Подробнее Запомнить город


Прибыль горнякам "сделают" китайцы

04.06.09
размер текста:

Железорудным компаниям Украины, возможно, придется немного затянуть пояса, но не так сильно как прогнозировалось ранее. На сколько именно, во многом зависит от успешности переговорной стратегии китайских металлургов.

Показательные цифры

По информации Министерства экономики, в январе-мае 2009 г. горнорудные компании Украины уменьшили производство "сырой" железной руды – относительно аналогичного периода прошлого года – на 31%, до 23,384 млн т. По основным типам продукции показатели таковы. Железорудного концентрата выпущено меньше на 28% (19,34 млн т), подготовленного сырья – на 31% (21,209 млн т), в том числе агломерата на 35% (13,772 млн т), окатышей – на 21% (7,437 млн т).

Для полноты картины добавим, что среднесуточное производство железной руды в мае 2009 г. составило 154,4 тыс. т (за 5 мес. – 154,9 тыс. т; а в среднем по минувшему году – 196,2 тыс. т). Выпуск концентрата в мае находился на уровне 132,9 тыс. т в сутки (5 мес. – 128,1 тыс. т; 2008 – 155,1 тыс. т), агломерата – 92,6 тыс. т (91,2 тыс. т; 117,7 тыс. т), окатышей – 52,1 тыс. т (49,3 тыс. т; 55,8 тыс. т).

Что касается внешней торговли железорудным сырьем, то тут пока что наиболее свежие данные по результатам апреля. Так, по информации центра "Укрпромвнешэкспертиза", экспорт ЖРС в январе-апреле (в сравнении с 4 мес. 2008 г.) сократился на 10,7%, до 7,022 млн тонн. В том числе поставки концентрата упали на 36,1% (до 2,862 млн т), окатышей – на 1,3% (3 млн т), аглоруды – на целых 54,6% (до 1,158 млн тонн). Важным фактором экспорта остается Китай – точнее, уровень «нашего» экспорта на этот емкий рынок, а также уровень цен на ЖРС на внутреннем рынке КНР. Так вот, во ІІ половине мая китайский рынок оставался стабильным, в т.ч. по ценам; не ожидается особых ценовых скачков и в начале июня. В частности и потому, что стоимость ЖРС и без того достаточно низкая. Пример: в 3-й декаде мая импортные окатыши на условиях CFR основные порты Китая стоили $80-90/т – для сравнения, в мае-2008 это было $260/т.

Отечественные экспортеры в мае также предлагали свой товар (DAF/FOB) немного дешевле, чем в начале апреля. Так, если к апрелю украинский концентрат на данных условиях стоил в среднем $46/т, то в мае – уже $37-38/т. Аглоруда из Украины за месяц снизилась в цене с 45 до 36 долл./т, а цены на окатыши остались на уровне 59-60 долл./тонну.

Импорт в развитии

А вот импорт ЖРС в нашу страну весной 2009 г. вырос. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в апреле отечественные поставщики и покупатели так и не смогли прийти к ценовому консенсусу. Но основной проблемой являются огромные долги металлургов перед горняками. Так, по словам гендиректора СКМ Олега Попова, предприятия ИСД должны ГОКам Метинвеста за уже отгруженную руду более 150 млн. долл.

В целом же, согласно подтвержденным цифрам Минэкономики, за первые 4 месяца 2009 года украинскими потребителями ввезено 1,014 млн т ЖРС – это приблизительно на 34% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. При этом ввоз концентрата увеличился на 26,2% - до 720,2 тыс. т. Кроме того, отмечен импорт агломерата – 21,8 тыс. т, в то время как в начале прошедшего года он не завозился. По другим сегментам – спад импорта: аглоруды – на 68,8%, до 171,9 тыс. т, окатышей – на все 75,8%, до 99,8 тыс. тонн.

Приведем примеры резкого роста импорта. Скажем, Мариупольский меткомбинат им. Ильича в рассматриваемый период увеличил ввоз ЖРС на 2,9%, до 357 тыс. т (302 тыс. т концентрата – и 55 тыс. т аглоруды). Алчевский меткомбинат – снизил импорт концентрата (на 55%, до 118,3 тыс. т), но зато ввез 20,4 тыс. т аглоруды, которую ранее за рубежом практически не закупал. Днепровский комбинат им. Дзержинского нарастил импорт ЖРС на 27,6%, до 376,3 тыс. т, закупив 299,9 тыс. т иностранного концентрата (который также раньше не ввозил). Наконец, Днепропетровский метзавод им. Петровского за 4 мес. нынешнего года приобрел и импортировал 99,8 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, тогда как в 2008 г. не ввозил ЖРС. Стоимость импортного сырья созвучна с экспортными ценами внутренних поставщиков: концентрат – $40/т (DAF/FOB), аглоруда – $24-25/т, окатыши – $59-60/т.

Чего ждать дальше?

Если говорить о генеральных тенденциях, то первичное здесь – все еще продолжающееся ожидание металлургами столь желанного для них снижения цен на ЖРС. По оценкам операторов, продолжающиеся сейчас в мире переговоры по стоимости поставок в рамках годовых контрактов могут завершиться снижением цен на ЖРС на величину в 30-35%. К примеру, один из мировых лидеров-поставщиков – Rio Tinto – уже договорилась с такими крупными японскими покупателями, как Nippon Steel, Kobe Steel, о снижении цены на железорудную мелочь на 33% (со 145 до $97/т). А крупнокусковая руда в данном случае и вовсе подешевела на 44%, с $202/т до $112/т. Данные цены действительны ровно год, с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля следующего года.

Подобный уровень цен уже стал ориентиром и для других переговоров. Так, на схожую стоимость поставок согласилась Posco (Южная Корея). Вместе с тем, активную борьбу за снижение цен чуть ли не на 50% продолжают потребители Китая, которые могут себе это позволить как крупнейшие глобальные клиенты. Притом в отличие от предыдущих лет, когда всех потребителей КНР на переговорах представляла шанхайская Baosteel Group, в 2009 г. выбивать выгодные цены взялась Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA), объединяющая 119 компаний (свыше 90% выплавки стали в стране). А по словам руководителей второго по величине метпредприятия Китая, Hebei Iron & Steel Group, металлургам КНР нет смысла заключать долгосрочные договора на условиях, на которые согласилась Nippon Steel. В числе факторов – возможность закупать ЖРС на спотовом рынке хоть до конца года, и вовсе не подписывая «длинных» годовых контрактов.

В ответ на это другой мировой железорудный лидер, BHP Billiton, настаивает на т.н. индексной (гибкой) системе ценообразования и заявляет, что не подпишет ни одного договора с ценой, зафиксированной на весь год.

Прогнозируя же динамику рынка Украины, отметим, что по итогам мая здесь можно ожидать роста спроса на ЖРС. В объединении «Металлургпром» говорят о росте на 13%, до примерно 2,5 млн т – в привязке к подъему производства чугуна на 11% до 2,14 млн тонн. Особо выделим ожидания роста выплавки чугуна на мощностях Индустриального союза Донбасса.

Продолжится рост импорта ЖРК и аглоруды из России. Более того, некоторые отечественные покупатели уже интересуются окатышами Михайловского ГОКа; в мае же окатыши на украинский рынок поставлял лишь Качканарский ГОК (оба – РФ). Экспорт по-прежнему будет идти в первую очередь в Китай (морем), а также в Восточную Европу (железной дорогой).

В целом, все "железорудники" Украины вынуждены будут формировать цены для внутреннего рынка в привязке к большинству глобальных контрактов, которые во многом будут зависеть от переговорных ценовых «достижений» китайских и других ведущих металлургов. В противном случае Украину ожидает значительный рост импорта ЖРС, и это при агрессивной конкуренции на внешних рынках (когда нельзя компенсировать спад внутренних продаж ростом экспорта).
В общем, доходы отечественных горнорудных компаний, скорее всего, немного упадут. Но это падение будет далеко не таким серьезным, как допускалось в начале года (едва ли не на 80-90%).

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!