Подробнее Запомнить город


В общей колее

12.06.09
размер текста:

Россия и Евросоюз построят новый железнодорожный коридор, который свяжет восток и запад.

Международный проект объединит несколько стран: Россию, Украину, Беларусь, Словакию и Австрию. Договор о реализации проекта представители железнодорожных ведомств стран-участниц подписали 29 мая в Сочи. Встреча прошла в рамках IV Международного железнодорожного бизнес-форума.

Протяженность нового железнодорожного полотна составит 575 км. Его проложат от границ Украины до Вены, столицы Австрии. Планируется, что в Австрии и Словакии будут построены распределительные центры, где груз с вагонов будет перегружаться на автомобильный транспорт и следовать далее в пункт назначения.

По предварительным оценкам, стоимость возведения такого железнодорожного пути в Европу оценивается в 3-4 млрд долл. Инвестиции будут разделены между непосредственными участниками проекта, однако доля вклада каждой из сторон пока не определена. Для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) участники собираются создать совместное предприятие (СП), которое со временем может получить полномочия по строительству самой дороги. Предполагается, что в уставный капитал СП стороны внесут по 1,5 млн евро. На эти средства будет разработано ТЭО проекта. Подготовительная работа будет завершена в течение текущего года. СП будет привлекать частных инвесторов для финансирования строительства на условиях долевого участия.

Кроме того, к этому времени участники проекта должны определиться, насколько экономически целесообразно продлевать широкую колею именно до Вены, а также сопоставить альтернативные маршруты, в частности через Венгрию также до Вены.

Новая железная дорога соединит железнодорожные системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали и привлечет грузопоток на маршрут Азия – Россия – Центральная Европа. До сих пор железнодорожное сообщение между Европой и Азией было усложнено тем, что у стран двух регионов – разная ширина колеи. Во всех государствах СНГ, Балтии, Финляндии и Монголии ее размер равен 1520 миллиметров, тогда как европейский стандарт – 1435 миллиметров.

Сейчас составы, отправляющиеся из России в Европу, на украинской и белорусской границах меняют колеса. Это дополнительное время и финансовые затраты. Перевозки по новой ж/д магистрали, шириной 1520 мм, станут быстрее, дешевле и будут более конкурентоспособны в сравнении с автомобильным транспортом. Именно автомобили были главным наземным транспортом, который перевозил грузы в Европу. Продлить колею широкого стандарта выгоднее, чем прокладывать европейскую «железку», ведь таким образом ЕС будет иметь единое сообщение с Дальним Востоком, Китаем и Центральной Азией.

Проект был одобрен на самом высоком уровне. «В Словакии проект получил политическую поддержку, официальное разрешение на создание совместного предприятия было дано и нашим правительством, а именно министром транспорта и премьер-министром страны»,- сказал во время подписания договора о реализации проекта директор государственной компании «Железные дороги Словацкой республики» Стефан Глинка.

Железнодорожный «Шелковый путь»

Реализация совместного проекта для Украины и России имеет и важный политический подтекст. Это тот случай, когда экономические выгоды и здравый смысл возобладали.

«Транспортный коридор - это та конструкция, где полностью сбалансированы интересы не только железных дорог, но и экономик тех стран, которые они обслуживают, – заявил в Сочи президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Поэтому никаких политических разногласий при его обсуждении не было. Остался только вопрос: кто будет владеть новым коридором? Мы считаем, что те, кто инвестирует в эту железную дорогу, должны ею и владеть, отвечать за ее функционирование и эффективность возврата средств. Если этот консорциум четырех стран состоится, то он будет инвестировать в развитие этой дороги, и эти государства будут получать доходы в виде налогов, увеличения числа рабочих мест, в виде развития экономик».

Для Украины участие в этом проекте – это, прежде всего, увеличение транзита через свою территорию. По словам генерального директора «Укрзализныци» Михаила Костюка, ожидается, что после запуска проекта в строй объемы ж/д перевозок увеличатся в 4-5 раз. В 2008 году объем транзитных грузов по железной дороге составил 80 млн тонн. В связи с экономическим кризисом и сокращением производства в большинстве стран мира, грузовые перевозки сократятся на 30-40%. В пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что увеличение транзита на железной дороге благодаря созданию единой колеи, будет обеспечено за счет переориентации части грузовладельцев с морских маршрутов на железную дорогу. Несмотря на то, что морское сообщение грузовладельцам обходится дешевле, по железной дороге окажется быстрее.

Новый «Шелковый путь» может снова возродиться. Именно товары из Китая, через Россию по новой железной дороге планируют поставлять в Центральную Европу. Помимо прибыли, которую в перспективе получат страны - участницы, у этого проекта есть еще одна важная составляющая - экологическая. Железнодорожный транспорт - один из самых экологически чистых видов передвижения. Возведение нового коридора разгрузит пропускные пограничные пункты от многокилометровых автомобильных очередей, а, следовательно, сократит выброс выхлопных газов в атмосферу.

Пробовали. Не получилось.

Нельзя не упомянуть о людях, скептически относящихся в данному проекту. Еще в Советском Союзе предпринимались попытки соединить железнодорожное сообщение с Европой и построить колею единого стандарта. Однако вскоре от этой идеи отказались, так как покрыть всю Европу невозможно и все равно придется менять колеса или в Австрии или Словакии. Бывший министр транспорта уже независимой Украины Георгий Кирпа вынашивал идею оборудования вагонов поездов специальными задвижными системами колес, которые за несколько минут перестраивались бы на нужную колею. Кирпа даже писал на эту тему диссертацию, но довести до конца начатое дело не успел.

Проблема унификации железнодорожного полотна сегодня — одна из главных в мировой транспортной системе. Но пока переходить на единый стандарт никто не спешит. Так как единовременно заменить много тысяч железных километров — слишком дорого. Ведь даже внутри Европы одновременно существуют разные стандарты колеи. В некоторых странах успешно сосуществуют и «стандартные европейские», и «ирландские», и «метровые» варианты. Эта проблема отчасти решается с помощью строительства высокоскоростных магистралей: у них колея везде одного размера. Для стран СНГ запуск сверхскоростных магистралей пока не недоступен, поэтому проект единого полотна с Европой выглядит единственной альтернативой.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!