Подробнее Запомнить город


Коксовый угол

21.05.09
размер текста:

На одном из ближайших заседаний Кабинет Министров намерен принять постановление о введении квот на импорт коксующихся углей. Оно должно послужить очередным свидетельством правительственной заботы о шахтерах вслед за апрельским решением о повышении отпускных цен на украинский уголь для коксохимов. Но со стороны такая политика очень напоминает Тришкин кафтан, знаменитый обладатель которого, чтобы закрыть дыру на спине, срывал заплаты с локтей и наоборот. Ведь деньги, которые благодаря правительственным мерам заработают угольщики, будут вынуты из карманов металлургов и коксохимиков.

Когда в апреле Кабмин постановил увеличить средневзвешенную цену коксующегося угля отечественной добычи в 2,5 раза - с 383 до 849,2 грн./тонн (без учета НДС и расходов на транспортировку), коксохимики лишь недоуменно повели плечами. Зачем устраивать такой заплыв против течения? Спущенная сверху цена оказалась выше, чем у большинства мировых производителей коксующихся углей, которые к тому же наоборот охотно идут сейчас на ценовые уступки своим клиентам.

Например, японская Nippon Steel заключила в апреле контракт о покупке такого сырья у австралийской BHP Billiton по 128-129 долл./тонн, но речь идет о поставках углей самого высокого качества. Корейская Posco подписала договор о приобретении коксующихся углей по 90-95 долл./тонн. Да и российские добывающие компании снизили отпускные цены на свой коксующийся уголь почти до уровня себестоимости. Сейчас его цена на украинской границе составляет порядка 69 долл./тонн, а с учетом доставки к месту потребления вырастет на больше, чем до 80 долл./тонн. А ведь именно из России в прошлом году поступало в Украину более 70% от общего объема импорта этого продукта.

При такой внешней конъюнктуре правительство Тимошенко может заставить частные коксохимзаводы закупать сырье у госкомпании "Уголь Украины" по новой цене лишь одним способом - закрыть границы перед ее зарубежными конкурентами. Пока доступ для импорта свободен, новые отпускные цены стали для отечественных горняков чем-то сродни медвежьей услуге. Если обещанные квоты не будут введены оперативно, то "Уголь Украины" столкнется с гораздо большими проблемами сбыта, чем до повышения цен.

Эта компания сегодня выдает на-гора примерно 70% коксующихся углей от всего объема добычи в Украине. Причем, в первые месяцы 2009 года их реализация на общем унылом фоне выглядела очень даже неплохо. Так, в I квартале нынешнего года поступления отечественного коксующегося угля на предприятия Украины уменьшились всего лишь на 11% по сравнению с показателями благополучного I квартала 2008 года. Для сравнения: закупка импортных коксующихся углей за этот же период сократилась более чем наполовину. А низкая цена была главным фактором, побуждающим коксохимиков отдавать предпочтение украинскому углю.

Тем не менее, в апреле Юлия Тимошенко обвинила металлургов в том, что они предпочитают покупать зарубежный коксующийся уголь по цене свыше 100 долл./тонн и игнорируют аналогичное отечественное сырье, хотя оно гораздо дешевле. С ее слов выходит, что апрельское повышение отпускных цен на данный продукт стало своего рода наказанием украинским метхолдингам за недостаточный патриотизм. Имея на руках статистические выкладки, слышать эти упреки несколько странно. Ладно, спишем на то, что премьер-министр просто недостаточно хорошо разбирается в коксовых нюансах, но вторящий ей министр угольной промышленности Виталий Полтавец по должности обязан знать, что отечественные коксующиеся угли потому так и дешевы, что в чистом виде непригодны для производства хорошего кокса и могут служить приемлемым сырьем для отечественных коксохимов лишь в смеси с импортными ингредиентами.

По данным Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института, за последние 20-30 лет качество донбасского сырья для коксохимической промышленности радикально ухудшилось, в первую очередь, из-за сокращения добычи так называемых спекающихся углей – марок "Ж" и "К". Так, если в 80-х годах прошлого столетия их содержание в шихте достигало 70-75%, то в 2007-2008 годах опустилось ниже 50%. Причина такой неприятной пропорции одна: действующий шахтный фонд страны стареет угрожающими темпами, а его обновление практически прекращено из-за отсутствия источников финансирования. За последние 20 лет введена в эксплуатацию единственная шахта, добывающая коксующийся уголь марки "К", - "Суходольская Восточная" компании "Краснодонуголь". Зато обратный процесс прогрессирует вовсю. Если в 1991 году в стране специализировалась на добыче коксующихся углей 91 шахта, то в настоящее время их количество сократилось до 58 единиц. Поэтому намеки, что кто-то не хочет покупать коксующийся уголь у национального производителя исключительно из вредности, скорее напоминают попытки переложить проблему с больной головы на здоровую. На самом деле импорт сырья - это не прихоть украинских коксохимиков, а технологическая необходимость. В украинском угле слишком высоко содержание серы, да и зольность зашкаливает, что фатально отражается на качестве производимого из него кокса, а позже и чугуна, вот и приходится обогащать его за счет более чистого привозного товара.

Следует отметить, что доля импортных коксующихся углей в I квартале 2009 года уже и так сократилась в общем объеме потребления украинских коксохимов до 25%, тогда как в 2007-2008 гг. она составляла 30-35%. Но опускаться еще ниже планка не может, ведь тогда на выходе будет получаться не нормальный кокс, а грубо говоря, жареный уголь. По оценкам исполнительного директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, доля низкосернистых углей в шихте не должна опускаться ниже 30%, иначе расход кокса на тонну производимой стали губительно скажется на ее себестоимости. Таким образом, предлагаемая правительством 5-миллионная квота на импорт полностью не удовлетворит нужды коксохимической отрасли даже в нынешних условиях, когда она работает вполсилы. Принимая во внимание, что в I квартале украинская коксохимия закупила за рубежом 1,58 млн тонн угля для коксования, несложно подсчитать, что даже при сохранении нынешнего уровня производства ей потребуется на весь год свыше 6 млн тонн этого сырья. А ведь имеются осторожные надежды, что производство будет немножко выбираться из зимней ямы.

В 2008 году наша страна импортировала около 10 млн тонн коксующихся углей, но и объемы выплавки чугуна тогда были гораздо выше, чем ожидается в нынешнем году. На 2009 год Минпромполитики прогнозирует 23% падение производства чугуна. Даже если грубо отталкиваться от этой цифры, то получается, что годовая потребность в импортном коксующемся угле должна составить 7-8 млн тонн.

В среде коксохимиков, правда, теплится надежда, что руководитель группы советников Юлии Тимошенко Виталий Гайдук все же не даст ходу квотной инициативе. Ведь от нее не в последнюю очередь пострадает и крупнейший в стране коксохимический завод в Алчевске, который входит в состав весьма близкой Гайдуку корпорации "Индустриальный союз Донбасса". До сих пор этот КХЗ в значительной мере ориентировался на закупки российских углей. К тому же, находясь в непростой финансовой ситуации, ИСД пытается оптимизировать все возможные затраты и в данном случае совсем не рвется поддерживать инициативу правительства, приобретая дорогое и низкокачественное сырье у "Угля Украины".

Сохранение же квот на импорт коксующихся углей на долгосрочную перспективу стало бы неприятным сюрпризом и для группы "Метинвест", в чьей структуре работает второй по объемам выпуска кокса завод Украины - Авдеевский. Совсем недавно "Метинвест" объявил о завершении сделки по приобретению американской угольной компании United Coal и уже в ближайшие годы намерен добывать на ее месторождениях до 3,5 млн тонн коксующихся углей, что вместе с поставками от "Павлоградугля" и "Краснодонугля" полностью покроет потребности группы в коксовом сырье. Если, конечно, правительство не будет мешать ее импорту и если будет отлажена транспортно-портовая логистика доставки угля из США в Украину.

Но введение квот на ввозные коксующиеся угли несет в себе дополнительные риски не только непосредственно для коксохимической отрасли, но и для ГМК в целом. Во-первых, это может повлечь за собой удорожание продукции по всей цепочке стального передела. Во-вторых, возникает опасность, что, недополучая зарубежное сырье для производства собственного качественного кокса, Украина вернется к практике импорта готового кокса. Разве что Кабмин наложит табу и на него.
Публично с критикой правительственного подхода к данной проблеме уже выступила администрация президента Украины. Первый замглавы президентского секретариата Александр Шлапак усматривает в действиях кабинета Тимошенко очередной пример того, как правительство пытается реагировать на критическую ситуацию в одной отрасли, подтапливая другую.

В ассоциации же "Укркокс" побаиваются, что повышение отпускных цен на государственный уголь дает шанс иностранным конкурентам отечественных коксохимиков. Сейчас товарный кокс поступает в Украину в мизерном количестве, но в прошлом году, например, цифры его импорта иногда достигали 150 тыс. тонн в месяц, а в 2007 году - даже превышали 200-тысячетонный показатель. Так что несмотря даже на 30% сокращение объемов производства учредители "Укркокса" чувствуют себя на внутреннем рынке сегодня комфортнее в том смысле, что никто из зарубежных производителей не дышит им в затылок. Впрочем, как предположил, общаясь с «Минпромом» менеджер одного из коксохимзаводов, не исключено, что квотная инициатива Кабмина возникла из-за того, что кому-то, приближенному к нынешнему правительству хочется с выгодой ввезти в Украину крупную партию кокса из-за рубежа.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!