Подробнее Запомнить город


Прибыль горнякам "сделают" китайцы

04.06.09
размер текста:

Железорудным компаниям Украины, возможно, придется немного затянуть пояса, но не так сильно как прогнозировалось ранее. На сколько именно, во многом зависит от успешности переговорной стратегии китайских металлургов.

Показательные цифры

По информации Министерства экономики, в январе-мае 2009 г. горнорудные компании Украины уменьшили производство "сырой" железной руды – относительно аналогичного периода прошлого года – на 31%, до 23,384 млн т. По основным типам продукции показатели таковы. Железорудного концентрата выпущено меньше на 28% (19,34 млн т), подготовленного сырья – на 31% (21,209 млн т), в том числе агломерата на 35% (13,772 млн т), окатышей – на 21% (7,437 млн т).

Для полноты картины добавим, что среднесуточное производство железной руды в мае 2009 г. составило 154,4 тыс. т (за 5 мес. – 154,9 тыс. т; а в среднем по минувшему году – 196,2 тыс. т). Выпуск концентрата в мае находился на уровне 132,9 тыс. т в сутки (5 мес. – 128,1 тыс. т; 2008 – 155,1 тыс. т), агломерата – 92,6 тыс. т (91,2 тыс. т; 117,7 тыс. т), окатышей – 52,1 тыс. т (49,3 тыс. т; 55,8 тыс. т).

Что касается внешней торговли железорудным сырьем, то тут пока что наиболее свежие данные по результатам апреля. Так, по информации центра "Укрпромвнешэкспертиза", экспорт ЖРС в январе-апреле (в сравнении с 4 мес. 2008 г.) сократился на 10,7%, до 7,022 млн тонн. В том числе поставки концентрата упали на 36,1% (до 2,862 млн т), окатышей – на 1,3% (3 млн т), аглоруды – на целых 54,6% (до 1,158 млн тонн). Важным фактором экспорта остается Китай – точнее, уровень «нашего» экспорта на этот емкий рынок, а также уровень цен на ЖРС на внутреннем рынке КНР. Так вот, во ІІ половине мая китайский рынок оставался стабильным, в т.ч. по ценам; не ожидается особых ценовых скачков и в начале июня. В частности и потому, что стоимость ЖРС и без того достаточно низкая. Пример: в 3-й декаде мая импортные окатыши на условиях CFR основные порты Китая стоили $80-90/т – для сравнения, в мае-2008 это было $260/т.

Отечественные экспортеры в мае также предлагали свой товар (DAF/FOB) немного дешевле, чем в начале апреля. Так, если к апрелю украинский концентрат на данных условиях стоил в среднем $46/т, то в мае – уже $37-38/т. Аглоруда из Украины за месяц снизилась в цене с 45 до 36 долл./т, а цены на окатыши остались на уровне 59-60 долл./тонну.

Импорт в развитии

А вот импорт ЖРС в нашу страну весной 2009 г. вырос. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в апреле отечественные поставщики и покупатели так и не смогли прийти к ценовому консенсусу. Но основной проблемой являются огромные долги металлургов перед горняками. Так, по словам гендиректора СКМ Олега Попова, предприятия ИСД должны ГОКам Метинвеста за уже отгруженную руду более 150 млн. долл.

В целом же, согласно подтвержденным цифрам Минэкономики, за первые 4 месяца 2009 года украинскими потребителями ввезено 1,014 млн т ЖРС – это приблизительно на 34% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. При этом ввоз концентрата увеличился на 26,2% - до 720,2 тыс. т. Кроме того, отмечен импорт агломерата – 21,8 тыс. т, в то время как в начале прошедшего года он не завозился. По другим сегментам – спад импорта: аглоруды – на 68,8%, до 171,9 тыс. т, окатышей – на все 75,8%, до 99,8 тыс. тонн.

Приведем примеры резкого роста импорта. Скажем, Мариупольский меткомбинат им. Ильича в рассматриваемый период увеличил ввоз ЖРС на 2,9%, до 357 тыс. т (302 тыс. т концентрата – и 55 тыс. т аглоруды). Алчевский меткомбинат – снизил импорт концентрата (на 55%, до 118,3 тыс. т), но зато ввез 20,4 тыс. т аглоруды, которую ранее за рубежом практически не закупал. Днепровский комбинат им. Дзержинского нарастил импорт ЖРС на 27,6%, до 376,3 тыс. т, закупив 299,9 тыс. т иностранного концентрата (который также раньше не ввозил). Наконец, Днепропетровский метзавод им. Петровского за 4 мес. нынешнего года приобрел и импортировал 99,8 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, тогда как в 2008 г. не ввозил ЖРС. Стоимость импортного сырья созвучна с экспортными ценами внутренних поставщиков: концентрат – $40/т (DAF/FOB), аглоруда – $24-25/т, окатыши – $59-60/т.

Чего ждать дальше?

Если говорить о генеральных тенденциях, то первичное здесь – все еще продолжающееся ожидание металлургами столь желанного для них снижения цен на ЖРС. По оценкам операторов, продолжающиеся сейчас в мире переговоры по стоимости поставок в рамках годовых контрактов могут завершиться снижением цен на ЖРС на величину в 30-35%. К примеру, один из мировых лидеров-поставщиков – Rio Tinto – уже договорилась с такими крупными японскими покупателями, как Nippon Steel, Kobe Steel, о снижении цены на железорудную мелочь на 33% (со 145 до $97/т). А крупнокусковая руда в данном случае и вовсе подешевела на 44%, с $202/т до $112/т. Данные цены действительны ровно год, с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля следующего года.

Подобный уровень цен уже стал ориентиром и для других переговоров. Так, на схожую стоимость поставок согласилась Posco (Южная Корея). Вместе с тем, активную борьбу за снижение цен чуть ли не на 50% продолжают потребители Китая, которые могут себе это позволить как крупнейшие глобальные клиенты. Притом в отличие от предыдущих лет, когда всех потребителей КНР на переговорах представляла шанхайская Baosteel Group, в 2009 г. выбивать выгодные цены взялась Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA), объединяющая 119 компаний (свыше 90% выплавки стали в стране). А по словам руководителей второго по величине метпредприятия Китая, Hebei Iron & Steel Group, металлургам КНР нет смысла заключать долгосрочные договора на условиях, на которые согласилась Nippon Steel. В числе факторов – возможность закупать ЖРС на спотовом рынке хоть до конца года, и вовсе не подписывая «длинных» годовых контрактов.

В ответ на это другой мировой железорудный лидер, BHP Billiton, настаивает на т.н. индексной (гибкой) системе ценообразования и заявляет, что не подпишет ни одного договора с ценой, зафиксированной на весь год.

Прогнозируя же динамику рынка Украины, отметим, что по итогам мая здесь можно ожидать роста спроса на ЖРС. В объединении «Металлургпром» говорят о росте на 13%, до примерно 2,5 млн т – в привязке к подъему производства чугуна на 11% до 2,14 млн тонн. Особо выделим ожидания роста выплавки чугуна на мощностях Индустриального союза Донбасса.

Продолжится рост импорта ЖРК и аглоруды из России. Более того, некоторые отечественные покупатели уже интересуются окатышами Михайловского ГОКа; в мае же окатыши на украинский рынок поставлял лишь Качканарский ГОК (оба – РФ). Экспорт по-прежнему будет идти в первую очередь в Китай (морем), а также в Восточную Европу (железной дорогой).

В целом, все "железорудники" Украины вынуждены будут формировать цены для внутреннего рынка в привязке к большинству глобальных контрактов, которые во многом будут зависеть от переговорных ценовых «достижений» китайских и других ведущих металлургов. В противном случае Украину ожидает значительный рост импорта ЖРС, и это при агрессивной конкуренции на внешних рынках (когда нельзя компенсировать спад внутренних продаж ростом экспорта).
В общем, доходы отечественных горнорудных компаний, скорее всего, немного упадут. Но это падение будет далеко не таким серьезным, как допускалось в начале года (едва ли не на 80-90%).

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!