Подробнее Запомнить город


В общей колее

12.06.09
размер текста:

Россия и Евросоюз построят новый железнодорожный коридор, который свяжет восток и запад.

Международный проект объединит несколько стран: Россию, Украину, Беларусь, Словакию и Австрию. Договор о реализации проекта представители железнодорожных ведомств стран-участниц подписали 29 мая в Сочи. Встреча прошла в рамках IV Международного железнодорожного бизнес-форума.

Протяженность нового железнодорожного полотна составит 575 км. Его проложат от границ Украины до Вены, столицы Австрии. Планируется, что в Австрии и Словакии будут построены распределительные центры, где груз с вагонов будет перегружаться на автомобильный транспорт и следовать далее в пункт назначения.

По предварительным оценкам, стоимость возведения такого железнодорожного пути в Европу оценивается в 3-4 млрд долл. Инвестиции будут разделены между непосредственными участниками проекта, однако доля вклада каждой из сторон пока не определена. Для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) участники собираются создать совместное предприятие (СП), которое со временем может получить полномочия по строительству самой дороги. Предполагается, что в уставный капитал СП стороны внесут по 1,5 млн евро. На эти средства будет разработано ТЭО проекта. Подготовительная работа будет завершена в течение текущего года. СП будет привлекать частных инвесторов для финансирования строительства на условиях долевого участия.

Кроме того, к этому времени участники проекта должны определиться, насколько экономически целесообразно продлевать широкую колею именно до Вены, а также сопоставить альтернативные маршруты, в частности через Венгрию также до Вены.

Новая железная дорога соединит железнодорожные системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали и привлечет грузопоток на маршрут Азия – Россия – Центральная Европа. До сих пор железнодорожное сообщение между Европой и Азией было усложнено тем, что у стран двух регионов – разная ширина колеи. Во всех государствах СНГ, Балтии, Финляндии и Монголии ее размер равен 1520 миллиметров, тогда как европейский стандарт – 1435 миллиметров.

Сейчас составы, отправляющиеся из России в Европу, на украинской и белорусской границах меняют колеса. Это дополнительное время и финансовые затраты. Перевозки по новой ж/д магистрали, шириной 1520 мм, станут быстрее, дешевле и будут более конкурентоспособны в сравнении с автомобильным транспортом. Именно автомобили были главным наземным транспортом, который перевозил грузы в Европу. Продлить колею широкого стандарта выгоднее, чем прокладывать европейскую «железку», ведь таким образом ЕС будет иметь единое сообщение с Дальним Востоком, Китаем и Центральной Азией.

Проект был одобрен на самом высоком уровне. «В Словакии проект получил политическую поддержку, официальное разрешение на создание совместного предприятия было дано и нашим правительством, а именно министром транспорта и премьер-министром страны»,- сказал во время подписания договора о реализации проекта директор государственной компании «Железные дороги Словацкой республики» Стефан Глинка.

Железнодорожный «Шелковый путь»

Реализация совместного проекта для Украины и России имеет и важный политический подтекст. Это тот случай, когда экономические выгоды и здравый смысл возобладали.

«Транспортный коридор - это та конструкция, где полностью сбалансированы интересы не только железных дорог, но и экономик тех стран, которые они обслуживают, – заявил в Сочи президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Поэтому никаких политических разногласий при его обсуждении не было. Остался только вопрос: кто будет владеть новым коридором? Мы считаем, что те, кто инвестирует в эту железную дорогу, должны ею и владеть, отвечать за ее функционирование и эффективность возврата средств. Если этот консорциум четырех стран состоится, то он будет инвестировать в развитие этой дороги, и эти государства будут получать доходы в виде налогов, увеличения числа рабочих мест, в виде развития экономик».

Для Украины участие в этом проекте – это, прежде всего, увеличение транзита через свою территорию. По словам генерального директора «Укрзализныци» Михаила Костюка, ожидается, что после запуска проекта в строй объемы ж/д перевозок увеличатся в 4-5 раз. В 2008 году объем транзитных грузов по железной дороге составил 80 млн тонн. В связи с экономическим кризисом и сокращением производства в большинстве стран мира, грузовые перевозки сократятся на 30-40%. В пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что увеличение транзита на железной дороге благодаря созданию единой колеи, будет обеспечено за счет переориентации части грузовладельцев с морских маршрутов на железную дорогу. Несмотря на то, что морское сообщение грузовладельцам обходится дешевле, по железной дороге окажется быстрее.

Новый «Шелковый путь» может снова возродиться. Именно товары из Китая, через Россию по новой железной дороге планируют поставлять в Центральную Европу. Помимо прибыли, которую в перспективе получат страны - участницы, у этого проекта есть еще одна важная составляющая - экологическая. Железнодорожный транспорт - один из самых экологически чистых видов передвижения. Возведение нового коридора разгрузит пропускные пограничные пункты от многокилометровых автомобильных очередей, а, следовательно, сократит выброс выхлопных газов в атмосферу.

Пробовали. Не получилось.

Нельзя не упомянуть о людях, скептически относящихся в данному проекту. Еще в Советском Союзе предпринимались попытки соединить железнодорожное сообщение с Европой и построить колею единого стандарта. Однако вскоре от этой идеи отказались, так как покрыть всю Европу невозможно и все равно придется менять колеса или в Австрии или Словакии. Бывший министр транспорта уже независимой Украины Георгий Кирпа вынашивал идею оборудования вагонов поездов специальными задвижными системами колес, которые за несколько минут перестраивались бы на нужную колею. Кирпа даже писал на эту тему диссертацию, но довести до конца начатое дело не успел.

Проблема унификации железнодорожного полотна сегодня — одна из главных в мировой транспортной системе. Но пока переходить на единый стандарт никто не спешит. Так как единовременно заменить много тысяч железных километров — слишком дорого. Ведь даже внутри Европы одновременно существуют разные стандарты колеи. В некоторых странах успешно сосуществуют и «стандартные европейские», и «ирландские», и «метровые» варианты. Эта проблема отчасти решается с помощью строительства высокоскоростных магистралей: у них колея везде одного размера. Для стран СНГ запуск сверхскоростных магистралей пока не недоступен, поэтому проект единого полотна с Европой выглядит единственной альтернативой.



 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!