Подробнее Запомнить город


Мировой автопром: конкуренты делят американский пирог

26.05.09
размер текста:

Одним из самых ощутимых последствий нынешнего финансово-экономического кризиса станет кардинальная смена центров мировой автоиндустрии. США, которые доминировали в данной отрасли на протяжении столетия, сегодня теряют не только рынки сбыта, но и корпоративный контроль над своими предприятиями. Уже в этом году большую часть активов американских корпораций будет распродано, а сами они из гигантов мировой автомобильной промышленности превратятся в региональных игроков.

Финансово-экономический кризис крайне неравномерно ударил по мировому автопрому. Наиболее пострадавшими оказались американские корпорации, которые до последнего времени являлись лидерами по количеству производимых и продаваемых автомобилей. Двое из «большей тройки» автопроизводителей США - Chrysler и General Motors де-факто являются банкротами. В начале мая Chrysler признал этот факт и официально, подав в суд соответствующую заявку.

Изначально правительство США намерено было самостоятельно решить проблему, влив в компанию дополнительную ликвидность. Однако проблемы американского автопрома уже давно вышли за рамки финансовых и переросли в технологическую отсталость в сравнении с конкурентами. В связи с этим возникает риск, что дополнительное финансирование позволило бы только отсрочить крах компании, но не решило бы ее системные проблемы.

Очевидно, что выход из кризиса для Chrysler невозможен без переориентации ресурсов на производство более экономичных машин. Однако, как оказалось, американские компании не обладают необходимыми технологиями, поэтому для реализации программ технологического развития, необходимо привлекать иностранного инвестора, имеющего соответственный опыт.

Главным претендентом на эту роль на данный момент называется итальянская компания Fiat, которая готова предоставить собственные разработки. За передачу технологий производства более экономичных машин итальянцы получат 20% акций новой корпорации. В будущем эта доля может достигнуть 35%.

Осознавая, что американский автопром находится в глубоком кризисе, Fiat решил оттяпать себе как можно большую часть активов. Помимо предприятий Chrysler итальянцы замахнулись на европейские заводы General Motors. Некогда крупнейший мировой автопроизводитель сегодня распродает свои предприятия для того, чтобы расплатиться по своим долгам. Наиболее привлекательной частью американского гиганта в ЕС является подразделение Opel, на долю которого приходится около 80% от общего объема годовых продаж GM. Кроме того, к владениям американцев относятся шведский Saab, британский Vauxhall и несколько других более мелких предприятий.

Формально решение по европейскому подразделению General Motors еще не принято. Помимо итальянцев поучаствовать в торгах намерена и российская группа ГАЗ в консорциуме со Сбербанком РФ и канадским производителем комплектующих Magna. Шансы россиян на победу невелики, поскольку собственник группы ГАЗ Олег Дерипаска сейчас и без того с трудом рассчитывается по долгам в других сферах своего бизнеса. Ко всему прочему, европейские регуляторы очень насторожено относятся к проникновению на свою территорию российского капитала, что является одним из определяющих факторов результативности сделки. Очевидно, что ЕС более заинтересован в объединении местного автопрома под руководством европейской компании.

Таким образом, Fiat имеет наиболее высокие шансы выступить таким объединяющим звеном, хотя для создания видимости конкуренции, некоторое время будет держаться определенная интрига. В случае успешной реализации проекта, итальянская компания может стать вторым после Toyota автопроизводителем в мире, и крупнейшим в ЕС, обойдя по объемам Renault/Nissan, и Volkswagen.

Что же касается General Motors, то компания объявила о радикальном плане реструктуризации своего бизнеса. Кроме своих европейских активов, она в ближайшем будущем также намерена продать свой контрольный пакет в третьем по величине автопроизводителе Южной Кореи «GM Daewoo», где американцам принадлежит 51%.

В конечном итоге, распродав большую часть своих активов, американская компания планирует развивать бизнес на территории США, сконцентрировавшись на четырех основных брендах: Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. От бренда Pontiac она собирается избавиться уже к концу 2010 года, а по Saturn и Hummer будет найдено решение не позже конца 2009 года. К слову, к концу 2010 года в США число дилеров компании сократится более чем на 2 600, или 42%. Компания также сократит 21 тыс. своих сотрудников, до 40 тыс., а количество заводов GM к концу 2010 года в США уменьшится с 47 до 34.

Из бывшей «большей тройки» американских автогигантов единственной уцелевшей компанией пока что остается Ford. Она изначально проводила более гибкую политику, что позволило ей встретить кризис более подготовленной, нежели остальные американские автопроизводители. Ford заранее избавился от ресурсоемких подразделений, производящих большие, дорогие и неэкономичные авто. В 2007 г. на фоне автомобильного бума, он продал Jaguar и Land Rover, не только избавив себя от убытков, но и выручив хорошие деньги.

Еще одним продуманным шагом стало активное развитие в 2004-2008 гг. производства малолитражных и энергоэффективных моделей, популярность которых возрастает по мере удорожания топлива и сокращения доходов населения. Однако, даже этой компании, чтобы выровнять финансовое положение придется продать часть своих предприятий. Наиболее вероятным претендентом, очевидно, будет Volvo, чрезмерно обремененная долгами и проигрывающая борьбу конкурентам. Кроме того, для оптимизации деятельности Ford намерен максимально сократить свои расходы на разработку новых моделей и унифицировать модельный ряд. Очевидно, это поможет решить тактические задачи компании, однако такая политика является залогом того, что рано или поздно она может оказаться в ситуации, в которой сейчас оказались ее американские конкуренты.

Таким образом, одним из последствий финансово-экономического кризиса станет крах американского автопрома, остававшегося до этого символом экономического могущества США, а бывший крупнейший мировой автопроизводитель General Motors не попадет даже в первую тройку компаний. При этом большая часть активов бывших автогигантов перейдет под контроль европейских инвесторов, которые имеют шанс стать новым центром мирового автомобилестроения, который будет противостоять экспансии низкокачественных, но дешевых китайских автомобилей.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:44 | 27.05.2009
test
test

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!