Подробнее Запомнить город


Сергей Бубка и цены на бензин

26.05.09
размер текста:

Нынешний взрывной рост цен на нефтепродукты в Украине – замечательный пример того, с какой готовностью операторы рынка реагируют на повышение нефтяных котировок мировых бирж и как неохотно они идут на снижение цен, когда котировки катятся вниз. Удивительно, но правительство, которое устами премьер-министра Юлии Тимошенко обычно журит нефтяников за такие шалости, в этот раз подыгрывает трейдерам. Установив новую формулу расчета индикативных цен на нефтепродукты, которая теперь отталкивается исключительно от котировок европейского агентства Platt’s, Кабмин фактически легализовал нынешнее подорожание бензинов.

Ряд крупных операторов розничного рынка, такие как WOG, «КЛО» и другие настолько увлеклись переоценкой своего топлива, что даже вышли за рамки ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой при Кабмине. И это несмотря на вполне приличные запасы нефтепродуктов, закупленного по старым ценам, а также то, что новые партии импортных бензинов и дизтоплива, в большинстве случаев еще просто не успели дойти в Украину. Закрыли глаза операторы и на существенное удешевление доллара, уступившего гривне 5-7% своей стоимости благодаря усилиям Нацбанка.

Методика расчета рекомендованных цен на топливо, которая по идее должна препятствовать неоправданным скачкам цен на топливо, сейчас защищает отнюдь не автолюбителей. Эта формула сама по себе способствует ограничению конкуренции на рынке. Ведь это своеобразный сигнал, который дает игрокам рынка возможность одновременно повышать цены и при этом избегать обвинений в ценовом сговоре. В данном случае речь идет не только о синхронном, но и неоправданном повышении, в пользу чего говорит и начавшееся расследование Антимонопольного комитета.

«Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!», – сказал когда-то Оноре де Бальзак. Вероятно, этим принципом и руководствовались владельцы крупных сетей, повышая цены на топливо, которые не то чтобы пробили психологический барьер в 6 гривен, но шагнули намного дальше. А, возможно, бизнесменам вспомнился пример знаменитого спортсмена Сергея Бубки, который, пытаясь взять высоту в 6 метров, прыгнул на все 6,15.

И все же рынок нефтепродуктов не сродни спортивным достижениям и выигрывает здесь отнюдь не тот, кто поставит более высокую планку цены. Примером тому могут служить АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас» и другие, входящие в группу «Приват».

Сеть заправок Игоря Коломойского настолько разрослась, что впору поиграть монопольными мускулами. Причем делает это «Приват» красиво, работая не на повышение цен, а на их удержание, что быстро завоевывает лояльность клиентов, считающих деньги. Причем едва ли сети делают это себе в убыток. Покупая нефть, добываемую «Укрнафтой», на аукционе УМБВ намного дешевле мировых котировок, «приватовцы» получают возможность обеспечивать свои заправки топливом по приемлемым ценам. А ведь цены на украинскую нефть, наряду с возможностью обеспечения местных НПЗ сравнительно (по отношению к ценам в Европе) недорогой российской нефтью, как раз и составляют особенность украинского рынка, который куда менее эластичен к колебаниям цены на мировых торговых площадках, чем хотят думать трейдеры. И именно эти факторы в новой формуле предлагает не учитывать Министерство топлива и энергетики. Это вдвойне странно, учитывая, что половина потребляемых страной нефтепродуктов производится на местных НПЗ, сбытовая политика которых формулой отныне просто игнорируется.

Самое интересное, что, сделав неосторожный шаг в пропасть высоких цен на бензин, операторы рынка быстро переходят на бег. Компании бойко аргументируют рост цен наметившейся устойчивой тенденцией подорожания черного золота на мировых рынках. Но это не так – по крайне мере, в части устойчивости. Спрос на сырье в мире подпортил ожидания оптимистов, возлагавших надежды на скорое восстановление мировой экономики.

Прогнозы ВВП развитых стран продолжают ухудшаться, безработица расти, а фондовые индексы, на которые в последнее время ориентируются и торговцы нефтью, падать. Уже в ближайшие недели нефть, после краткосрочного спурта, может снова упасть вплоть до 40 долл./барр., – прогнозируют международные аналитические агентства.

Интересно, будет ли реакция на коррекцию цен на нефть столь же бодрой, как и на ее рост? Лишив формулу расчета цен на нефтепродукты «украинской специфики», правительство само урезало себе возможности апеллировать к цифрам.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!