Подробнее Запомнить город


Пока замешкался Китай

06.01.15
размер текста:

Возможные изменения в налогообложении экспорта стальной продукции в Китае открыли дополнительные горизонты для украинских производителей длинномерного проката, прежде всего в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Но отечественным металлургам приходится соблюдать ценовую умеренность, чтобы не спугнуть тамошних потребителей.

Декабрь надежды


В 2014 году Ближний Восток оказался единственным мезорегионом, где украинским металлургам удалось укрепить позиции. В прошедшем году туда попадало уже более трети национального стального экспорта. Согласно таможенной статистике, за январь-ноябрь 2014 на ближневосточные рынки Украина отгрузила 7,56 млн тонн металлопродукции, что на 500 тыс. тонн (7,3%) больше, чем в предыдущем году. Полной раскладки по декабрю на момент написания статьи еще не существовало. Но, по оперативным данным, последний месяц прошедшего года ободрил украинских сталеваров дополнительными позитивными сигналами. Первый – это плавное повышение стоимости арматуры на турецком рынке (пока трудно судить, что это – долгосрочная или ситуативная тенденция). Второй, возможно, более важный, – добровольный исход китайских конкурентов из земель Средиземноморья и Персидского залива.

На причинах подобного явления остановимся чуть ниже. Сначала – о его последствиях. Вновь открывшимися обстоятельствами уже воспользовался крупнейший в Украине экспортер длинномерного проката – "Арселор Миттал Кривой Рог", подписав ряд свежих контрактов на продажу арматуры в Ливан и Алжир, пускай и по весьма скромной цене. Агентство "Металл Эксперт", в частности, сообщает о заключении нескольких сделок на поставку в Бейрут 35-40 тыс. тонн украинской арматуры январского производства по 440 долл./тонн CFR. Это на 10-15 долл. ниже, чем в предыдущих подобных сделках, зафиксированных в конце ноября. А в третьем квартале, помнится, цены вообще превышали 500-долларовую планку.

Но против падающей конъюнктуры не попрешь. К тому же девальвация гривны помогает украинским металлургам легче переживать снижение цен, чем их конкурентам. Декабрьские прайсы АМКР для Ближнего Востока уже ниже, чем у турок, и примерно на уровне китайских аналогов. Впрочем, и этого достаточно. При равных ценах ближневосточные заказчики предпочитают брать украинский товар, поскольку сроки поставки в этом случае на 7-10 дней короче. Похожая ситуация наблюдается и на рынках Северной Африки, где стальная арматура из Украины в декабре наслаждалась стабильным сбытом, несмотря даже на заградительные таможенные пошлины в 5% в Египте и 15% в Алжире.

На криворожском комбинате надеются, что в январе спрос на их продукцию в регионе продолжит расти (возможно, и стоимость тоже). Это в западном мире индустрия только начинает отходить от Рождества, на Востоке Рамадан отгуляли намного раньше и сейчас там строительный сезон в разгаре. А Ливан традиционно выступает в роли железных ворот для всего региона, перераспределяя приобретенный сталепрокат по всему близлежащему арабскому миру. Ввиду этого обстоятельства ливанский рынок металла всегда выглядит профицитным. По оценкам местных трейдеров, в прошлом году в страну ввезено около 1,3 млн тонн сортового проката, притом что внутреннее потребление составляет не более 700-800 тыс. тонн.

Впрочем, украинским производителям не столь и важно, куда перекочевывает их продукция в дальнейшем. Больше волнует перспектива наращивания прямых поставок не только на Ближний Восток, но и в зону Персидского залива. В ОАЭ, Саудовской Аравии и остальных малых государствах нефтяного пояса в декабре пошатнулись позиции турецкой арматуры, которая вынужденно подорожала ввиду сезонного роста цен на лом в самой Турции. В то же время местные производители (Emirates Steel, Qatar Steel) нашли возможность опустить цены на свою продукцию. Несколько понизились в регионе и котировки на украинскую и белорусскую арматуру, что позволило им привлечь к себе больше внимания шейхов. Правда, эксперты MEPS побаиваются, что продолжительное падение цен на нефть вынудит страны Персидского залива притормозить инфраструктурные проекты. Со своей стороны правительства и Саудовской Аравии, и Эмиратов заверяют, что сокращать инвестиции в строительство пока не собираются.

А вот российский рынок к началу зимы для длинномерного проката из Кривого Рога фактически был утерян. Пикирующий рубль привел к абсолютной нерентабельности такого экспорта. В ноябре заказчикам из РФ ушло только 17 тыс. тонн украинской арматуры, что в три раза меньше, чем было в октябре. В декабре тенденция прогрессировала. Одновременно она побуждала украинских производителей еще крепче держаться за надежный Ближний Восток.

НДС с бором

Прелесть ближневосточной ориентации еще и в том, что китайцы, возможно, в 2015 году будут реже сюда захаживать. Если металлургам из Поднебесной их правительство перестанет возмещать НДС, то китайская арматура на всех азиатских рынках подорожает порядка на 40-50 долл. на тонне. В разрезе ближневосточного региона с его удаленным транспортным плечом это означает абсолютную потерю конкурентоспособности. Но даже нынешняя неопределенность с налогом ставит производителей арматуры в Китае в довольно неудобное положение.

На протяжении декабря значительная часть из них покинула ближневосточный рынок до выяснения ситуации. Их мотивы: лучше придержать товар, чем, законтрактовав его сегодня, завтра понести убытки. Продолжают торговлю в Ливане и окрестностях лишь самые рисковые китайские игроки, готовые продавать товар даже по 400-410 долл./тонн. Как правило, это компании, срочно нуждающиеся в денежных средствах и поджимаемые кредиторами.

Китайское правительство еще в ноябре высказалось о целесообразности отмены частичного возврата НДС при экспорте из страны металлопродукции с добавлением бора. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы в металлургии КНР, хотя никаких дальнейших шагов по развитию данной мысли власти в Пекине не принимали. Но подобное решение на рынке считают вполне возможным. Ведь по большинству позиций стального экспорта из Китая НДС не возвращается уже давно. Под исключение попадают лишь некоторые виды продукции, в том числе из стали с микродобавками бора.

Китайские металлурги в последние годы активно злоупотребляют этим элементом как с целью оптимизации налогообложения у себя дома, так и с целью ухода от антидемпинговых санкций за рубежом. Сотые доли бора в прокате никоим образом не влияют на его технические свойства, но по документам продукт теперь можно оформлять как легированную сталь, на которую санкции не распространяются. Некоторые страны, защищающиеся от китайского экспорта, уже раскусили этот трюк, и распространяют действие ранее введенных пошлин и на сталь с примесью бора, как, например, сделали Мексика или Бразилия. Но и в Пекине понимают, что из-за бора бюджет страны теряет деньги. Хотя, похоже, еще не посчитали, что хуже – продолжать возвращать НДС или поставить подножку собственным экспортерам? В профильной ассоциации металлургов Китая считают, что такая неопределенность может затянуться на полгода. Этим временным лагом грех было бы не воспользоваться украинским сталепрокатчикам. Что они уже частично делают.

Как сообщил в ноябрьском интервью журналу Forbes недавно назначенный гендиректор АМКР Парамжит Калон, сейчас 75% продукции комбината идет на экспорт, в котором, в свою очередь, 75% приходится на Ближний Восток. Причем свои потери на российском направлении "Криворожсталь" опять же намерена компенсировать за счет увеличения присутствия на ближневосточных рынках. Осенью прошлого года АМКР заметно нарастил поставки продукции и на внутренний рынок, но слабый спрос не позволяет предприятию ставить его в ряд своих приоритетов, несмотря даже на то, что внутренние цены на ту же арматуру в декабре были выше, чем экспортные.

При этом именно арматура является в последнее время самым маржинальным продуктом для АМКР. По оценкам аналитика инвестиционной компании Concorde Capital Романа Тополюка, в октябре каждая тонна арматуры приносила комбинату порядка 40 долл. маржи. Сейчас, когда цены еще больше просели, этот показатель несколько снизился. Тем не менее он вполне достаточен для того, чтобы идти на определенные уступки клиентам, но расширяя зато ареалы сбыта.

Эксперты ГП "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозируют, что в 2015 году цены на арматуру в портах Черного моря упадут в среднем на 9% против среднегодового показателя 2014. Но и себестоимость квадратной заготовки, из которой производят арматуру, снизится примерно также. Таким образом, как образно заметил начальник аналитического департамента "Укрпромвнешэкспертизы" Павел Перконос, отечественные производители проката сохранят при себе некую подушку безопасности, которую они приобрели в 2014 году благодаря удешевлению сырья и ослаблению национальной валюты. Подушка поможет им маневрировать на самых резких ценовых виражах и, вероятно, сохранять рентабельность даже в условиях нисходящего ценового тренда.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!