Подробнее Запомнить город


Нацбанк ужесточил рефинансирование

22.05.09
размер текста:

В конце мая вступит в силу новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков, в которой Национальный банк существенно откорректировал правила и механизмы рефинансирования украинских банков. Данный документ сокращает максимальный срок рефинансирования с одного года до одного квартала, что лишает украинские банки возможности покрывать свои проблемы за счет заемных эмиссионных денег. Следствием этого станет ускорение «очищения» банковской системы Украины, которая будет сопровождаться банкротством наиболее слабых участников.

В конце апреля Национальный банк Украины утвердил Постановление №259, которым ввел в действие новую редакцию Положения о регулировании ликвидности банков. Новое положение вступит в силу уже в конце мая и существенно усложнит доступ коммерческих банков к рефинансированию, с помощью которого многим банкам в 2008 году удалось не только отодвинуть на определенное время свои проблемы с ликвидностью, но и хорошо заработать на валютных спекуляциях.

Наиболее важным новшеством стало сокращение максимально возможного срока рефинансирования банков с 365 до 90 дней. Большинство экспертов сходятся на том, что это есть не ужесточение, а нормализация практики рефинансирования. Данный инструмент носит краткосрочный характер и предназначен для выравнивания финансового состояния банков в моменты разрывов между доходами и расходами. В случае же если, банк начинает испытывать хронические дисбалансы между активами и пассивами, то стабилизировать ситуацию можно будет только путем докапитализации. В противном случае есть риск того, что акционеры конвертируют рефинансирование в ликвидные денежные агрегаты и выведут его к себе в оффшоры, оставив пустой банк временной администрации.

Последствия бесконтрольной раздачи НБУ эмиссионных денег Украина хорошо увидела по ситуации на валютном рынке, который внес свою лепту в обвал экономики. После таких событий большинство экспертов пришли к выводу, что поскольку Нацбанк не способен эффективно управлять такими инструментами, то необходимо законодательно ужесточить сферу и параметры их применения. На этом настаивал и МВФ во время переговоров относительно второго и третьего траншей Стабилизационного кредита. К слову, очевидно именно Фонд сыграл определяющую роль в том, что НБУ утвердил новое Положение о регулировании ликвидности банков.

Стоит также отметить, что в Меморандуме об экономической и финансовой политике украинские власти взяли обязательство воздержаться от селективного рефинансирования банков в зависимости от отрасли кредитования или объектов кредитования, что существенно сужает возможности для маневров правительства. До последнего времени Кабмин мог себе позволить выделить 1 млрд грн. на рефинансирование для банков, кредитующих агросектор, или 300 млн грн. для привлечения кредита Киевской городской государственной администрацией.

В Постановлении НБУ №259 предусмотрено, что рефинансирование сроком до 90 дней будет осуществляться только путем проведения количественного или процентного тендера. График проведения тендеров должен быть оглашен НБУ. Тендеры будут проводиться каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Стоит отметить, что Национальный банк в зависимости от состояния ликвидности банков может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься: государственные облигации Украины (внутренние и внешние), государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка, депозитные сертификаты, ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения, иностранная валюта, ипотечные облигации, облигации местных займов, облигации предприятий, векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины.
В рамках уменьшения сроков рефинансирования банков, регулятор также сократил максимальный срок проведения операций репо с 60 до 30 календарных дней.

Таким образом, НБУ, очевидно, страхуется от утраты ликвидности залога, хотя и добавляет себе лишней работы. Еще одним новшеством новой редакции Положения о регулировании ликвидности банков стало сокращение количества инструментов рефинансирования. НБУ исключил из их списка операций своп-операции с иностранной валютой, что лишает украинские банки еще одного канала привлечения дешевых ресурсов.

Стоит отметить, что нормативное ужесточение рефинансирования является не единственным методом ужесточением доступа к рефинансированию. Напомним, что в черновике Меморандума украинского правительства и МВФ было указано четкое намерение держать ставку рефинансирования выше 18%, а в случае необходимости поднять ее и до 20%. В апреле НБУ выполнил это требование, установив ставки по кредитам овернайт на уровне 18% годовых для обеспеченных гособлигациями и 20% годовых для бланковых (без обеспечения).

МВФ четко требует от Украины, чтобы она держала ставку рефинансирования на позитивном уровне, то есть выше показателя инфляции. Правда, благодаря замедлению цен в апреле, ее показатель уже оказался ниже 20%, хотя инфляция считается в годовом измерении, поэтому есть предпосылки для снижения стоимости финансовых ресурсов.

Таким образом, НБУ существенно усложнил жизнь для отечественных банков, которые до последнего времени могли черпать длинные и относительно дешевые деньги из рефинансирования НБУ. Такая политика создает более жесткие условия, особенно для тех учреждений, которые не успели попасть в число отобранных правительством и НБУ для рекапитализации. Очевидно, власти взяли курс на избирательную поддержку сильных игроков рынка, дав возможность остальным самостоятельно выкарабкиваться из кризиса. С одной стороны, в этом есть некая доля рациональности, поскольку украинская банковская система явно засорена слабыми, карманными и коррупционными банками, которые опустошаются при первых же проблемах. С другой стороны, чрезмерно большое количество банкротств (даже из числа только проблемных банков) начнет снова подрывать доверие к банковской системе, положение которой немного стабилизировалось только в апреле. Впервые за последние шесть месяцев объем депозитов начал расти (+0,2% к марту).

Однако финансовое положение украинских банков по-прежнему остается тяжелым. По результатам первого квартала, национальная банковская система показала убытки в размере 7,02 млрд грн. Главная причина столь негативных результатов — рост невозвратов по кредитам, что не только уменьшает доходы банков, но и обязывает их отвлекать ресурсы на увеличение резервов под проблемную задолженность. Согласно официальной статистике, ее объем увеличился с 2,27% в январе до 3,68% в марте.

Очевидно, что ухудшение условий рефинансирования окажет дополнительное давление на банковскую систему. Фактически НБУ поставил вопрос ребром: либо банки сами решают структурные дисбалансы, либо они должны прекратить свое существование. Последний вариант будет сопровождаться банкротством слабых участников, но, в то же время, оставшиеся на рынке банки смогут предоставить своим клиентам более надежные гарантии сбережения и приумножения привлеченных денег.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!