Подробнее Запомнить город


Отрасль по сходной цене

20.05.09
размер текста:

На одной из последних международных конференций по рынку минеральных удобрений, проходивших в Санкт-Петербурге, царила добродушная атмосфера. Участники с российской стороны проявляли непраздный интерес к украинскому рынку. «Как скоро вы загнетесь?», – не стесняясь, спрашивали менеджеры российских компаний своих коллег из соседней республики. Бурных протестов в ответ не следовало, поскольку уверенности в светлом будущем отечественных производителей удобрений нет. Украинские химзаводы на сегодняшний день – самые подготовленные объекты для поглощения более крупными игроками рынка.

Главные претенденты на них – российские компании. Во-первых, приобретая активы в Украине, они покупают своих непосредственных конкурентов. Во-вторых, они, как ни одна другая иностранная компания, знакомы со спецификой украинского рынка. И, в-третьих, огромную роль играет фактор приватизации Одесского припортового завода, который контролирует последнюю задвижку на пути экспорта как российского, так и украинского аммиака. Удержать свои активы отечественным бизнесменам все сложнее: уже сейчас их продукция неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем, где набирает силу экономический протекционизм.

Тяготы химиков лягут на аграриев

Объемы производства минеральных удобрений в нашей стране сжались как шагреневая кожа. Основные рынки сбыта нашей продукции быстро закрываются. Самый платежеспособный рынок – европейский – практически заключен в броню. Снижение объемов экспорта заставило местных производителей полностью переключиться на внутренний рынок, который теперь почти на сто процентов обеспечен собственной продукцией. Активно вводятся в ЕС и неценовые ограничения на импорт наподобие правил REACH, донельзя усложняющих процедуру ввоза и торговли удобрениями на европейских рынках.

Отдельные партии отечественных удобрений поставляются в регионы с бурно развивающимся сельским хозяйством (например, в Индию), которые испытывают острый дефицит удобрений. Но эти очаги спроса могут скоро угаснуть. Украинская продукция стремительно теряет свою конкурентоспособность. Газ, доля которого в себестоимости азотных удобрений превышает 70% – самое больное место химиков. Так, цена газа во втором квартале этого года составляет около 271 долл., тогда как, например, в соседней Румынии – это 193 долл. Спотовые цены на газ в Европе сейчас еще ниже. Конечная цена топлива для украинских промпотребителей, в том числе химиков, уже выше рыночных цен на их продукцию. Так, химики платят за газ примерно 330 долл./тыс. куб. м. Тогда как стоимость тонны карбамида, отправляемого на экспорт, не превышает 260 долл., аммиака – и того меньше. Понятно, что продавать свою продукцию за рубеж при таких параметрах просто невозможно.

Интересно, что в это же время цены на внутреннем рынке намного выше – в конце апреля тот же карбамид стоил около 340 долл. Отсюда следует печальный вывод: единственный способ выжить для химиков – это поставки на внутренний рынок. Печальный, потому что правительство, скорее всего, вынуждено будет блокировать импорт, предоставив возможность производителям поставлять удобрения на внутренний рынок по завышенным ценам. Ведь уже сейчас импортная продукция (например, российская селитра) стоит почти в два раза ниже аналогичной украинской. «В ближайшее время не исключено введение спецпошлин на импорт химической продукции в Украину, – прогнозирует начальник департамента АПК и химической промышленности компании «Госвнешинформ» Дмитрий Гордейчук. Это крайне непопулярная мера, но альтернатива ей – гибель отрасли».
Так что в ближайшее время и, особенно во время осенней уборочной кампании, украинским аграриям придется решать не только собственные проблемы, но и невольно спасать украинские химзаводы от банкротства.

Сначала давалец, затем – собственник

Проблемы украинских заводов тесно связаны с финансовыми затруднениями газовой монополии НАК «Нафтогаз Украины». До поры непонятно, соответствует ли резкое снижение объемов закупок газа у российского «Газпрома» реальному падению спроса на топливо на внутреннем рынке. Закупает ли НАК столько, сколько нужно, или столько, сколько может оплатить? Второе вероятней. Так, за недавними отключениями заводов, принадлежащих предпринимателю Дмитрию Фирташу – крымского «Титана» и «Ровноазота» – скорее всего, стоят не только политические причины, но и экономический расчет. Кому как не Фирташу отключать газ ввиду его дефицита лояльным премьер-министру менеджерам «Нафтогаза»? Именно эти предприятия могут стать первыми кандидатами на продажу.

Отчасти выживать химзаводам помогает и то, что они не полностью рассчитываются за потребленное топливо. Предприятия накапливают долги перед НАКом, который ничего не может с этим поделать. При этом химическое лобби в Верховной Раде (своих представителей там имеет «Стирол», северодонецкций «Азот», «Днепроазот» и др.) пытается застраховать себя от возможных отключений путем проведения через парламент нормы о невозможности сокращения подачи газа ниже уровня экологической безопасности. Понятно, что копить долги до бесконечности химикам не дадут. Да и такой кредитор как «Нафтогаз» владельцам предприятий ни к чему, ведь продать бизнес украинской газовой монополии в случае чего нельзя. Зато покупателем может выступить другая монополия – «Газпром». По сути, правительство уже разработало механизм получения контроля над украинскими химпредприятиями структурами «Газпрома».

Химическая дочка концерна – компания «Сибур» может выступить поставщиком газа на украинские химзаводы по давальческой схеме. Закупка газа по принципу толлинга у нерезидентов уже одобрена Минтопэнерго. Такая схема позволит предприятиям выжить в условиях кризиса, но приведет к смене владельцев предприятий. Фактически речь идет о возврате к практике 1990-х – начала 2000-х годов, когда бывшие давальцы становились акционерами предприятий. Именно это произошло в свое время с северодонецким «Азотом»: компания IBE Trade, поставлявшая на предприятие «итеровский» газ, впоследствии установила над ним контроль.

Постепенная смена владельцев, а не прямая продажа имеет свою логику. В условиях финансового кризиса, а также единственного возможного покупателя в лице «Газпрома», химпредприятия попросту не имеют рыночной цены. Простая продажа не выгодна их нынешним собственникам. Скорее они заинтересованы в максимальной ее отсрочке: заводы все еще генерируют неплохой денежный поток, который представляет немалую ценность. Под этот денежный поток, как минимум, все еще можно пробовать взять кредиты. По сути, если заводы и будут переданы новому собственнику, то с долгами и без оборотных средств.

Как ускорить передел

Больше других шансы выйти из кризиса с минимальными потерями у предприятий, имеющих диверсифицированную продуктовую линейку. Заводы, ориентированные на большой тоннаж (аммиак, карбамид, аммиачную селитру) конъюнктурно прибыльны. Действует простой принцип: если цена товара, скажем в порту «Южный», существенно превышает его себестоимость, которая в свою очередь зависит от цены газа, такое предприятие работает. Если нет – простаивает. Другое дело, если в продуктовом наборе есть продукция с высокой добавленной стоимостью. Таковой может похвастаться «Стирол», который кроме крупнотоннажки выпускает упаковку, лекарства, строительные материалы и т.п. Определенные возможности по диверсификации есть также у северодонецкого и черкасского «Азотов».

Наименее же диверсифицированным предприятием является самое новое из них – Одесский припортовый завод. Кроме аммиака и карбамида предприятие фактически ничего больше не выпускает. Интересно, что выжидательная позиция потенциальных покупателей химических активов в Украине во многом связана с позицией правительства в отношении приватизации ОПЗ. Ведь продав предприятие, на котором замкнут амииакопровод Тольятти-Одесса, Украина даст сигнал собственникам других заводов «продавать». Непосредственно зависят от трубы «Стирол» и северодонецкий «Азот» и, если на ее конце окажется российская компания – будь то «Сибур», «Еврохим» или «Тольяттиазот» – ничего другого как продаваться им не останется.

Можно смело утверждать, что украинское правительство сегодня прямо заинтересовано в продаже химпредприятий «Газпрому». Неработающие заводы не приносят прибыли, а значит, не платят налогов и не заводят в страну валюту. Им нужен собственник, который не только обеспечит их газом по приемлемым ценам, но и вложит в их развитие деньги, прежде всего – в снижение удельных затрат газа и расширение спектра удобрений (наладить выпуск гранулированного карбамида, NPK и т.п.). У нынешних владельцев предприятий таких денег нет: заработанные в «золотые» 2006-2008 гг. средства они не то что не приумножили, но даже и не сохранили. Большая их часть, вероятно, сейчас зависла в многочисленных американских и других инвестфондах, и вытащить их оттуда в ближайшие два-три года едва ли удастся.

Так что уже в ближайшие месяцы правительству предстоит принять непростое решение. Либо удерживать отрасль от падения до конца за счет предоставления различных льгот и преференций, которые могут больно ударить по другим секторам экономики. Либо же отпустить поводья и, последовав ницшеанскому принципу «падающего - толкни», дать старт масштабному переделу собственности в отрасли.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!