Подробнее Запомнить город


Коксовый угол

21.05.09
размер текста:

На одном из ближайших заседаний Кабинет Министров намерен принять постановление о введении квот на импорт коксующихся углей. Оно должно послужить очередным свидетельством правительственной заботы о шахтерах вслед за апрельским решением о повышении отпускных цен на украинский уголь для коксохимов. Но со стороны такая политика очень напоминает Тришкин кафтан, знаменитый обладатель которого, чтобы закрыть дыру на спине, срывал заплаты с локтей и наоборот. Ведь деньги, которые благодаря правительственным мерам заработают угольщики, будут вынуты из карманов металлургов и коксохимиков.

Когда в апреле Кабмин постановил увеличить средневзвешенную цену коксующегося угля отечественной добычи в 2,5 раза - с 383 до 849,2 грн./тонн (без учета НДС и расходов на транспортировку), коксохимики лишь недоуменно повели плечами. Зачем устраивать такой заплыв против течения? Спущенная сверху цена оказалась выше, чем у большинства мировых производителей коксующихся углей, которые к тому же наоборот охотно идут сейчас на ценовые уступки своим клиентам.

Например, японская Nippon Steel заключила в апреле контракт о покупке такого сырья у австралийской BHP Billiton по 128-129 долл./тонн, но речь идет о поставках углей самого высокого качества. Корейская Posco подписала договор о приобретении коксующихся углей по 90-95 долл./тонн. Да и российские добывающие компании снизили отпускные цены на свой коксующийся уголь почти до уровня себестоимости. Сейчас его цена на украинской границе составляет порядка 69 долл./тонн, а с учетом доставки к месту потребления вырастет на больше, чем до 80 долл./тонн. А ведь именно из России в прошлом году поступало в Украину более 70% от общего объема импорта этого продукта.

При такой внешней конъюнктуре правительство Тимошенко может заставить частные коксохимзаводы закупать сырье у госкомпании "Уголь Украины" по новой цене лишь одним способом - закрыть границы перед ее зарубежными конкурентами. Пока доступ для импорта свободен, новые отпускные цены стали для отечественных горняков чем-то сродни медвежьей услуге. Если обещанные квоты не будут введены оперативно, то "Уголь Украины" столкнется с гораздо большими проблемами сбыта, чем до повышения цен.

Эта компания сегодня выдает на-гора примерно 70% коксующихся углей от всего объема добычи в Украине. Причем, в первые месяцы 2009 года их реализация на общем унылом фоне выглядела очень даже неплохо. Так, в I квартале нынешнего года поступления отечественного коксующегося угля на предприятия Украины уменьшились всего лишь на 11% по сравнению с показателями благополучного I квартала 2008 года. Для сравнения: закупка импортных коксующихся углей за этот же период сократилась более чем наполовину. А низкая цена была главным фактором, побуждающим коксохимиков отдавать предпочтение украинскому углю.

Тем не менее, в апреле Юлия Тимошенко обвинила металлургов в том, что они предпочитают покупать зарубежный коксующийся уголь по цене свыше 100 долл./тонн и игнорируют аналогичное отечественное сырье, хотя оно гораздо дешевле. С ее слов выходит, что апрельское повышение отпускных цен на данный продукт стало своего рода наказанием украинским метхолдингам за недостаточный патриотизм. Имея на руках статистические выкладки, слышать эти упреки несколько странно. Ладно, спишем на то, что премьер-министр просто недостаточно хорошо разбирается в коксовых нюансах, но вторящий ей министр угольной промышленности Виталий Полтавец по должности обязан знать, что отечественные коксующиеся угли потому так и дешевы, что в чистом виде непригодны для производства хорошего кокса и могут служить приемлемым сырьем для отечественных коксохимов лишь в смеси с импортными ингредиентами.

По данным Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института, за последние 20-30 лет качество донбасского сырья для коксохимической промышленности радикально ухудшилось, в первую очередь, из-за сокращения добычи так называемых спекающихся углей – марок "Ж" и "К". Так, если в 80-х годах прошлого столетия их содержание в шихте достигало 70-75%, то в 2007-2008 годах опустилось ниже 50%. Причина такой неприятной пропорции одна: действующий шахтный фонд страны стареет угрожающими темпами, а его обновление практически прекращено из-за отсутствия источников финансирования. За последние 20 лет введена в эксплуатацию единственная шахта, добывающая коксующийся уголь марки "К", - "Суходольская Восточная" компании "Краснодонуголь". Зато обратный процесс прогрессирует вовсю. Если в 1991 году в стране специализировалась на добыче коксующихся углей 91 шахта, то в настоящее время их количество сократилось до 58 единиц. Поэтому намеки, что кто-то не хочет покупать коксующийся уголь у национального производителя исключительно из вредности, скорее напоминают попытки переложить проблему с больной головы на здоровую. На самом деле импорт сырья - это не прихоть украинских коксохимиков, а технологическая необходимость. В украинском угле слишком высоко содержание серы, да и зольность зашкаливает, что фатально отражается на качестве производимого из него кокса, а позже и чугуна, вот и приходится обогащать его за счет более чистого привозного товара.

Следует отметить, что доля импортных коксующихся углей в I квартале 2009 года уже и так сократилась в общем объеме потребления украинских коксохимов до 25%, тогда как в 2007-2008 гг. она составляла 30-35%. Но опускаться еще ниже планка не может, ведь тогда на выходе будет получаться не нормальный кокс, а грубо говоря, жареный уголь. По оценкам исполнительного директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, доля низкосернистых углей в шихте не должна опускаться ниже 30%, иначе расход кокса на тонну производимой стали губительно скажется на ее себестоимости. Таким образом, предлагаемая правительством 5-миллионная квота на импорт полностью не удовлетворит нужды коксохимической отрасли даже в нынешних условиях, когда она работает вполсилы. Принимая во внимание, что в I квартале украинская коксохимия закупила за рубежом 1,58 млн тонн угля для коксования, несложно подсчитать, что даже при сохранении нынешнего уровня производства ей потребуется на весь год свыше 6 млн тонн этого сырья. А ведь имеются осторожные надежды, что производство будет немножко выбираться из зимней ямы.

В 2008 году наша страна импортировала около 10 млн тонн коксующихся углей, но и объемы выплавки чугуна тогда были гораздо выше, чем ожидается в нынешнем году. На 2009 год Минпромполитики прогнозирует 23% падение производства чугуна. Даже если грубо отталкиваться от этой цифры, то получается, что годовая потребность в импортном коксующемся угле должна составить 7-8 млн тонн.

В среде коксохимиков, правда, теплится надежда, что руководитель группы советников Юлии Тимошенко Виталий Гайдук все же не даст ходу квотной инициативе. Ведь от нее не в последнюю очередь пострадает и крупнейший в стране коксохимический завод в Алчевске, который входит в состав весьма близкой Гайдуку корпорации "Индустриальный союз Донбасса". До сих пор этот КХЗ в значительной мере ориентировался на закупки российских углей. К тому же, находясь в непростой финансовой ситуации, ИСД пытается оптимизировать все возможные затраты и в данном случае совсем не рвется поддерживать инициативу правительства, приобретая дорогое и низкокачественное сырье у "Угля Украины".

Сохранение же квот на импорт коксующихся углей на долгосрочную перспективу стало бы неприятным сюрпризом и для группы "Метинвест", в чьей структуре работает второй по объемам выпуска кокса завод Украины - Авдеевский. Совсем недавно "Метинвест" объявил о завершении сделки по приобретению американской угольной компании United Coal и уже в ближайшие годы намерен добывать на ее месторождениях до 3,5 млн тонн коксующихся углей, что вместе с поставками от "Павлоградугля" и "Краснодонугля" полностью покроет потребности группы в коксовом сырье. Если, конечно, правительство не будет мешать ее импорту и если будет отлажена транспортно-портовая логистика доставки угля из США в Украину.

Но введение квот на ввозные коксующиеся угли несет в себе дополнительные риски не только непосредственно для коксохимической отрасли, но и для ГМК в целом. Во-первых, это может повлечь за собой удорожание продукции по всей цепочке стального передела. Во-вторых, возникает опасность, что, недополучая зарубежное сырье для производства собственного качественного кокса, Украина вернется к практике импорта готового кокса. Разве что Кабмин наложит табу и на него.
Публично с критикой правительственного подхода к данной проблеме уже выступила администрация президента Украины. Первый замглавы президентского секретариата Александр Шлапак усматривает в действиях кабинета Тимошенко очередной пример того, как правительство пытается реагировать на критическую ситуацию в одной отрасли, подтапливая другую.

В ассоциации же "Укркокс" побаиваются, что повышение отпускных цен на государственный уголь дает шанс иностранным конкурентам отечественных коксохимиков. Сейчас товарный кокс поступает в Украину в мизерном количестве, но в прошлом году, например, цифры его импорта иногда достигали 150 тыс. тонн в месяц, а в 2007 году - даже превышали 200-тысячетонный показатель. Так что несмотря даже на 30% сокращение объемов производства учредители "Укркокса" чувствуют себя на внутреннем рынке сегодня комфортнее в том смысле, что никто из зарубежных производителей не дышит им в затылок. Впрочем, как предположил, общаясь с «Минпромом» менеджер одного из коксохимзаводов, не исключено, что квотная инициатива Кабмина возникла из-за того, что кому-то, приближенному к нынешнему правительству хочется с выгодой ввезти в Украину крупную партию кокса из-за рубежа.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!