Подробнее Запомнить город


Госсектор выжмут насухо

09.06.09
размер текста:

Правительство в последнее время максимально усилило контроль за финансовыми потоками в государственном секторе экономики. Наблюдатели связывают это с приближением президентских выборов.

Все началось с решения о переводе в «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк» счетов госпредприятий. Что было представлено как необходимость укрепления позиций государственных банков в период финансового кризиса. Однако помимо этого премьер-министр, от которой исходила инициатива, надеялась получить контроль за движением денежных средств госпредприятий в режиме on-line. Ведь до сих пор механизм правительственного контроля за состоянием госфинансов выглядел архаично: ГлавКРУ, находящееся в распоряжении Кабмина, проводило проверки, имея дело с уже свершившимся фактом, который оно могло разве что задокументировать для правоохранительных органов. Но вернуть средства, ушедшие в нежелательном направлении, на данной стадии в большинстве случаев невозможно.

Впрочем, довольно быстро стало понятно, что новый подход, хотя и дает правительству контроль в виде возможности заблокировать при необходимости движение средств госпредприятия, однако не позволяет видеть картину во всех деталях и соответственно реагировать.

Поэтому логичным продолжением выглядел следующий шаг – в виде решения о переводе в Госказначейство счетов всех госпредприятий, оказывающих платные административные услуги. Следует отметить, что нововведения, по понятным причинам, были восприняты без особого энтузиазма. Из 1500 таких предприятий в мае лишь 89 выполнили данное распоряжение. Обещание премьера уволить замминистров, ответственных за данное направление, не оказало стимулирующего действия. После чего был найден следующий выход: все финансово-хозяйственные операции, связанные с передачей в аренду и отчуждением имущества, закупкой товаров и услуг, в том числе с привлечением аудиторских, юридических и страховых компаний, Кабмин обязал согласовывать с ГлавКРУ, возглавляемым вполне надежным для премьера Николаем Сивульским. Понимая, что нельзя объять необъятное, было решено остановиться на 41 наиболее крупном предприятии, относящихся к категории монополий.

«Теневое» перераспределение доходов госсектора экономики в Украине традиционно осуществляется через бюджет. Для этого со временем изобретались все более изящные схемы, создающие иллюзию законности принимаемых решений. Но первичной все равно остается задача наполнения бюджета – иначе в схемах по выводу средств просто не будет необходимости. Известно, что основным донором для бюджета является НАК «Нафтогаз Украины». Итоги его деятельности за I квартал выглядят впечатляюще: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нефтегазовая монополия в 3 раза увеличила чистую прибыль, до 32,1 млрд грн. Валовая прибыль составила 3,2 млрд грн. по сравнению с убытком в 0,9 млрд грн. за I квартал 2008 года. И это при январских перебоях с поставками газа, когда его потребление промышленностью почти прекратилось? Любопытно, что при этом добыча газа «Нафтогазом» за 4 месяца возросла всего на 4% - до 6,71 млрд куб. м, а нефти с газоконденсатом и вовсе сократилась на 5,1%, до 1,245 млн тонн. Для сравнения: российский «Газпром» в I квартале сократил чистую прибыль в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 33,043 млрд руб. Одним словом, на фоне всеобщего негатива финансовые успехи отечественной нефтегазовой монополии выглядят не очень естественно.

Не менее подозрительно смотрятся достижения украинских морских торговых портов, находящихся в управлении Министерства транспорта и связи. Так, за I квартал консолидированная чистая прибыль МТП выросла в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 522,39 млн грн., доходы – на 66%, до 2,26 млрд грн. При этом грузооборот крупнейшего в Украине Одесского МТП за январь-март уменьшился на 19%, до 7,352 млн тонн, Ильичевского МТП, также одного из основных портов – на 9,8%, до 4,304 млн тонн. И так по всем портам. Откуда в таком случае рост чистой прибыли? Сам глава транспортного ведомства признал, что это искусственные показатели и пояснил, что они достигнуты за счет занижения стоимости основных фондов в портах, ведущей к уменьшению амортизационных отчислений и увеличению чистой прибыли. Он также отметил, что такая практика ведет к «проеданию» имеющихся производственных активов и что администрации всех портов, кроме Одесского, проигнорировали рекомендации Минтранссвязи провести дооценку основных фондов.

Зато этим рекомендациям в 2008 году внял железнодорожный монополист. И при этом опять же сумел продемонстрировать позитив: чистую прибыль за январь-март в размере 8 млн грн. по сравнению с убытком 19,9 млн грн. за I квартал прошлого года. Результат впечатляющий, если учесть падение объемов грузоперевозок за указанный период на 30%, что привело к недополучению дохода на 3,5 млрд грн. – по подсчетам самой «Укрзализныци». Таким образом, на фоне глубокого экономического спада во всем мире украинские госмонополии демонстрируют невиданный рост доходов и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет. Происходит это в том числе за счет сворачивания программ развития и уменьшения капитальных инвестиций. Иными словами, средства из госмонополий выжимают, словно воду из мокрой тряпки.

Особняком в данной ситуации стоит национальный монополист в сфере проводной связи - «Укртелеком». Несколько лет компания постепенно наращивала финансовые показатели, а в 2008 году вдруг задекларировала чистый убыток 1,526 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 267,19 млн грн. годом ранее. И в I квартале продолжала его увеличивать: с 97,55 до 181,59 млн грн. Следует отметить, что резкое ухудшение финансовых показателей является основанием для внеплановой проверки деятельности любой компании, причем не только государственной. Однако если «Нафтогаз» и «Укрзализныця» регулярно проверяются ГлавКРУ и другими контролирующими органами, то о результатах проверок «Укртелекома» общественность как минимум никто не информирует. Что опять же выглядит странно с учетом того пристального внимания, которое уделяется правительством для освещения деятельности «Нафтогаза Украины» и «Укрзализныци».



 


Комментарии
комментариев: 1
16:12 | 12.06.2009
Прхожий
Решили отнять последнее - обналичку :(

...
Новости партнеров


Статьи
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.

Есть ли в Украине антисемитизм?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!