Подробнее Запомнить город


Нацбанк ужесточил рефинансирование

22.05.09
размер текста:

В конце мая вступит в силу новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков, в которой Национальный банк существенно откорректировал правила и механизмы рефинансирования украинских банков. Данный документ сокращает максимальный срок рефинансирования с одного года до одного квартала, что лишает украинские банки возможности покрывать свои проблемы за счет заемных эмиссионных денег. Следствием этого станет ускорение «очищения» банковской системы Украины, которая будет сопровождаться банкротством наиболее слабых участников.

В конце апреля Национальный банк Украины утвердил Постановление №259, которым ввел в действие новую редакцию Положения о регулировании ликвидности банков. Новое положение вступит в силу уже в конце мая и существенно усложнит доступ коммерческих банков к рефинансированию, с помощью которого многим банкам в 2008 году удалось не только отодвинуть на определенное время свои проблемы с ликвидностью, но и хорошо заработать на валютных спекуляциях.

Наиболее важным новшеством стало сокращение максимально возможного срока рефинансирования банков с 365 до 90 дней. Большинство экспертов сходятся на том, что это есть не ужесточение, а нормализация практики рефинансирования. Данный инструмент носит краткосрочный характер и предназначен для выравнивания финансового состояния банков в моменты разрывов между доходами и расходами. В случае же если, банк начинает испытывать хронические дисбалансы между активами и пассивами, то стабилизировать ситуацию можно будет только путем докапитализации. В противном случае есть риск того, что акционеры конвертируют рефинансирование в ликвидные денежные агрегаты и выведут его к себе в оффшоры, оставив пустой банк временной администрации.

Последствия бесконтрольной раздачи НБУ эмиссионных денег Украина хорошо увидела по ситуации на валютном рынке, который внес свою лепту в обвал экономики. После таких событий большинство экспертов пришли к выводу, что поскольку Нацбанк не способен эффективно управлять такими инструментами, то необходимо законодательно ужесточить сферу и параметры их применения. На этом настаивал и МВФ во время переговоров относительно второго и третьего траншей Стабилизационного кредита. К слову, очевидно именно Фонд сыграл определяющую роль в том, что НБУ утвердил новое Положение о регулировании ликвидности банков.

Стоит также отметить, что в Меморандуме об экономической и финансовой политике украинские власти взяли обязательство воздержаться от селективного рефинансирования банков в зависимости от отрасли кредитования или объектов кредитования, что существенно сужает возможности для маневров правительства. До последнего времени Кабмин мог себе позволить выделить 1 млрд грн. на рефинансирование для банков, кредитующих агросектор, или 300 млн грн. для привлечения кредита Киевской городской государственной администрацией.

В Постановлении НБУ №259 предусмотрено, что рефинансирование сроком до 90 дней будет осуществляться только путем проведения количественного или процентного тендера. График проведения тендеров должен быть оглашен НБУ. Тендеры будут проводиться каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Стоит отметить, что Национальный банк в зависимости от состояния ликвидности банков может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься: государственные облигации Украины (внутренние и внешние), государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка, депозитные сертификаты, ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения, иностранная валюта, ипотечные облигации, облигации местных займов, облигации предприятий, векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины.
В рамках уменьшения сроков рефинансирования банков, регулятор также сократил максимальный срок проведения операций репо с 60 до 30 календарных дней.

Таким образом, НБУ, очевидно, страхуется от утраты ликвидности залога, хотя и добавляет себе лишней работы. Еще одним новшеством новой редакции Положения о регулировании ликвидности банков стало сокращение количества инструментов рефинансирования. НБУ исключил из их списка операций своп-операции с иностранной валютой, что лишает украинские банки еще одного канала привлечения дешевых ресурсов.

Стоит отметить, что нормативное ужесточение рефинансирования является не единственным методом ужесточением доступа к рефинансированию. Напомним, что в черновике Меморандума украинского правительства и МВФ было указано четкое намерение держать ставку рефинансирования выше 18%, а в случае необходимости поднять ее и до 20%. В апреле НБУ выполнил это требование, установив ставки по кредитам овернайт на уровне 18% годовых для обеспеченных гособлигациями и 20% годовых для бланковых (без обеспечения).

МВФ четко требует от Украины, чтобы она держала ставку рефинансирования на позитивном уровне, то есть выше показателя инфляции. Правда, благодаря замедлению цен в апреле, ее показатель уже оказался ниже 20%, хотя инфляция считается в годовом измерении, поэтому есть предпосылки для снижения стоимости финансовых ресурсов.

Таким образом, НБУ существенно усложнил жизнь для отечественных банков, которые до последнего времени могли черпать длинные и относительно дешевые деньги из рефинансирования НБУ. Такая политика создает более жесткие условия, особенно для тех учреждений, которые не успели попасть в число отобранных правительством и НБУ для рекапитализации. Очевидно, власти взяли курс на избирательную поддержку сильных игроков рынка, дав возможность остальным самостоятельно выкарабкиваться из кризиса. С одной стороны, в этом есть некая доля рациональности, поскольку украинская банковская система явно засорена слабыми, карманными и коррупционными банками, которые опустошаются при первых же проблемах. С другой стороны, чрезмерно большое количество банкротств (даже из числа только проблемных банков) начнет снова подрывать доверие к банковской системе, положение которой немного стабилизировалось только в апреле. Впервые за последние шесть месяцев объем депозитов начал расти (+0,2% к марту).

Однако финансовое положение украинских банков по-прежнему остается тяжелым. По результатам первого квартала, национальная банковская система показала убытки в размере 7,02 млрд грн. Главная причина столь негативных результатов — рост невозвратов по кредитам, что не только уменьшает доходы банков, но и обязывает их отвлекать ресурсы на увеличение резервов под проблемную задолженность. Согласно официальной статистике, ее объем увеличился с 2,27% в январе до 3,68% в марте.

Очевидно, что ухудшение условий рефинансирования окажет дополнительное давление на банковскую систему. Фактически НБУ поставил вопрос ребром: либо банки сами решают структурные дисбалансы, либо они должны прекратить свое существование. Последний вариант будет сопровождаться банкротством слабых участников, но, в то же время, оставшиеся на рынке банки смогут предоставить своим клиентам более надежные гарантии сбережения и приумножения привлеченных денег.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!