Подробнее Запомнить город


Нацбанк ужесточил рефинансирование

22.05.09
размер текста:

В конце мая вступит в силу новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков, в которой Национальный банк существенно откорректировал правила и механизмы рефинансирования украинских банков. Данный документ сокращает максимальный срок рефинансирования с одного года до одного квартала, что лишает украинские банки возможности покрывать свои проблемы за счет заемных эмиссионных денег. Следствием этого станет ускорение «очищения» банковской системы Украины, которая будет сопровождаться банкротством наиболее слабых участников.

В конце апреля Национальный банк Украины утвердил Постановление №259, которым ввел в действие новую редакцию Положения о регулировании ликвидности банков. Новое положение вступит в силу уже в конце мая и существенно усложнит доступ коммерческих банков к рефинансированию, с помощью которого многим банкам в 2008 году удалось не только отодвинуть на определенное время свои проблемы с ликвидностью, но и хорошо заработать на валютных спекуляциях.

Наиболее важным новшеством стало сокращение максимально возможного срока рефинансирования банков с 365 до 90 дней. Большинство экспертов сходятся на том, что это есть не ужесточение, а нормализация практики рефинансирования. Данный инструмент носит краткосрочный характер и предназначен для выравнивания финансового состояния банков в моменты разрывов между доходами и расходами. В случае же если, банк начинает испытывать хронические дисбалансы между активами и пассивами, то стабилизировать ситуацию можно будет только путем докапитализации. В противном случае есть риск того, что акционеры конвертируют рефинансирование в ликвидные денежные агрегаты и выведут его к себе в оффшоры, оставив пустой банк временной администрации.

Последствия бесконтрольной раздачи НБУ эмиссионных денег Украина хорошо увидела по ситуации на валютном рынке, который внес свою лепту в обвал экономики. После таких событий большинство экспертов пришли к выводу, что поскольку Нацбанк не способен эффективно управлять такими инструментами, то необходимо законодательно ужесточить сферу и параметры их применения. На этом настаивал и МВФ во время переговоров относительно второго и третьего траншей Стабилизационного кредита. К слову, очевидно именно Фонд сыграл определяющую роль в том, что НБУ утвердил новое Положение о регулировании ликвидности банков.

Стоит также отметить, что в Меморандуме об экономической и финансовой политике украинские власти взяли обязательство воздержаться от селективного рефинансирования банков в зависимости от отрасли кредитования или объектов кредитования, что существенно сужает возможности для маневров правительства. До последнего времени Кабмин мог себе позволить выделить 1 млрд грн. на рефинансирование для банков, кредитующих агросектор, или 300 млн грн. для привлечения кредита Киевской городской государственной администрацией.

В Постановлении НБУ №259 предусмотрено, что рефинансирование сроком до 90 дней будет осуществляться только путем проведения количественного или процентного тендера. График проведения тендеров должен быть оглашен НБУ. Тендеры будут проводиться каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Стоит отметить, что Национальный банк в зависимости от состояния ликвидности банков может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься: государственные облигации Украины (внутренние и внешние), государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка, депозитные сертификаты, ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения, иностранная валюта, ипотечные облигации, облигации местных займов, облигации предприятий, векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины.
В рамках уменьшения сроков рефинансирования банков, регулятор также сократил максимальный срок проведения операций репо с 60 до 30 календарных дней.

Таким образом, НБУ, очевидно, страхуется от утраты ликвидности залога, хотя и добавляет себе лишней работы. Еще одним новшеством новой редакции Положения о регулировании ликвидности банков стало сокращение количества инструментов рефинансирования. НБУ исключил из их списка операций своп-операции с иностранной валютой, что лишает украинские банки еще одного канала привлечения дешевых ресурсов.

Стоит отметить, что нормативное ужесточение рефинансирования является не единственным методом ужесточением доступа к рефинансированию. Напомним, что в черновике Меморандума украинского правительства и МВФ было указано четкое намерение держать ставку рефинансирования выше 18%, а в случае необходимости поднять ее и до 20%. В апреле НБУ выполнил это требование, установив ставки по кредитам овернайт на уровне 18% годовых для обеспеченных гособлигациями и 20% годовых для бланковых (без обеспечения).

МВФ четко требует от Украины, чтобы она держала ставку рефинансирования на позитивном уровне, то есть выше показателя инфляции. Правда, благодаря замедлению цен в апреле, ее показатель уже оказался ниже 20%, хотя инфляция считается в годовом измерении, поэтому есть предпосылки для снижения стоимости финансовых ресурсов.

Таким образом, НБУ существенно усложнил жизнь для отечественных банков, которые до последнего времени могли черпать длинные и относительно дешевые деньги из рефинансирования НБУ. Такая политика создает более жесткие условия, особенно для тех учреждений, которые не успели попасть в число отобранных правительством и НБУ для рекапитализации. Очевидно, власти взяли курс на избирательную поддержку сильных игроков рынка, дав возможность остальным самостоятельно выкарабкиваться из кризиса. С одной стороны, в этом есть некая доля рациональности, поскольку украинская банковская система явно засорена слабыми, карманными и коррупционными банками, которые опустошаются при первых же проблемах. С другой стороны, чрезмерно большое количество банкротств (даже из числа только проблемных банков) начнет снова подрывать доверие к банковской системе, положение которой немного стабилизировалось только в апреле. Впервые за последние шесть месяцев объем депозитов начал расти (+0,2% к марту).

Однако финансовое положение украинских банков по-прежнему остается тяжелым. По результатам первого квартала, национальная банковская система показала убытки в размере 7,02 млрд грн. Главная причина столь негативных результатов — рост невозвратов по кредитам, что не только уменьшает доходы банков, но и обязывает их отвлекать ресурсы на увеличение резервов под проблемную задолженность. Согласно официальной статистике, ее объем увеличился с 2,27% в январе до 3,68% в марте.

Очевидно, что ухудшение условий рефинансирования окажет дополнительное давление на банковскую систему. Фактически НБУ поставил вопрос ребром: либо банки сами решают структурные дисбалансы, либо они должны прекратить свое существование. Последний вариант будет сопровождаться банкротством слабых участников, но, в то же время, оставшиеся на рынке банки смогут предоставить своим клиентам более надежные гарантии сбережения и приумножения привлеченных денег.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!