Подробнее Запомнить город


Привет из прошлого - Украина взяла курс на 90-е

24.02.15
размер текста:

Резко ускорившаяся с начала февраля девальвация национальной валюты и вызванный ею скачкообразный рост цен на бензин и дизельное топливо уже отразились на потребительском рынке. Испуганные ростом цен украинцы стараются избавиться от гривны. Причем если раньше скупали бытовую технику, то в минувшие выходные в магазинах раскупали уже муку.

В текущем году Украина рискует поставить очередной антирекорд по росту инфляции с начала 2000 годов, и этот показатель может быть ближе к лихим девяностым, когда ценники в магазинах переписывались каждый день. Напомним, что с начала нового тысячелетия в Украине было три года, когда инфляция перескакивала через отметку в 20% – в 2000 (25,8%), кризисном 2008 (22,3%) и революционно-военном 2014 (24,9%). При этом стоит отметить, что в январе-феврале прошлого года рост цен был минимален и вверх они пошли с марта – в аккурат после смены власти в стране.

Необходимо отметить, что новый год начался бодрым ростом цен – в январе инфляция ускорилась до 3,1%. Так, наиболее существенно подорожали продукты питания, напитки, предметы домашнего обихода и бытовая техника. Собственно говоря, инфляция 3,1% в месяц это и так очень много, но февральский показатель инфляции, который Государственный комитет статистики опубликует в начале марта, рискует значительно превысить данные января.

Новый виток инфляции в Украине вызван главным образом скачкообразной девальвацией гривны после того, как 5 февраля Национальный банк отказался от индикативного курса и отпустил отечественную валюту в свободное плавание. С этого дня гривна неуклонно "худела", а минувшая пятница для нее стала воистину черной – за один день ее курс снизился на 2 грн., до 29,3 грн./долл. А вчера курс на межбанке продолжил падение и к завершению торгов достиг отметки 32 грн./долл.

Снижение курса гривны в первую очередь отразилось на ценах на нефтепродукты, поскольку около 80% из них имеют импортное происхождение. Акциз на нефтепродукты начисляется в евро и, следовательно, чем выше курс, тем больше таможенные платежи. Кроме того, если раньше нефтетрейдеры в основном покупали валюту по курсу черного рынка, но могли экономить на таможенных пошлинах, которые рассчитывались исходя из более низкого официального курса, то теперь эта лавочка прикрыта.

По информации "Консалтинговой группы А-95", вчера средняя стоимость бензина марки А-95 в Украине составила 21,58 грн./литр. Большинство сетей АЗС переписали ценники на бензин и дизельное топливо на 0,5-1,8 грн./литр в сторону увеличения по сравнению с пятницей. При этом стоимость премиального бензина марки А-95 в некоторых сетях достигла отметки 24,99 грн./литр.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что это еще не предел. "У нас 90% стоимости в топливе формируется за счет валютной составляющей. Это закупочная стоимость по импорту, и еще порядка 35-40% – налоги, которые установлены в евро. Правительство нас постоянно ругает за то, что мы так любим валюту, а само свои налоги держит почему-то в валюте тоже. Поэтому цены на нефтепродукты имеют прямо пропорциональную привязку к доллару. Стоимость топлива будет составлять порядка 90 центов. То есть доллар 25 грн., цена на бензин марки А-95 – 22,50 грн./литр, доллар 30 – цена на бензин 27 грн./литр, доллар 33 – цена на бензин под 30 грн./литр и т.д.", – говорит он.

Эксперт также выразил опасения, что резкий рост курса грозит коллапсом топливному рынку. "Подавляющее большинство потребителей просто перестанут покупать топливо, – считает С.Куюн. – Заправочные станции и бизнес остановятся, а государство останется с носом, потому что рынок уже полным ходом мчится в тень – масса контрабанды, фальсификата, и все для того, чтобы уменьшить стоимость. И, соответственно, государство пролетает мимо своих налогов".

Вслед за бензином вверх пошли цены в магазинах и супермаркетах. В первую очередь дорожают импортные одежда, бытовая техника и продукты питания, в частности, фрукты (бананы, мандарины, гранаты и т.д.). Отечественные продукты питания пока сильно не подорожали, но необходимо отметить, что для посевной и уборочной кампании аграрии купят солярку уже по более высоким ценам, плюс вырастут и расходы на доставку. Таким образом, летом-осенью стоит ждать подорожания и отечественной картошки-морковки, а также и мяса – из-за неминуемого увеличения цен на корм.

Стоит отметить, что власти уже существенно повысили свой прогноз по инфляции в текущем году. Если в принятом в конце декабря законе о государственном бюджете был заложен показатель инфляции в 13,1%, то теперь Кабинет министров и Национальный банк ждут роста цен по итогам года на 26%, а главный кредитор Украины – Международный валютный фонд – на 27%. Причем такой рост цен объясняется грядущим повышением цен на газ и коммунальные услуги, что необходимо сделать по требованию МВФ. Тем не менее инфляция уже показывает впечатляющий рост, и повышение тарифов еще больше раскрутит этот маховик.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в лучшем случае инфляция по итогам февраля будет на уровне 5%. "Сейчас девальвация гривны только ускоряется, и поэтому цены будет расти не только на бензин, но и на продукты питания и продукцию химии. При такой девальвации Украине не избежать гиперинфляции, когда уже бизнес вынужден просто умножать цены", – считает он.

А.Охрименко выразил уверенность, что при нынешней девальвации в 76% и ожидании роста тарифов ЖКХ фактически втрое невозможно обеспечить инфляцию на уровне 26%. "Если просто не нарисовать нужную цифру с помощью ручных методов Госстата", – подчеркнул эксперт.

"Что же касается реальной инфляции то, скорее всего, в 2015 году она будет на уровне 60-70%. Ибо маховик девальвации гривны уже запущен, и теперь его невозможно остановить. В ближайшее время девальвация гривны будет только продолжаться. При этом рост цены на импорт будет стимулировать и подорожание отечественных товаров. Не стоит забывать, что бензин, газ, большая часть химической продукции и бытовая техника в Украине импортная, а значит девальвация гривны – это прямой рост цен. Времена низкой инфляции теперь уже остались в истории. Привыкаем жить при гиперинфляции, как в 1990 годы", – резюмировал А.Охрименко.

Владимир Никитин

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 5

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!