Подробнее Запомнить город


Сергей Бубка и цены на бензин

26.05.09
размер текста:

Нынешний взрывной рост цен на нефтепродукты в Украине – замечательный пример того, с какой готовностью операторы рынка реагируют на повышение нефтяных котировок мировых бирж и как неохотно они идут на снижение цен, когда котировки катятся вниз. Удивительно, но правительство, которое устами премьер-министра Юлии Тимошенко обычно журит нефтяников за такие шалости, в этот раз подыгрывает трейдерам. Установив новую формулу расчета индикативных цен на нефтепродукты, которая теперь отталкивается исключительно от котировок европейского агентства Platt’s, Кабмин фактически легализовал нынешнее подорожание бензинов.

Ряд крупных операторов розничного рынка, такие как WOG, «КЛО» и другие настолько увлеклись переоценкой своего топлива, что даже вышли за рамки ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой при Кабмине. И это несмотря на вполне приличные запасы нефтепродуктов, закупленного по старым ценам, а также то, что новые партии импортных бензинов и дизтоплива, в большинстве случаев еще просто не успели дойти в Украину. Закрыли глаза операторы и на существенное удешевление доллара, уступившего гривне 5-7% своей стоимости благодаря усилиям Нацбанка.

Методика расчета рекомендованных цен на топливо, которая по идее должна препятствовать неоправданным скачкам цен на топливо, сейчас защищает отнюдь не автолюбителей. Эта формула сама по себе способствует ограничению конкуренции на рынке. Ведь это своеобразный сигнал, который дает игрокам рынка возможность одновременно повышать цены и при этом избегать обвинений в ценовом сговоре. В данном случае речь идет не только о синхронном, но и неоправданном повышении, в пользу чего говорит и начавшееся расследование Антимонопольного комитета.

«Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!», – сказал когда-то Оноре де Бальзак. Вероятно, этим принципом и руководствовались владельцы крупных сетей, повышая цены на топливо, которые не то чтобы пробили психологический барьер в 6 гривен, но шагнули намного дальше. А, возможно, бизнесменам вспомнился пример знаменитого спортсмена Сергея Бубки, который, пытаясь взять высоту в 6 метров, прыгнул на все 6,15.

И все же рынок нефтепродуктов не сродни спортивным достижениям и выигрывает здесь отнюдь не тот, кто поставит более высокую планку цены. Примером тому могут служить АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас» и другие, входящие в группу «Приват».

Сеть заправок Игоря Коломойского настолько разрослась, что впору поиграть монопольными мускулами. Причем делает это «Приват» красиво, работая не на повышение цен, а на их удержание, что быстро завоевывает лояльность клиентов, считающих деньги. Причем едва ли сети делают это себе в убыток. Покупая нефть, добываемую «Укрнафтой», на аукционе УМБВ намного дешевле мировых котировок, «приватовцы» получают возможность обеспечивать свои заправки топливом по приемлемым ценам. А ведь цены на украинскую нефть, наряду с возможностью обеспечения местных НПЗ сравнительно (по отношению к ценам в Европе) недорогой российской нефтью, как раз и составляют особенность украинского рынка, который куда менее эластичен к колебаниям цены на мировых торговых площадках, чем хотят думать трейдеры. И именно эти факторы в новой формуле предлагает не учитывать Министерство топлива и энергетики. Это вдвойне странно, учитывая, что половина потребляемых страной нефтепродуктов производится на местных НПЗ, сбытовая политика которых формулой отныне просто игнорируется.

Самое интересное, что, сделав неосторожный шаг в пропасть высоких цен на бензин, операторы рынка быстро переходят на бег. Компании бойко аргументируют рост цен наметившейся устойчивой тенденцией подорожания черного золота на мировых рынках. Но это не так – по крайне мере, в части устойчивости. Спрос на сырье в мире подпортил ожидания оптимистов, возлагавших надежды на скорое восстановление мировой экономики.

Прогнозы ВВП развитых стран продолжают ухудшаться, безработица расти, а фондовые индексы, на которые в последнее время ориентируются и торговцы нефтью, падать. Уже в ближайшие недели нефть, после краткосрочного спурта, может снова упасть вплоть до 40 долл./барр., – прогнозируют международные аналитические агентства.

Интересно, будет ли реакция на коррекцию цен на нефть столь же бодрой, как и на ее рост? Лишив формулу расчета цен на нефтепродукты «украинской специфики», правительство само урезало себе возможности апеллировать к цифрам.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:48 | 27.05.2009
Аноним
test

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!