Подробнее Запомнить город


Поезд в Астану

27.05.09
размер текста:

Несогласие в вопросах газовой политики между Президентом и премьер-министром достигло своего пика. Согласно последним газовым договоренностям между Россией и Украиной, премьер-министр Юлия Тимошенко намерена принять предложение России относительно оплаты транзита газа по территории Украины на 5 лет вперед. Виктор Ющенко считает, что это может привести к тому, что согласно международному праву, возникнут претензии к активам НАК «Нафтогаз» и их трансформация в собственность нерезидентов Украины.

Взаимопонимание между украинским и российским премьерами в последнее время просто поражает. Диалог налаживается, Россия всячески пытается помочь Украине в решении разного рода вопросов, а Украина безмерно благодарна ей за это. Последняя встреча в Астане, где проводились газовые переговоры между российским и украинским премьер-министрами, яркое тому подтверждение. В частности, эта встреча показала, что Россия готова пойти на неоправданные риски, преследуя интересы Украины. Об этом заявил российский премьер-министр Владимир Путин. Он, собственно, предложил оплатить транзит российского газа по территории Украины на 5 лет вперед. А все потому, что у Украины нет средств для закачки российского газа в украинские ПХГ.

В результате, если Россия заплатит авансом за транзит, то эти средства появятся, и Украина сможет закачать в свои газовые хранилища 19,5 млрд куб. м газа стоимостью свыше 4 млрд долл. И это должно предотвратить повторение январского газового инцидента, а также спасти страны Европейского Союза. Говоря о рисках России, Владимир Путин имел в виду предстоящие президентские выборы. Несмотря на то, что есть риск смены президента, это не снимает обязанности с будущего правительства по оплате государственных долгов. Поэтому высказывание Путина можно расценивать как шутку. Более того, есть мнение, что Кремль поставил в президентских выборах на Юлию Тимошенко, поэтому риски России – минимальны.

Если же Украина не примет предложение России по авансу на 5 лет, то на сегодняшний день у «Нафтогаза» просто не будет средств для дальнейшей финансовой деятельности. Об этом заявил Президент России Дмитрий Медведев во время саммита Россия – ЕС в Хабаровске. Он, в частности, выразил сомнения в возможностях Украины рассчитаться за газ, который необходимо закачать в подземные хранилища. Сразу возникает вопрос: куда делись средства, необходимые на закачку природного газа в украинские ПХГ?

В ответ на заявление российского президента первый вице-премьер Украины Александр Турчинов, который на сегодняшний день контролирует газовые вопросы наряду с Юлией Тимошенко, заявил, что финансовое состояние НАК «Нафтогаз Украины» является стабильным и никаких предпосылок для возникновения очередного газового кризиса в отношениях с Россией не существует. Хотя речь шла не о возникновении очередного газового кризиса, а о финансовом состоянии государственного холдинга, Турчинов направил вопрос в «правильное» русло. Кстати, «совершенной случайностью» можно считать и появившуюся финансовую отчетность «Нафтогаза», которую Турчинов привел в пример. По словам Турчинова, ярким примером финансовой стабильности компании является перевод последнего транша по кредиту на 200 млн долл. от британского Standard Bank. Однако А.Турчинов не объяснил, что подобное стало возможным, благодаря отсрочке по уплате налогов и авансовому платежу за транзит российского газа по территории Украины до конца 2009 года.

Более того, согласно этой отчетности, «Нафтогаз» за I квартал получил рекордный доход - 32,1 млрд грн., что в три раза больше, чем за аналогичный период 2008 года, а валовая прибыль НАК за отчетный период составила 3,2 млрд грн., в то время как за I квартал 2008 года компания получила валовой убыток в 900 млн грн.

По словам пресс-секретаря НАК «Нафтогаз» Валентина Землянского, подобный рост прибыли объясняется выходом компании на рынок промышленных потребителей, в то время как в прошлом году доходы с промышленников получало ЗАО «УкрГаз-Энерго». Поступления от продаж газа в I квартале объемом 14 млрд куб. м составили 15,6 млрд грн. Эта сумма была направлена на погашение задолженности в 11,9 млрд грн. за приобретенные 4,8 млрд куб. м газа. Остальной объем газа был взят из украинских ПХГ, так как 11 млрд куб. газа, ранее принадлежащие RosUkrEnergo, «Газпром» передал «Нафтогазу». В свою очередь, «Нафтогаз» расплатился за этот объем за счет предоплаты за транзит газа по территории Украины в 2009 году.

Поэтому, по словам А.Турчинова, финансовая нестабильность НАК «Нафтогаз» - клевета. В частности, по его словам, эти данные о катастрофическом финансовом положении НАК распространяет Центр энергетических исследований, который «контролируется представителями группы Фирташа-Бойко-Левочкина». Хотя сомнительно, что президент России будет руководствоваться в своих высказываниях непроверенными данными. «Уверяю вас, что никакие посягательства со стороны газовых мошенников, а также кликушество со стороны отдельных украинских высокопоставленных лиц не повлияют на политику правительства в газовом секторе Украины и стабильность НАК «Нафтогаз Украины», — подытожил А.Турчинов.

Однако, согласно подсчетам экспертов, если учесть отсрочку по уплате налогов, то прибыль компании не превысит и 100 млн грн. По словам аналитиков, реальное финансовое положение компании все равно проявится к концу года. Так, в I квартале «Нафтогаз» получил отсрочку по налоговым платежам на сумму 3,1 млрд грн., а в середине мая еще одну по уплате налогов при закачке природного газа в ПХГ - на сумму 6,7 млрд грн. Более того, согласно аудиту НАК, проведенному Счетной палатой, текущая задолженность компании по кредитам – более 35 млрд грн. Только в этом году потребность в средствах на погашение кредитов и процентов за их использование достигнет порядка 17,5 млрд грн., что составляет больше половины собственного капитала компании и может привести к невозможности выполнения ею своих долговых обязательств. В результате создается впечатление, что НАК «Нафтогаз Украины», вернее Турчинов и Тимошенко, пытаются создать видимость эффективного управления газовым холдингом для достижения определенных целей. А именно, для получения от «Газпрома» авансовых платежей за газ. А судя по уверенным заявлениям президента России, «Газпром» в курсе финансового положения украинской компании.

По словам экспертов, именно поэтому Владимир Путин предлагает премьер-министру Украины получить предоплату за транзит на 5 лет вперед. Во-первых, Россия может выиграть в ценовом плане, так как в случае предоплаты на 5 лет вперед транзит для России останется по стабильной цене – 1,7 долл./тыс. куб. м газа на 100 км. И это притом, что данный тариф и так является втрое меньшим, чем в странах Евросоюза. Кроме того, нестабильная финансовая ситуация в НАК «Нафтогаз» из-за неэффективного менеджмента в будущем может привести к тому, что «Нафтогаз» может нарастить существенный долг перед «Газпромом». То, что менеджмент неэффективный сомневаться не приходится, так как только при неэффективном управлении компания «хвалится» доходами, умалчивая об отсрочках налоговых платежей и миллиардных долговых обязательствах. Более того, это говорит о том, что часть денег компании используется не по назначению личностями, контролирующими ее.

Именно поэтому Виктор Ющенко, который не меньше посвящен в газовые вопросы, чем премьер-министр Тимошенко, заявил о том, что в результате оплаты авансом за услуги транзита российского газа может привести к тому, что, согласно международному праву, возникнут претензии к активам НАК «Нафтогаза» и их трансформации в собственность нерезидентов Украины. Другими словами, в случае возникновения долга перед «Газпромом» россияне в качестве компенсации проведут изъятие активов «Нафтогаза». А задолженность возникнет, так как прибыльность «Нафтогаза» - это миф. Но кто-то в этой ситуации очень стремится стать президентом, а чье-то мнение в скором времени не будет стоить и ломаного гроша. Поэтому и тянется время, поэтому и создается эффект успешности.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!