Подробнее Запомнить город


Сергей Бубка и цены на бензин

26.05.09
размер текста:

Нынешний взрывной рост цен на нефтепродукты в Украине – замечательный пример того, с какой готовностью операторы рынка реагируют на повышение нефтяных котировок мировых бирж и как неохотно они идут на снижение цен, когда котировки катятся вниз. Удивительно, но правительство, которое устами премьер-министра Юлии Тимошенко обычно журит нефтяников за такие шалости, в этот раз подыгрывает трейдерам. Установив новую формулу расчета индикативных цен на нефтепродукты, которая теперь отталкивается исключительно от котировок европейского агентства Platt’s, Кабмин фактически легализовал нынешнее подорожание бензинов.

Ряд крупных операторов розничного рынка, такие как WOG, «КЛО» и другие настолько увлеклись переоценкой своего топлива, что даже вышли за рамки ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой при Кабмине. И это несмотря на вполне приличные запасы нефтепродуктов, закупленного по старым ценам, а также то, что новые партии импортных бензинов и дизтоплива, в большинстве случаев еще просто не успели дойти в Украину. Закрыли глаза операторы и на существенное удешевление доллара, уступившего гривне 5-7% своей стоимости благодаря усилиям Нацбанка.

Методика расчета рекомендованных цен на топливо, которая по идее должна препятствовать неоправданным скачкам цен на топливо, сейчас защищает отнюдь не автолюбителей. Эта формула сама по себе способствует ограничению конкуренции на рынке. Ведь это своеобразный сигнал, который дает игрокам рынка возможность одновременно повышать цены и при этом избегать обвинений в ценовом сговоре. В данном случае речь идет не только о синхронном, но и неоправданном повышении, в пользу чего говорит и начавшееся расследование Антимонопольного комитета.

«Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!», – сказал когда-то Оноре де Бальзак. Вероятно, этим принципом и руководствовались владельцы крупных сетей, повышая цены на топливо, которые не то чтобы пробили психологический барьер в 6 гривен, но шагнули намного дальше. А, возможно, бизнесменам вспомнился пример знаменитого спортсмена Сергея Бубки, который, пытаясь взять высоту в 6 метров, прыгнул на все 6,15.

И все же рынок нефтепродуктов не сродни спортивным достижениям и выигрывает здесь отнюдь не тот, кто поставит более высокую планку цены. Примером тому могут служить АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас» и другие, входящие в группу «Приват».

Сеть заправок Игоря Коломойского настолько разрослась, что впору поиграть монопольными мускулами. Причем делает это «Приват» красиво, работая не на повышение цен, а на их удержание, что быстро завоевывает лояльность клиентов, считающих деньги. Причем едва ли сети делают это себе в убыток. Покупая нефть, добываемую «Укрнафтой», на аукционе УМБВ намного дешевле мировых котировок, «приватовцы» получают возможность обеспечивать свои заправки топливом по приемлемым ценам. А ведь цены на украинскую нефть, наряду с возможностью обеспечения местных НПЗ сравнительно (по отношению к ценам в Европе) недорогой российской нефтью, как раз и составляют особенность украинского рынка, который куда менее эластичен к колебаниям цены на мировых торговых площадках, чем хотят думать трейдеры. И именно эти факторы в новой формуле предлагает не учитывать Министерство топлива и энергетики. Это вдвойне странно, учитывая, что половина потребляемых страной нефтепродуктов производится на местных НПЗ, сбытовая политика которых формулой отныне просто игнорируется.

Самое интересное, что, сделав неосторожный шаг в пропасть высоких цен на бензин, операторы рынка быстро переходят на бег. Компании бойко аргументируют рост цен наметившейся устойчивой тенденцией подорожания черного золота на мировых рынках. Но это не так – по крайне мере, в части устойчивости. Спрос на сырье в мире подпортил ожидания оптимистов, возлагавших надежды на скорое восстановление мировой экономики.

Прогнозы ВВП развитых стран продолжают ухудшаться, безработица расти, а фондовые индексы, на которые в последнее время ориентируются и торговцы нефтью, падать. Уже в ближайшие недели нефть, после краткосрочного спурта, может снова упасть вплоть до 40 долл./барр., – прогнозируют международные аналитические агентства.

Интересно, будет ли реакция на коррекцию цен на нефть столь же бодрой, как и на ее рост? Лишив формулу расчета цен на нефтепродукты «украинской специфики», правительство само урезало себе возможности апеллировать к цифрам.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:48 | 27.05.2009
Аноним
test

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!