Подробнее Запомнить город


Бой за каждую тонну

01.06.09
размер текста:

Металлорынки продолжают медленно погружаться в стагнацию. Впрочем, для металлургических компаний Украины не все потеряно.

С переменным успехом

По информации объединения «Металлургпром», в апреле 2009 г. среднесуточное производство металлопродукции в Украине снова упало (относительно марта). Так, ежедневный выпуск чугуна сократился на 2,6 тыс. т – до 64,3 тыс. т. А по результатам первых 4 месяцев года – до 65,4 тыс. т (в январе-апреле 2008 г. – 100,5 тыс. т). Для сравнения, в январе-2009 среднесуточная выплавка чугуна составила 60,2 тыс. т (в январе-2008 – 97,2 тыс. т), но уже в феврале – 70,4 тыс. т (2008 – 100,4 тыс т). В то же время в октябре-2008 этот показатель достигал 50,9 тыс. т, в ноябре – 42,6 тыс. т, в декабре – 53,7 тыс. тонн.

Тем самым, уточняет генеральный директор объединения «Металлургпром» Василий Харахулах, лучше всего пока что были показатели февраля. При этом с начала года производство чугуна в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. снизилось на 36%, до 7,845 млн т; стали – на 39%, до 9 млн т; проката – на 35%, до 8,524 млн т. Состоянием на середину мая простаивало 14 из 43 отечественных доменных печей, 5 конвертеров из 21, 28 мартенов из 42. А это заметно меньше, чем на пике спада – в ноябре-декабре прошлого года.

Отметим, что по итогам апреля украинская металлургия заняла 7-е место в мире по выпуску стали (2,3 млн т) – после Китая (43,413 млн т, падение на 3,9%), Японии, Индии (4,580 млн т, рост на 8,1%), России (4,480 млн т, падение на 26,6%), Южной Кореи и США (3,9 млн т, падение на 53,4%).

По результатам же 4 месяцев наша страна на 8 месте – после КНР (170,669 млн т, рост на 0,1%), Японии, Индии (18,245 млн т, падение на 1,6%), РФ (17,342 млн т, падение на 31,5%), США (15,884 млн т, падение на 53,1%), Южной Кореи, Германии. Напомним, в 2008 г. Украина с 37,1 млн т стали также заняла 8 место, а лидером оставался Китай (502 млн т, рост на 2,6%).

По пунктам

Итак, спрос на металлорынках остается низким, а летом, по прогнозам экспертов, он еще больше упадет. Это будет связано и с общим спадом в главных потребляющих областях (строительство, машиностроение), и с ожиданиями дальнейшего падения цен на металлургическую продукцию. Если анализировать по основным группам продукции, то рынки плоского проката в последнее время немного активизировались. Но операторы склонны полагать, что это временное явление, за которым последует новый виток охлаждения. Заметим, что пока продолжается рост отпускной стоимости плоского проката на китайском рынке, который во многом определяет мировые тренды. Среди основных причин: падение запасов на складах, рост объема сделок и увеличение цен внутрикитайского рынка на некоторые виды сырья. Но и в некоторых регионах Китая рост цен уже сменился стабилизацией и понижением.

Что касается отечественного «плоского» сегмента, то здесь потребление не активизируется даже значительно сниженными ценами. Впрочем, цены внутриукраинского рынка, как и ранее, заметно выше экспортных – это даже стало предметом жалоб в Кабмин на отдельных производителей. Например, к концу мая горячекатаный рулон на условиях DAF граница Украины стоит $365-370/т (то есть, по курсу 7,5 грн./$, - не более 2775 грн.), а самое дешевое предложение на внутреннем рынке – 4078 грн./тонну.

На рынках длинномерного проката ценовой рост прекратился, в разных регионах динамика цен значительно отличается. Так, в Северной Америке усиливается локальная стагнация, азиатские рынки медленно растут, в Европе наблюдается затишье. Если брать по подсегментам, то товарная заготовка дешевеет, а «сорт», наоборот, постепенно дорожает. На нашем внутреннем рынке та же квадратная заготовка постепенно падает в цене, на $7-9 в неделю. Дешевеет и практически вся остальная длинномерная номенклатура. При этом специалисты центра «Укрпромвнешэкспертиза» отмечают некоторое оживление спроса на сорт, приведшее к росту котировок на $15-17/тонну. Внутренние цены на сортовой прокат практически соответствуют экспортным.

В такой ситуации, по оценкам инвесткомпании Phoenix Capital, в мае-июне 2009 реальная рентабельность по EBITDA, т.е. доналоговая прибыль, у крупнейших отечественных металлопроизводителей составит всего около 15%. Безусловно, сыграло свою роль и сохранение льгот (грузовые тарифы, энергоресурсы и сырье), и относительно дешевая гривна. Но в числе ключевых плюс-факторов – удержание позиций на важных внешних рынках, к которым можно отнести Северную Африку, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию. Особо выделим поставки в КНР, которые в этом году в общей сложности уже превысили 1 млн тонн. Напомним, в 2008 г. китайские потребители вообще не закупали украинскую металлопродукцию.

День победы – как он был от нас далек…

К сожалению, уже в ближайшее время Украина может снова потерять для себя металлорынки Китая. Дело в том, что страна готовит жесткие заградительные меры против ряда зарубежных поставщиков, включая Россию и Украину. Эксперты Министерства промышленной политики информируют, что прежде всего от возможных китайских препон пострадают «комбинат Бойко», «Запорожсталь» и метпредприятия «Индустриального союза Донбасса». Так, по министерским данным, с начала года первый отгрузил в КНР порядка 120 тыс. т плоского проката, и это стало едва ли не единственным серьезным успехом «Ильича» за все время кризиса. Если же закроется и этот канал, то, не исключают специалисты, Владимиру Семеновичу совсем уж ничего не будет оставаться, как выбирать между предложениями потенциальных покупателей, которые сегодня варьируются в разбросе меж скромными и совсем скудными. Кстати, в конце мая руководство «СКМ» уже вслух заявило о своем предложении купить ММК им. Ильича.

Запорожский меткомбинат с начала года продал китайцам всего около 50 тыс. тонн металла, но, в современных условиях, и это не так уж мало. Не удивительно, что руководство компании констатирует: потеря Китая будет ощутимым ударом для предприятия, найти альтернативный рынок будет крайне сложно. Наконец, ИСД поставляет в Китай преимущественно полуфабрикаты: Алчевский комбинат – 391 тыс. т слябов с Нового Года, Днепровский меткомбинат им. Ф.Э. Дзержинского – 67 тыс. т трубной заготовки. И ИСД тоже может ощутимо пострадать от «закрытия» КНР – в дополнение к и без того тяжкому экономическому положению в «группе Гайдука и Таруты» (что подтверждается многими источниками).

Некоторые аналитики считают, что проведение антидемпингового расследования конкретно против отечественного экспорта может осложниться тем, что он возродился лишь недавно. Итогом может стать не административное воздействие, а обычная ценовая конкуренция со стороны внутрикитайских операторов,. Куда «обратят взор» украинские поставщики в случае потери рынка КНР? Не исключено, что это снова будет «старый добрый» Ближний Восток, где продолжается ряд строительных проектов, в т.ч. инфраструктурных.

Так или иначе, по словам В. Харахулаха, на июнь-2009 в стране запланировано производство 2,09 млн т чугуна, 2,42 млн т стали и 2,27 млн т проката. Для этого потребуется: 440 тыс. т аглоруды, 1,015 млн т железорудного концентрата, 85 тыс. т агломерата, 900 тыс. т железорудных окатышей, 1,21 млн т кокса и 430 тыс. т «черного» металлолома. Заявки металлургов на июнь по известнякам и железорудному сырью, как прогнозируется, будут закрыты полностью. Однако неурегулированность цен на внутреннее ЖРС приводит к активизации его импорта и выводу валютных средств на другие рынки: предполагается, что в рамках июня ввоз аглоруды составит 80 тыс. т, концентрата – 475 тыс. т, окатышей – 20 тыс. тонн.

В июле-августе ожидается новое снижение производства. И если в феврале-марте некоторые эксперты допускали оживление рынков уже к осени, то теперь считается, что подобное оживление может быть лишь локальным, и заметной активизации потребления не стоит ждать раньше 2010 года.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!