Подробнее Запомнить город


Мировой автопром: конкуренты делят американский пирог

26.05.09
размер текста:

Одним из самых ощутимых последствий нынешнего финансово-экономического кризиса станет кардинальная смена центров мировой автоиндустрии. США, которые доминировали в данной отрасли на протяжении столетия, сегодня теряют не только рынки сбыта, но и корпоративный контроль над своими предприятиями. Уже в этом году большую часть активов американских корпораций будет распродано, а сами они из гигантов мировой автомобильной промышленности превратятся в региональных игроков.

Финансово-экономический кризис крайне неравномерно ударил по мировому автопрому. Наиболее пострадавшими оказались американские корпорации, которые до последнего времени являлись лидерами по количеству производимых и продаваемых автомобилей. Двое из «большей тройки» автопроизводителей США - Chrysler и General Motors де-факто являются банкротами. В начале мая Chrysler признал этот факт и официально, подав в суд соответствующую заявку.

Изначально правительство США намерено было самостоятельно решить проблему, влив в компанию дополнительную ликвидность. Однако проблемы американского автопрома уже давно вышли за рамки финансовых и переросли в технологическую отсталость в сравнении с конкурентами. В связи с этим возникает риск, что дополнительное финансирование позволило бы только отсрочить крах компании, но не решило бы ее системные проблемы.

Очевидно, что выход из кризиса для Chrysler невозможен без переориентации ресурсов на производство более экономичных машин. Однако, как оказалось, американские компании не обладают необходимыми технологиями, поэтому для реализации программ технологического развития, необходимо привлекать иностранного инвестора, имеющего соответственный опыт.

Главным претендентом на эту роль на данный момент называется итальянская компания Fiat, которая готова предоставить собственные разработки. За передачу технологий производства более экономичных машин итальянцы получат 20% акций новой корпорации. В будущем эта доля может достигнуть 35%.

Осознавая, что американский автопром находится в глубоком кризисе, Fiat решил оттяпать себе как можно большую часть активов. Помимо предприятий Chrysler итальянцы замахнулись на европейские заводы General Motors. Некогда крупнейший мировой автопроизводитель сегодня распродает свои предприятия для того, чтобы расплатиться по своим долгам. Наиболее привлекательной частью американского гиганта в ЕС является подразделение Opel, на долю которого приходится около 80% от общего объема годовых продаж GM. Кроме того, к владениям американцев относятся шведский Saab, британский Vauxhall и несколько других более мелких предприятий.

Формально решение по европейскому подразделению General Motors еще не принято. Помимо итальянцев поучаствовать в торгах намерена и российская группа ГАЗ в консорциуме со Сбербанком РФ и канадским производителем комплектующих Magna. Шансы россиян на победу невелики, поскольку собственник группы ГАЗ Олег Дерипаска сейчас и без того с трудом рассчитывается по долгам в других сферах своего бизнеса. Ко всему прочему, европейские регуляторы очень насторожено относятся к проникновению на свою территорию российского капитала, что является одним из определяющих факторов результативности сделки. Очевидно, что ЕС более заинтересован в объединении местного автопрома под руководством европейской компании.

Таким образом, Fiat имеет наиболее высокие шансы выступить таким объединяющим звеном, хотя для создания видимости конкуренции, некоторое время будет держаться определенная интрига. В случае успешной реализации проекта, итальянская компания может стать вторым после Toyota автопроизводителем в мире, и крупнейшим в ЕС, обойдя по объемам Renault/Nissan, и Volkswagen.

Что же касается General Motors, то компания объявила о радикальном плане реструктуризации своего бизнеса. Кроме своих европейских активов, она в ближайшем будущем также намерена продать свой контрольный пакет в третьем по величине автопроизводителе Южной Кореи «GM Daewoo», где американцам принадлежит 51%.

В конечном итоге, распродав большую часть своих активов, американская компания планирует развивать бизнес на территории США, сконцентрировавшись на четырех основных брендах: Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. От бренда Pontiac она собирается избавиться уже к концу 2010 года, а по Saturn и Hummer будет найдено решение не позже конца 2009 года. К слову, к концу 2010 года в США число дилеров компании сократится более чем на 2 600, или 42%. Компания также сократит 21 тыс. своих сотрудников, до 40 тыс., а количество заводов GM к концу 2010 года в США уменьшится с 47 до 34.

Из бывшей «большей тройки» американских автогигантов единственной уцелевшей компанией пока что остается Ford. Она изначально проводила более гибкую политику, что позволило ей встретить кризис более подготовленной, нежели остальные американские автопроизводители. Ford заранее избавился от ресурсоемких подразделений, производящих большие, дорогие и неэкономичные авто. В 2007 г. на фоне автомобильного бума, он продал Jaguar и Land Rover, не только избавив себя от убытков, но и выручив хорошие деньги.

Еще одним продуманным шагом стало активное развитие в 2004-2008 гг. производства малолитражных и энергоэффективных моделей, популярность которых возрастает по мере удорожания топлива и сокращения доходов населения. Однако, даже этой компании, чтобы выровнять финансовое положение придется продать часть своих предприятий. Наиболее вероятным претендентом, очевидно, будет Volvo, чрезмерно обремененная долгами и проигрывающая борьбу конкурентам. Кроме того, для оптимизации деятельности Ford намерен максимально сократить свои расходы на разработку новых моделей и унифицировать модельный ряд. Очевидно, это поможет решить тактические задачи компании, однако такая политика является залогом того, что рано или поздно она может оказаться в ситуации, в которой сейчас оказались ее американские конкуренты.

Таким образом, одним из последствий финансово-экономического кризиса станет крах американского автопрома, остававшегося до этого символом экономического могущества США, а бывший крупнейший мировой автопроизводитель General Motors не попадет даже в первую тройку компаний. При этом большая часть активов бывших автогигантов перейдет под контроль европейских инвесторов, которые имеют шанс стать новым центром мирового автомобилестроения, который будет противостоять экспансии низкокачественных, но дешевых китайских автомобилей.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:44 | 27.05.2009
test
test

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!