задолженности: в 2008 году она составляла сначала 2,3 млрд грн., затем 2,4 млрд грн., затем 2,9 млрд грн. – и так до пикового значения 3,7 млрд грн., после чего сумма стабилизировалась на отметке 2,8 млрд грн.
Вместе с тем в самом правительстве пока нет единого подхода к вопросу о пролонгации льгот для горно-металлургической промышленности. Так, в Минпромполитики заявляют о необходимости поддержки отечественных металлургов в сложный для них период. «У металлургов сейчас тяжелая ситуация, им надо помочь» - считает, в частности, глава ведомства Владимир Новицкий. Такой точки зрения придерживается и его заместитель Сергей Грищенко, курирующий в министерстве металлургическое направление. «Конечно, я понимаю: там, где металлурги нашли, транспортники и энергетики потеряли. Но надо исходить из того, что если бы не льготы, ситуация была еще хуже. Тогда им вообще нечего было возить и некому отпускать газ» - отметил замминистра.

Между тем Минтранссвязи и Минтопэнерго обратились к правительству с просьбой не продлевать срок действия льгот для ГМК. Транспортное ведомство ссылается на недополучение «Укрзализныцей» доходов 250-280 млн грн. из-за отложенного повышения на 9,65% грузовых тарифов на основные грузы горно-металлургического профиля, а также предоставление 10% скидок на эти грузы. О недополученных доходах заявляют также руководители другой влиятельной госмонополии – НАК «Нафтогаз Украины», которых поддерживает Минтопэнерго.

Тем не менее, как удалось выяснить изданию, Минэкономики в данном случае все-таки поддерживает предложения Минпромполитики. Хотя и с некоторыми оговорками. «Я являюсь сторонником продолжения льгот, однако необходимо сделать так, чтобы условия меморандума выполнялись обеими сторонами» - заявил «Минпрому» министр экономики Богдан Данилишин. Таким образом, именно его позиция может, как минимум, уравнять количество голосов «за» и «против» при рассмотрении данного вопроса на заседании правительства. Кстати, замминистра промполитики Сергей Грищенко также сделал оговорку, что интересы госмонополий и предприятий ГМК «нуждаются в дополнительном поиске баланса». Из этого следует вывод, что наиболее вероятным сценарием может стать компромиссный вариант, предусматривающий частичное повышение расценок на услуги и продукцию госмонополий. Поскольку реализовать положение о снижении стоимости металлопродукции для «Укрзализныци» достаточно сложно.

Так, железнодорожный монополист закупает преимущественно рельсы и детали креплений к ним, а этот вид проката в Украине производится только на «Азовстали». Получается, что комбинату предлагают пойти на определенные затраты - чтобы все остальные участники рынка могли пользоваться преимуществами от преференций, предусмотренных в меморандуме. Не следует также забывать о принятом в начале июня решении Кабмина, разрешившего шести украинским химпредприятиям, выпускающим азотные удобрения, закупать природный газ у нерезидентов. Или, попросту говоря, напрямую в России, без уплаты целевых надбавок, неизбежных при сотрудничестве с НАК «Нафтогаз Украины». Понятно, что последняя при этом несет потери, не предусмотренные в ее финплане. И наверняка будет к этому апеллировать при рассмотрении вопроса по металлургам. Которые, в свою очередь, имеют неоспоримые аргументы.

Так, предприятия ГМК являются одним из основных источников поступления в страну валютной выручки – 48% в 2008 году. Они также являются крупнейшими работодателями и плательщиками налогов, формируя порядка 30% украинского ВВП. Нельзя проигнорировать и тот факт, что по сравнению с прошлым годом в Украине прогнозируется падение производства стали на 25-28%, до 27-28 млн тонн, а внутреннего потребления металлопродукции на 28,5%, до 6 млн тонн. Вместе с тем украинский рынок металлопродукции в текущем году полностью переориентировался на своего, внутреннего поставщика. Об этом свидетельствуют данные маркетинговых исследований. Например, за январь-апрель в Украине удельная доля импорта в структуре потребления металлопродукции уменьшилась с 29,5% до 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Можно вспомнить и про укрепление гривны, которое отмечается с мая и продолжается в июне. Для многих отраслей национальной экономики эта тенденция является, безусловно, позитивной, однако она снижает конкурентность украинских металлургов на внешних рынках – со всеми вытекающими отсюда последствиями. В подобных условиях необходимость в мерах по господдержке ГМК выглядит как аксиома, не требующая дополнительных доказательств.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
19:05 | 18.06.2009
Металлург
Отменяйте все льготы и чем быстрее тем лучше!

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!