Подробнее Запомнить город


Украинские порты: время для инвестиций

18.05.09
размер текста:

Несмотря на бушующий финансово-экономический кризис, украинские порты демонстрируют впечатляющую финансовую динамику. Сформированный финансовый ресурс, который останется после уплаты налогов и отчислений в бюджет, впору бы направить на инвестиции в портовую инфраструктуру, которая как показал прошлый год, уже не способна удовлетворить запросы национальной экономики. Нынешний спад промышленности немного сгладил эти проблемы, однако по мере восстановления экономики, узкие места портового хозяйства снова превратятся в один из факторов ее торможения.

I квартал текущего года, несмотря на спад грузооборота на всех видах транспорта, оказался достаточно успешным в финансовом плане для украинских морских торговых портов (МТП). Доходы предприятий, входящих в сферу ответственности Министерства транспорта и связи за три месяца выросли на 66% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,26 млрд грн., а чистая прибыль увеличилась почти в 4 раза – до 522,4 млн грн. При этом в бюджет в январе-марте было перечислено 376,3 млн грн., что на 189% больше в сравнении с I кварталом 2008 года, на который пришелся пик загрузки перегрузочных мощностей в прошлом году.

Достигнуть таких результатов украинским МТП удалось вопреки спаду объемов обработанных грузов. По итогам I квартала они переработали 25,8 млн тонн, что на 17,1% меньше, чем годом ранее. На фоне 30% спада объемов промышленного производства и такой результат выглядит достаточно неплохим. От более глубокого спада в физическом измерении порты удержало наращивание перевалки сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерновых, и относительно стабильные транзитные перевозки.

Улучшение финансовых показателей обусловлено несколькими основными факторами:

• повышением более чем в 1,5 раза аккордных ставок;

• девальвацией гривны;

• повышением эффективности работы.

Повышение тарифов Минтранссвязи утвердило еще летом прошлого года после того, как сорвалась попытка увеличить доходы портов с помощью введения в качестве расчетной валюты евро вместо доллара. Поскольку большинство операций осуществляется в американской валюте, чиновники вынуждены были отказаться от этого нововведения и осуществить прямое повышение ставок - портовые тарифы для судов были увеличены на 55-60%, и на 44% для грузовых работ.

Поступления от переработки грузов и портовых сборов за заходы судов являются двумя основными источниками доходов портов, поэтому стремительный рост тарифов способствовал адекватному увеличению доходов МТП с коррекцией на уменьшение объема грузов. Дополнительную поддержку портам оказала 60% девальвация гривны по отношению к доллару. Поскольку тарифы номинированы в американской валюте, рост ее курса оказал такое же благоприятное влияние, как и для украинских экспортеров. Кроме того, спад ажиотажа на услуги водного транспорта позволил в этом году повысить эффективность и производительность их работы.

Улучшение финансовой ситуации в портах в I квартале, скорее всего, будет пиковым в этом году. По состоянию на конец весны с высокой долей уверенности уже можно констатировать, что улучшение внешней конъюнктуры на рынках металлопродукции в этом году ждать не стоит. Соответственно в сравнении с 2008 годом в нынешнем году сократятся не только экспортные поставки металла и железорудного сырья, но и импорт коксующих углей, ЖРС, марганцевой руды. Достаточно нестабильны в этом году и рынки химической продукции и строительных материалов.

В данном контексте, дальнейшие результаты деятельности украинских портов будут зависеть от способности удержать транзитные грузы, что требует внедрения более гибких тарифов и снижение бюрократической нагрузки, которая традиционно является одной из ключевых проблем не только портового хозяйства, но и всей экономики.

Несмотря на то, что денежный поток в украинские порты, скорее всего, в дальнейшем будет спадать, в этом году они смогут аккумулировать до 2 млрд грн. нераспределенной прибыли (без учета платежей в бюджет), что является хорошим ресурсом для активизации работ по модернизации портовой инфраструктуры, и, прежде всего, дноуглубительных работ.

Украинские порты не являются глубоководными, поэтому не могут принимать суда дедвейтом более 100 тыс. С этой проблемой в прошлом году столкнулись отечественные металлурги, которые импортируют ЖРС и коксующийся уголь. Для решения этой проблемы одно время применялась непростая схема: они завозили сначала сырье в румынский порт Констанца, который способен принимать и разгружать суда водоизмещением до 165 тыс. тонн. Затем сырье транспортировали в украинские порты более мелкими судами. Такая схема поставок существенно удорожает себестоимость продукции, но возить с разных концов света миллионы тонн угля и ЖРС балкерами типа «Handymax» или «Handysize» также очень долго и дорого.

Еще одной проблемой, которая сужает пропускную способность украинских МТП, являются узкие железнодорожные каналы, обеспечивающие доставку грузов непосредственно к причалам и складам. В прошлом году очень часто были случаи, когда вагоны, пришедшие в порт, простаивали на подходах. В то же время, во многих МТП вагоны простаивали потому, что мощности порта перегружены. Стоит отметить технические проблемы непосредственно самой портовой инфраструктуры. Износ основных фондов в портовом хозяйстве достиг 80-90%, что снижает оперативность погрузки и выгрузки грузов.

Таким образом, отечественные порты требуют колоссальных инвестиционных вливаний с тем, чтобы после восстановления экономики хотя бы до уровня 2008 года быть способными их обрабатывать. Именно инвестиционное направление должно стать одним из приоритетных в этом году. Финансово-экономический кризис создает для его реализации благоприятные условия, поскольку осуществлять модернизацию в условиях 100%-ной загрузки мощностей тяжело с технической точки зрения.

Главным препятствием, которое сдерживает инвестиционную активность, по-прежнему является отсутствие законодательной базы, регламентирующей отношения между государством и частными инвесторами. Согласно украинскому законодательству, а также решению Конституционного суда, приватизация действующих морских портов запрещена. Еще во второй половине 90-х годов, в разгар двух приватизационных волн, президент Украины Леонид Кучма подписал два закона: "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации" и "О государственной программе приватизации", которые, несмотря на последующие дополнения, остались неизменными в отношении портов, отнесенных к группе предприятий, "имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства" и на этом основании не подлежащих приватизации.

Фактически, у частных инвесторов, «остается право» построить и эксплуатировать собственный МТП. Многие крупные ФПГ уже приступили к подобным планам. Более мелкие компании, пошли по другому пути, и, пользуясь лояльностью руководства портов, подписали с ними договоры о совместной деятельности. В результате в их собственности оказались не только земли, причалы, склады и оборудование, но в отдельных случаях и акватория. Стоит отметить, что далеко не все случаи такого партнерства оказались убыточными для государства, хотя злоупотребления часто имели место.

Министерство транспорта и связи решило уйти от индивидуального рассмотрения подобных партнерств, и залпом ликвидировать все совместные предприятия. Такую задачу в конце апреля поставил министр И.Винский. С одной стороны, этот шаг в определенной мере оправдан, поскольку в случае анализа каждого отдельного договора чиновники погрязнут в коррупции, с другой - пересмотр отношений с частными инвесторами стоило бы проводить более спокойно, «переводя» наиболее эффективные компании на другие формы отношений с портом – концессию либо аренду. Несмотря на существенное увеличение денежных ресурсов, государственные предприятия, вряд ли смогут сами добиться серьезных успехов в модернизации своего хозяйства.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!