Подробнее Запомнить город


Заложники метана

01.06.09
размер текста:

Государственное предприятие «Уголь Украины» слишком увлеклось борьбой с частными предприятиями отрасли за рынки сбыта. Так, в соответствии с постановлением Кабмина № 285 от 2 апреля 2009 года, предприятия, организации и ведомства, принадлежащие к сфере управления центральных органов исполнительной власти, могут покупать уголь только у государственных шахт и только при монопольном посредничестве ГП «Уголь Украины». При этом правительство предпочитает закрывать глаза на другую серьезнейшую проблему отрасли: обеспечение безопасности труда шахтеров.

Затянувшиеся кризисные явления в экономике привели к тому, что сегодня на отечественном угольном рынке образовался значительный профицит продукции. В результате ГП «Уголь Украины» приняло экстренные меры, чтобы защитить государственные угольные шахты. Но, в тоже время, указанные действия обрекли на вымирание частных участников отрасли, которым в одночасье обрезали практически все рынки сбыта. Если, к примеру, крупные угольные шахты и их объединения, входящие в вертикально интегрированные холдинги, еще в силах хоть как-то сводить концы с концами в подобных условиях, то средние и малые неинтегрированные шахты просто вынуждены будут закрываться. Ведь их продукция больше не пользуется спросом ни на предприятиях отечественной энергетики, ни на коксохимических комбинатах.

Вполне естественно, что руководители государственных шахт чувствуют определенный восторг от указанного нововведения. Им снова нет необходимости задумываться над повышением эффективности деятельности вверенных им предприятий. Если не прямые бюджетные дотации, то явно нерыночные преференции правительства, нарушающие основополагающие принципы экономической конкуренции, всегда придут им на помощь. Однако, несмотря на все это, ни одна государственная шахта и не подумывает о том, чтобы направить значительные инвестиции на модернизацию шахт и на повышение уровня безопасности труда шахтеров. Более того, они постоянно испытывают трудности даже с выплатой зарплаты. И это при том, что сегодня государственные шахты продают уголь низкого качества по цене 523 гривны за тонну, в то время как частники вынуждены продавать по 250 гривен, чтобы хоть как-нибудь выжить.

С другой стороны, следует отметить, что частные собственники вкладывали значительные средства в развитие шахт, и, в том числе, в обеспечение необходимого уровня безопасности горняков. Причем делали они это отнюдь не всегда из чистого альтруизма. Эффективному собственнику просто невыгодно нарушать правила техники безопасности, потому что суммы потерь от многодневных простоев угольных забоев и компенсаций травмированным горнякам и семьям погибших шахтеров выливаются в гораздо большие суммы, чем те, которые нужно вложить, чтобы свести риск аварийности к минимуму. А государственным шахтам, которые традиционно сидят на бюджетных деньгах, проще сделать из несчастного случая очередную национальную трагедию, чем инвестировать средства в повышение их безопасности. По крайней мере, такое складывается впечатление.

В тоже время, обеспечить абсолютное отсутствие аварийности на украинских шахтах, особенно там, где добываются коксующиеся марки угля, невозможно. Коксующиеся угли добываются на больших глубинах, где зачастую присутствует легко воспламеняющийся газ метан – основной виновник аварий на шахтах. И чем больше глубина выработки, тем больше вероятность непредсказуемых явлений. Поэтому украинские угольные шахты в числе самых опасных в мире. По данным Минуглепрома, большая часть украинских угольных шахт начали работу более 50 лет назад. Почти 96% шахт с конца 80-х годов прошлого века работают без реконструкции. Две трети основного стационарного оборудования отработало нормативный срок эксплуатации и требует немедленной замены. Поэтому почти 80% украинских шахт считаются аварийными и нуждаются в модернизации и реконструкции. Общий дефицит инвестиций в отрасль, по данным Минуглепрома, превысил $1,5 млрд.

По информации Донецкой облгосадминистрации, за 2008 год на угледобывающих предприятиях Донецкой области произошло двенадцать групповых несчастных случаев, пострадало 102 горняка, 31 погиб. В 2007 году произошло десять групповых несчастных случаев, пострадало 307 горняков и 117 погибло. С начала текущего года коэффициент частоты смертельного травматизма на 1 млн. тонн добытого угля составил 3,1 (за прошлый год - 6,0).

И дело тут не столько в форме собственности, сколько в горно-геологических условиях, которые могут быть одинаково сложными, независимо от того, кто управляет шахтой. К сожалению, люди гибнут как на государственных, так и на частных шахтах. Объективная невозможность гарантировать безопасность шахтеров является одним из основных факторов, обуславливающим постоянное снижение добычи коксующихся углей в Украине. Но и полностью отказаться от их добычи государство сегодня не готово, поскольку это неизбежно приведет к необходимости немедленного решения не менее серьезной проблемы - занятости населения в и без того депрессивных регионах.

Решить проблему износа основных фондов и источников инвестиций для всех шахт невозможно без их скорейшей приватизации. Сегодня в Украине приватизированы либо находятся в аренде 17 шахт, в том числе 6 крупных. Крупные частные шахты имеют гораздо лучшие финансовые показатели, чем государственные: «Шахта «Красноармейская-Западная №1», «Белореченская», «Краснодонуголь», «Павлоградуголь», «Комсомолец Донбасса», «Ждановская» находят возможности своевременно выплачивать заработную плату и ежегодно увеличивать объем инвестиций в модернизацию и развитие, в том числе и в повышение уровня безопасности горняков. А сообщения о задержках зарплаты и высоком износе основных фондов идут как раз в основном с государственных шахт.

Однако на сегодняшний день Минуглепром просто откровенно душит частный сектор. Более того, государственные предприятия в погоне за увеличением добычи пренебрегают запретами на ведение горных работ в связи с выявленными надзорным ведомством нарушениями. Так было летом прошлого года на шахте имени Карла Маркса. Накануне взрыва здесь было запрещено ведение горных работ в связи с выявленными нарушениями. Но уголь продолжали добывать. Огромной силы взрыв газовоздушной смеси унес жизни 13 горняков, еще 24-м - чудом удалось выжить.

На данный момент эту шахту вновь собираются запустить в работу, считая, что ее закрытие обойдется дороже реконструкции. Правда и здесь при принятии решения используется в расчетах удобная для чиновников экономика. Ведь, если действительно устранять все те колоссальные разрушения, полученные в результате аварии, то смета вырастет до цифр космического масштаба, а косметический ремонт выйдет недорого. Вытеснив с рынка частников, которые по мере возможностей пытались заботиться о безопасности горняков, отечественная угольная отрасль в результате окажется одним сплошным риском для жизни шахтеров. Но это, похоже, чиновников не волнует. Ведь главное – результат.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!