Подробнее Запомнить город


Украинские порты: время для инвестиций

18.05.09
размер текста:

Несмотря на бушующий финансово-экономический кризис, украинские порты демонстрируют впечатляющую финансовую динамику. Сформированный финансовый ресурс, который останется после уплаты налогов и отчислений в бюджет, впору бы направить на инвестиции в портовую инфраструктуру, которая как показал прошлый год, уже не способна удовлетворить запросы национальной экономики. Нынешний спад промышленности немного сгладил эти проблемы, однако по мере восстановления экономики, узкие места портового хозяйства снова превратятся в один из факторов ее торможения.

I квартал текущего года, несмотря на спад грузооборота на всех видах транспорта, оказался достаточно успешным в финансовом плане для украинских морских торговых портов (МТП). Доходы предприятий, входящих в сферу ответственности Министерства транспорта и связи за три месяца выросли на 66% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,26 млрд грн., а чистая прибыль увеличилась почти в 4 раза – до 522,4 млн грн. При этом в бюджет в январе-марте было перечислено 376,3 млн грн., что на 189% больше в сравнении с I кварталом 2008 года, на который пришелся пик загрузки перегрузочных мощностей в прошлом году.

Достигнуть таких результатов украинским МТП удалось вопреки спаду объемов обработанных грузов. По итогам I квартала они переработали 25,8 млн тонн, что на 17,1% меньше, чем годом ранее. На фоне 30% спада объемов промышленного производства и такой результат выглядит достаточно неплохим. От более глубокого спада в физическом измерении порты удержало наращивание перевалки сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерновых, и относительно стабильные транзитные перевозки.

Улучшение финансовых показателей обусловлено несколькими основными факторами:

• повышением более чем в 1,5 раза аккордных ставок;

• девальвацией гривны;

• повышением эффективности работы.

Повышение тарифов Минтранссвязи утвердило еще летом прошлого года после того, как сорвалась попытка увеличить доходы портов с помощью введения в качестве расчетной валюты евро вместо доллара. Поскольку большинство операций осуществляется в американской валюте, чиновники вынуждены были отказаться от этого нововведения и осуществить прямое повышение ставок - портовые тарифы для судов были увеличены на 55-60%, и на 44% для грузовых работ.

Поступления от переработки грузов и портовых сборов за заходы судов являются двумя основными источниками доходов портов, поэтому стремительный рост тарифов способствовал адекватному увеличению доходов МТП с коррекцией на уменьшение объема грузов. Дополнительную поддержку портам оказала 60% девальвация гривны по отношению к доллару. Поскольку тарифы номинированы в американской валюте, рост ее курса оказал такое же благоприятное влияние, как и для украинских экспортеров. Кроме того, спад ажиотажа на услуги водного транспорта позволил в этом году повысить эффективность и производительность их работы.

Улучшение финансовой ситуации в портах в I квартале, скорее всего, будет пиковым в этом году. По состоянию на конец весны с высокой долей уверенности уже можно констатировать, что улучшение внешней конъюнктуры на рынках металлопродукции в этом году ждать не стоит. Соответственно в сравнении с 2008 годом в нынешнем году сократятся не только экспортные поставки металла и железорудного сырья, но и импорт коксующих углей, ЖРС, марганцевой руды. Достаточно нестабильны в этом году и рынки химической продукции и строительных материалов.

В данном контексте, дальнейшие результаты деятельности украинских портов будут зависеть от способности удержать транзитные грузы, что требует внедрения более гибких тарифов и снижение бюрократической нагрузки, которая традиционно является одной из ключевых проблем не только портового хозяйства, но и всей экономики.

Несмотря на то, что денежный поток в украинские порты, скорее всего, в дальнейшем будет спадать, в этом году они смогут аккумулировать до 2 млрд грн. нераспределенной прибыли (без учета платежей в бюджет), что является хорошим ресурсом для активизации работ по модернизации портовой инфраструктуры, и, прежде всего, дноуглубительных работ.

Украинские порты не являются глубоководными, поэтому не могут принимать суда дедвейтом более 100 тыс. С этой проблемой в прошлом году столкнулись отечественные металлурги, которые импортируют ЖРС и коксующийся уголь. Для решения этой проблемы одно время применялась непростая схема: они завозили сначала сырье в румынский порт Констанца, который способен принимать и разгружать суда водоизмещением до 165 тыс. тонн. Затем сырье транспортировали в украинские порты более мелкими судами. Такая схема поставок существенно удорожает себестоимость продукции, но возить с разных концов света миллионы тонн угля и ЖРС балкерами типа «Handymax» или «Handysize» также очень долго и дорого.

Еще одной проблемой, которая сужает пропускную способность украинских МТП, являются узкие железнодорожные каналы, обеспечивающие доставку грузов непосредственно к причалам и складам. В прошлом году очень часто были случаи, когда вагоны, пришедшие в порт, простаивали на подходах. В то же время, во многих МТП вагоны простаивали потому, что мощности порта перегружены. Стоит отметить технические проблемы непосредственно самой портовой инфраструктуры. Износ основных фондов в портовом хозяйстве достиг 80-90%, что снижает оперативность погрузки и выгрузки грузов.

Таким образом, отечественные порты требуют колоссальных инвестиционных вливаний с тем, чтобы после восстановления экономики хотя бы до уровня 2008 года быть способными их обрабатывать. Именно инвестиционное направление должно стать одним из приоритетных в этом году. Финансово-экономический кризис создает для его реализации благоприятные условия, поскольку осуществлять модернизацию в условиях 100%-ной загрузки мощностей тяжело с технической точки зрения.

Главным препятствием, которое сдерживает инвестиционную активность, по-прежнему является отсутствие законодательной базы, регламентирующей отношения между государством и частными инвесторами. Согласно украинскому законодательству, а также решению Конституционного суда, приватизация действующих морских портов запрещена. Еще во второй половине 90-х годов, в разгар двух приватизационных волн, президент Украины Леонид Кучма подписал два закона: "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации" и "О государственной программе приватизации", которые, несмотря на последующие дополнения, остались неизменными в отношении портов, отнесенных к группе предприятий, "имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства" и на этом основании не подлежащих приватизации.

Фактически, у частных инвесторов, «остается право» построить и эксплуатировать собственный МТП. Многие крупные ФПГ уже приступили к подобным планам. Более мелкие компании, пошли по другому пути, и, пользуясь лояльностью руководства портов, подписали с ними договоры о совместной деятельности. В результате в их собственности оказались не только земли, причалы, склады и оборудование, но в отдельных случаях и акватория. Стоит отметить, что далеко не все случаи такого партнерства оказались убыточными для государства, хотя злоупотребления часто имели место.

Министерство транспорта и связи решило уйти от индивидуального рассмотрения подобных партнерств, и залпом ликвидировать все совместные предприятия. Такую задачу в конце апреля поставил министр И.Винский. С одной стороны, этот шаг в определенной мере оправдан, поскольку в случае анализа каждого отдельного договора чиновники погрязнут в коррупции, с другой - пересмотр отношений с частными инвесторами стоило бы проводить более спокойно, «переводя» наиболее эффективные компании на другие формы отношений с портом – концессию либо аренду. Несмотря на существенное увеличение денежных ресурсов, государственные предприятия, вряд ли смогут сами добиться серьезных успехов в модернизации своего хозяйства.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!