Подробнее Запомнить город


Заложники метана

01.06.09
размер текста:

Государственное предприятие «Уголь Украины» слишком увлеклось борьбой с частными предприятиями отрасли за рынки сбыта. Так, в соответствии с постановлением Кабмина № 285 от 2 апреля 2009 года, предприятия, организации и ведомства, принадлежащие к сфере управления центральных органов исполнительной власти, могут покупать уголь только у государственных шахт и только при монопольном посредничестве ГП «Уголь Украины». При этом правительство предпочитает закрывать глаза на другую серьезнейшую проблему отрасли: обеспечение безопасности труда шахтеров.

Затянувшиеся кризисные явления в экономике привели к тому, что сегодня на отечественном угольном рынке образовался значительный профицит продукции. В результате ГП «Уголь Украины» приняло экстренные меры, чтобы защитить государственные угольные шахты. Но, в тоже время, указанные действия обрекли на вымирание частных участников отрасли, которым в одночасье обрезали практически все рынки сбыта. Если, к примеру, крупные угольные шахты и их объединения, входящие в вертикально интегрированные холдинги, еще в силах хоть как-то сводить концы с концами в подобных условиях, то средние и малые неинтегрированные шахты просто вынуждены будут закрываться. Ведь их продукция больше не пользуется спросом ни на предприятиях отечественной энергетики, ни на коксохимических комбинатах.

Вполне естественно, что руководители государственных шахт чувствуют определенный восторг от указанного нововведения. Им снова нет необходимости задумываться над повышением эффективности деятельности вверенных им предприятий. Если не прямые бюджетные дотации, то явно нерыночные преференции правительства, нарушающие основополагающие принципы экономической конкуренции, всегда придут им на помощь. Однако, несмотря на все это, ни одна государственная шахта и не подумывает о том, чтобы направить значительные инвестиции на модернизацию шахт и на повышение уровня безопасности труда шахтеров. Более того, они постоянно испытывают трудности даже с выплатой зарплаты. И это при том, что сегодня государственные шахты продают уголь низкого качества по цене 523 гривны за тонну, в то время как частники вынуждены продавать по 250 гривен, чтобы хоть как-нибудь выжить.

С другой стороны, следует отметить, что частные собственники вкладывали значительные средства в развитие шахт, и, в том числе, в обеспечение необходимого уровня безопасности горняков. Причем делали они это отнюдь не всегда из чистого альтруизма. Эффективному собственнику просто невыгодно нарушать правила техники безопасности, потому что суммы потерь от многодневных простоев угольных забоев и компенсаций травмированным горнякам и семьям погибших шахтеров выливаются в гораздо большие суммы, чем те, которые нужно вложить, чтобы свести риск аварийности к минимуму. А государственным шахтам, которые традиционно сидят на бюджетных деньгах, проще сделать из несчастного случая очередную национальную трагедию, чем инвестировать средства в повышение их безопасности. По крайней мере, такое складывается впечатление.

В тоже время, обеспечить абсолютное отсутствие аварийности на украинских шахтах, особенно там, где добываются коксующиеся марки угля, невозможно. Коксующиеся угли добываются на больших глубинах, где зачастую присутствует легко воспламеняющийся газ метан – основной виновник аварий на шахтах. И чем больше глубина выработки, тем больше вероятность непредсказуемых явлений. Поэтому украинские угольные шахты в числе самых опасных в мире. По данным Минуглепрома, большая часть украинских угольных шахт начали работу более 50 лет назад. Почти 96% шахт с конца 80-х годов прошлого века работают без реконструкции. Две трети основного стационарного оборудования отработало нормативный срок эксплуатации и требует немедленной замены. Поэтому почти 80% украинских шахт считаются аварийными и нуждаются в модернизации и реконструкции. Общий дефицит инвестиций в отрасль, по данным Минуглепрома, превысил $1,5 млрд.

По информации Донецкой облгосадминистрации, за 2008 год на угледобывающих предприятиях Донецкой области произошло двенадцать групповых несчастных случаев, пострадало 102 горняка, 31 погиб. В 2007 году произошло десять групповых несчастных случаев, пострадало 307 горняков и 117 погибло. С начала текущего года коэффициент частоты смертельного травматизма на 1 млн. тонн добытого угля составил 3,1 (за прошлый год - 6,0).

И дело тут не столько в форме собственности, сколько в горно-геологических условиях, которые могут быть одинаково сложными, независимо от того, кто управляет шахтой. К сожалению, люди гибнут как на государственных, так и на частных шахтах. Объективная невозможность гарантировать безопасность шахтеров является одним из основных факторов, обуславливающим постоянное снижение добычи коксующихся углей в Украине. Но и полностью отказаться от их добычи государство сегодня не готово, поскольку это неизбежно приведет к необходимости немедленного решения не менее серьезной проблемы - занятости населения в и без того депрессивных регионах.

Решить проблему износа основных фондов и источников инвестиций для всех шахт невозможно без их скорейшей приватизации. Сегодня в Украине приватизированы либо находятся в аренде 17 шахт, в том числе 6 крупных. Крупные частные шахты имеют гораздо лучшие финансовые показатели, чем государственные: «Шахта «Красноармейская-Западная №1», «Белореченская», «Краснодонуголь», «Павлоградуголь», «Комсомолец Донбасса», «Ждановская» находят возможности своевременно выплачивать заработную плату и ежегодно увеличивать объем инвестиций в модернизацию и развитие, в том числе и в повышение уровня безопасности горняков. А сообщения о задержках зарплаты и высоком износе основных фондов идут как раз в основном с государственных шахт.

Однако на сегодняшний день Минуглепром просто откровенно душит частный сектор. Более того, государственные предприятия в погоне за увеличением добычи пренебрегают запретами на ведение горных работ в связи с выявленными надзорным ведомством нарушениями. Так было летом прошлого года на шахте имени Карла Маркса. Накануне взрыва здесь было запрещено ведение горных работ в связи с выявленными нарушениями. Но уголь продолжали добывать. Огромной силы взрыв газовоздушной смеси унес жизни 13 горняков, еще 24-м - чудом удалось выжить.

На данный момент эту шахту вновь собираются запустить в работу, считая, что ее закрытие обойдется дороже реконструкции. Правда и здесь при принятии решения используется в расчетах удобная для чиновников экономика. Ведь, если действительно устранять все те колоссальные разрушения, полученные в результате аварии, то смета вырастет до цифр космического масштаба, а косметический ремонт выйдет недорого. Вытеснив с рынка частников, которые по мере возможностей пытались заботиться о безопасности горняков, отечественная угольная отрасль в результате окажется одним сплошным риском для жизни шахтеров. Но это, похоже, чиновников не волнует. Ведь главное – результат.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!