Подробнее Запомнить город


Украина vs. Китай: международно-правовой аспект борьбы за китайский металлургический рынок

09.06.09
размер текста:

Антидемпинговые расследования, инициированные властями КНР против украинской металлопродукции, уже вызвали большую обеспокоенность ряда отечественных предприятий. Некоторые бизнесмены высказывают весьма пессимистичные предположения о полной потере китайского рынка. Однако вряд ли следует слишком драматизировать ситуацию. Долгожданное вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) в данном случае может сыграть добрую службу. Всё зависит от того, насколько слаженно сработают отечественный бизнес и дипломатия. Умное, тонкое и расчетливое использование специфики международно-правового урегулирования споров вообще и механизма разрешения споров, созданного в системе ВТО, в частности, в совокупности могут дать возможность украинским металлургическим предприятиям, как минимум, выиграть время до тех пор, пока мировой финансовый кризис пойдёт на спад.

Дело в том, что внутренние расследования КНР о выявлении демпинговой практики со стороны Украины, как члену ВТО, не могут завершиться только на внутригосударственном уровне. Китай для правомерного ограничения импорта будет должен ещё юридически доказать, что поставки украинского металла по заниженным ценам были именно демпингом. И определение понятия «демпинг», которым члены ВТО должны пользоваться во внутреннем праве, и основание для взимания антидемпинговой пошлины, и обязательство согласовывать с соответствующими сторонами – членами ВТО вопросы введения антидемпинговых пошлин закреплены в ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994) и подробно расписаны в Соглашении о применении Статьи VI ГАТТ 1994 г. (так называемый «Антидемпинговый кодекс ВТО»), входящем в приложение 1А к Марракешскому соглашению о создании ВТО от 15.04.1994 г. Единственный случай, когда сторона имеет право взыскивать компенсационную пошлину без предварительного согласования со сторонами – другими заинтересованными членами ВТО предусмотрен пар. «с» п. 6 ст. VI. Имеются в виду «особые условия, когда задержка может привести к ущербу, который трудно исправить». Но и это «при условии, что о таких действиях нужно немедленно уведомить Стороны и компенсационная пошлина должна быть без задержек отменена, если Стороны будут с ней не согласны».

Таким образом, данные расследования, конечно, повод для беспокойства украинских металлургов. Однако они – только первый этап на пути к официальному предъявлению претензий к государству, предприятия которого уличены в демпинге. В отношениях между членами ВТО – это основание для использования соответствующего механизма разрешения споров в рамках данной организации, который достаточно затянут во времени.

Механизм разрешения споров между членами ВТО предусмотрен Договорённостью о правилах и процедурах урегулирования споров (Приложение 2 к Соглашению о создании ВТО). Он может быть разделен на три основных последовательных стадии: проведение консультаций, создание групп экспертов (‘panels’) и рассмотрение в Органе по апелляциям (‘Appellate Body’). Консультации – максимум 60 дней, группы экспертов – 6 месяцев с возможностью пролонгации до 9 месяцев, если подана апелляция – плюс 60 (максимально 90) дней в Органе по апелляциям и в самом конце дополнительно ещё 30 дней для утверждения отчета Органа по апелляциям в Органе по разрешению споров. В итоге, урегулирование спора с помощью ВТО может затянуться в среднем на 12, а максимум – до 15 месяцев.

К этому можно ещё добавить время, необходимое для приведения решения в исполнение (ст. 21 Договоренности о разрешении споров). Сторона, против которой вынесено решение, должна на протяжении 30 дней с момента вынесения окончательного решения (т.е. утверждения Органом по разрешению споров отчёта группы экспертов или Апелляционного органа) проинформировать Орган по разрешению споров о своих намерениях по выполнению его рекомендаций и постановлений.

Если сразу выполнить их по каким-либо причинам невозможно, этой стороне может быть предоставлено разумное время для выполнения. Стандартно оно может занять до 15 месяцев с момента утверждения отчета группы экспертов или Апелляционного органа. При этом в п. 3 (с) этой же статьи указано: «Этот срок может быть короче или длиннее в зависимости от конкретных обстоятельств». Но по максимуму – до 18 месяцев.

15 плюс 18 равно 33 месяца, иначе 2 года и 9 месяцев. Это ещё, если не учитывать приблизительно годичный срок, который по разным экспертным подсчётам может понадобиться для проведения внутреннего расследования антидемпинговой практики в самом Китае.

Может ли Китай без какого-либо следования вышеуказанной процедуре взять и ввести антидемпинговые пошлины на поставляемый украинский металл?
Конечно, может. В жизни всё возможно. Однако в этом случае уже нашему внешнеполитическому ведомству придётся занять активную позицию и самому выдвинуть претензии китайским партнерам. На практике это должно осуществляться также через механизм рассмотрения споров ВТО. Основанием в этом случае может быть нарушение положений другого важнейшего документа ВТО – Соглашения о субсидиях и компенсационных пошлинах, также входящего в Приложение 1А к Марракешскому соглашению о создании ВТО.

Согласно ст. 10 этого Соглашения «Члены ВТО должны принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы наложение компенсационной пошлины на любой товар с территории какого-либо Члена, импортируемый на территорию другого Члена, в соответствии со Статьёй VI ГАТТ 1994 и условиям этого Соглашения. Компенсационные соглашения могут налагаться только после расследования, возбуждаемого и проводимого в соответствии с положениями этого Соглашения и Соглашения о сельском хозяйстве».

До настоящего времени Китаем было инициировано четыре процедуры урегулирования споров в рамках ВТО: в 2002, 2007, 2008 и 2009 гг. Все против Соединённых Штатов Америки. Только одна процедура, инициированная в 2002 г. (о защитных мерах по импорту определённых металлопродуктов), уже завершена. По ней, кстати, Китаю удалось отстоять свои позиции. Как ответчик Китай выступал (по ряду дел ещё выступает) по 14 делам.

Кроме Украины Китаем начато расследование ещё против нескольких государств и, в частности, против России и США.
Россия, которая до сих пор не стала членом ВТО, учитывая сказанное, находится в более сложном положении – она не может использовать механизм разрешения споров ВТО и на пути вступления в эту организацию вынуждена вести взвешенную и гибкую политику. Но у неё есть огромное преимущество – сильная дипломатическая служба и растущий день ото дня внешнеполитический авторитет, то есть то, чего, к сожалению, лишена Украина.

Соединённые Штаты обладают и авторитетом и как член ВТО имеют огромную практику отстаивания своих интересов в рамках этой организации политическими и юридическими способами. Украина такой практикой похвастаться не может. Скажем прямо – её нет вообще. И это, как представляется, главная проблема отечественной дипломатии. Она касается не только защиты интересов Украины в ВТО, но и в целом на международной арене. Это ярко продемонстрировал ход и результаты рассмотрения спора Украины с Румынией в Международном суде ООН сего года.

Но когда-то же надо учиться …

Юрий Щёкин,

канд. юрид. наук, доцент, консультант ассоциации «Объединённая юридическая группа» (ULGroup)

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!