Европейский вектор

Публікації

Вот уже несколько месяцев Украина фактически пользуется режимом свободной торговли со странами Евросоюза, действующим до 1 ноября 2014 года, если к тому времени Верховная Рада не ратифицирует соглашение об ассоциации с ЕС. Как заявляют многочисленные украинские и зарубежные специалисты, сближение с Европой принесло реальные плоды: украинский экспорт в ЕС увеличивается по сравнению с прошлым годом. Однако при более пристальном изучении данных Госкомстата Украины по внешней торговле оказывается, что о каких-либо достижениях говорить преждевременно.

Дети кукурузы

Как сообщает Министерство экономического развития Украины, по итогам первого полугодия украинский экспорт в ЕС увеличился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Премьер-министр Арсений Яценюк в ходе поездки в Черкасскую область 19 августа даже заявил, что поставки одной только сельхозпродукции в Европу возросли за это время на 1,3 млрд долл. Все это, конечно, очень здорово, но… не совсем сходится с данными Госкомстата.

Согласно информации главного национального статистического органа, в январе-июне 2014 года в 28 стран ЕС было отправлено украинских товаров на общую сумму в 9,48 млрд долл., что на 13,3% или 1,11 млрд долл. больше, чем за тот же период годичной давности. При этом немногим менее 30% поставок или порядка 2,8 млрд долл. пришлось на сельскохозяйственное сырье и пищевые продукты, около 25% – на черные металлы и продукцию из них и 11,5% – на минеральное сырье: железную руду и уголь.

Безусловно, более чем 13% увеличение поставок за полгода – это, на первый взгляд, весьма высокий показатель. Однако посмотрим более внимательно, за счет чего был достигнут этот прирост.

Если верить Госкомстату, самым выигрышным украинским продуктом в первой половине текущего года являлась кукуруза. За первые шесть месяцев 2014 года в страны ЕС было отправлено более 6,3 млн тонн этой продукции на сумму 1,26 млрд долл., что на 255 млн долл. больше, чем за тот же период годичной давности. Кроме того, можно отметить устойчивый рост поставок в Европу таких важных сельхозтоваров, как подсолнечное масло и подсолнечный жмых, используемый в качестве сырья для изготовления кормов.

Еще более 250 млн долл. прироста обеспечили украинские металлурги. За полгода они продали в Европу на 2,3 млрд долл. чугуна, ферросплавов, стальных полуфабрикатов, готового проката и труб. Наибольший прирост в объемах поступлений был достигнут за счет экспорта горячекатаных рулонов – свыше 100 млн долл. по сравнению с первой половиной прошлого года. Кроме того, увеличились доходы от поставок полуфабрикатов, товарного чугуна и катанки.

Важным экспортным товаром для Украины стала в текущем году железная руда. В течение первого полугодия в страны ЕС было отправлено около 9,4 млн тонн этого сырья по сравнению с 9,0 млн тонн за тот же период прошлого года. Денежные поступления увеличились более чем на 50 млн долл. Кроме того, почти на 25% или на 34 млн долл. возросли поставки угля из Украины в европейские страны. Более чем на 30 млн долл. прибавил экспорт лесоматериалов, как правило, необработанных либо прошедших первичную обработку.

В то же время в отношении промышленной продукции достижения украинских экспортеров оказались более скромными. Заметный прирост (на 100 млн долл.) по сравнению с первой половиной 2013 года был достигнут по одной-единственной товарной позиции: жгуты кабелей для автомобилей. Как известно, крупным поставщиком этой продукции для автозаводов в Германии и Центральной Европе Украина является с 2003-2004 годов, когда несколько германских фирм разместили соответствующие производства в западноукраинских городках и селах.

Объем продаж сделанных в Украине жгутов кабелей в Европу составил в январе-июне 2014 года почти на 565 млн долл. – больше, чем всей прочей вместе взятой продукции, которую можно условно причислить к машиностроительной. Между тем поставки комплектующих для мобильных телефонов – второй по значимости позиции украинского машиностроительного экспорта в ЕС – сократились на 29% по сравнению с прошлым годом и составили всего 53 млн долл.

Естественно, значительно уменьшились в этом году поставки продукции украинской химической промышленности, прежде всего аммиака и удобрений. Спад затронул здесь все рынки, включая европейский. Зато в Европу поступило 74 тыс. тонн украинских нефтепродуктов на общую сумму в 64 млн долл. Здесь прирост составил более 40%, правда, чистота этих сделок и аутентичность украинской продукции в данном случае вызывают определенные сомнения.

В целом получается, что досрочное предоставление Украине таможенных льгот, обусловленных соглашением по ассоциации, не оказало практически никакого влияния на объемы экспорта в Европу. Черные металлы, за исключением ферросплавов, железная руда и уголь, жгуты кабелей и комплектующие и ранее поставлялись в европейские страны беспошлинно. В то же время поставки пищевой продукции, автомобилей и спецтехники, некоторых видов бытовой техники, производители которых, казалось, должны были больше всего выиграть от снижения пошлин, увеличились крайне незначительно или вообще сократились.

Что день грядущий нам готовит?

Постфактум специалисты объясняют это прежде всего тем, что европейский рынок является очень конкурентным. Все основные ниши на нем давно заполнены, и чтобы вклиниться туда со своим товаром, нужно вложить значительные средства в его продвижение, естественно, при обеспечении должного уровня качества. Очень серьезной проблемой для украинских промышленников стала необходимость внедрения европейских стандартов, что также требует значительных финансовых и временных затрат. Наконец, большая часть украинской промышленной продукции, поставляемой в основном на рынки СНГ и Азии, оказалась просто невостребованной в Европе. Это относится, в частности, к железнодорожным вагонам и локомотивам, автомобилям, самолетам, насосам, электротехнической продукции.

Собственно, все то, о чем еще в прошлом году предупреждали некоторые специалисты, призывавшие не спешить с евроинтеграцией, полностью подтвердилось. За единственным исключением, достигнутый в первой половине 2014 года рост украинского экспорта в Европу был обеспечен за счет поставок черных металлов, сельскохозяйственного и минерального сырья.

Впрочем, зона свободной торговли с ЕС действует пока что всего несколько месяцев. И, может, в дальнейшем мы еще увидим рост поставок? Увы, к сожалению, дела обстоят в точности до наоборот.

Прежде всего, под большим вопросом оказался экспорт в ЕС главного украинского товара – кукурузы. Дело в том, что торговля ею с Европой на самом деле не является свободной. В соглашении об ассоциации установлена беспошлинная квота в размере всего-навсего 400 тыс. тонн. До недавнего времени это не имело значения, так как в Евросоюзе импортная пошлина на кукурузу зависит от ее цены на Чикагской бирже и начинает действовать только в случае понижения котировок до отметки менее 4 долл./бушель или 156,9 долл./тонн. Однако 2014 год выдался урожайным, и в начале июля цены упали ниже этого уровня, в результате чего в ЕС была введена пошлина на кукурузу в размере 94 евро/тонн. Уже к 25 июля квота в 400 тыс. тонн кукурузы для Украины была полностью заполнена, и поставки этой продукции в ЕС прекратились по меньшей мере до начала ноября либо до повышения котировок на Чикагской бирже.

Весьма неопределенными выглядят сейчас перспективы украинских металлургов. Война на Донбассе, артиллерийские и ракетные обстрелы городов и поселков привели к разрушению транспортной и энергетической инфраструктуры и остановке четырех металлургических предприятий (Енакиевского, Макеевского и Донецкого метзаводов, Алчевского меткомбината). "Азовсталь" и Мариупольский меткомбинат им. Ильича резко уменьшили загрузку мощностей, а перспективы их функционирования в ближайшем будущем выглядят достаточно неопределенными. В результате полностью прекращены поставки слябов из Алчевска на дочерние предприятия группы "Индустриальный союз Донбасса" в Восточной Европе, под вопросом оказались поставки полуфабрикатов и плоского проката из Мариуполя в Италию и страны Восточной Европы.

Между тем на восстановление железнодорожных путей, мостов, угольных шахт, линий электропередач и подстанций может потребоваться несколько месяцев. Поэтому очевидно, что экспорт украинской стальной продукции в Евросоюз уже с августа значительно сократится, а рост поставок по итогам первых шести месяцев текущего года может в дальнейшем превратиться в спад.

И уж тем более сомнительным выглядит продолжение экспорта украинского угля в Европу. За первую половину текущего года его объем составил 2,25 млн тонн на общую сумму свыше 170 млн долл. при практическом отсутствии поставок в обратном направлении. Однако теперь самой Украине не хватает энергетического угля, а в правительстве заявляют о необходимости его импорта из США и Австралии.

Поэтому получается, что из основных статей украинского экспорта в Европу не вызывают беспокойства только железная руда да пресловутые жгуты кабелей. Более того, в связи с сокращением объемов выплавки стали в Украине поставщики сырья, очевидно, будут еще более активно продвигать свою продукцию на внешние рынки, включая, естественно, европейский. Тем более что как минимум на венгерском меткомбинате ISD Dunaferr прекращение поставок украинских слябов планируется компенсировать расширением собственной выплавки стали – очевидно, из украинской руды.

Что касается промышленной продукции, то здесь наиболее существенным препятствием для выхода на европейский рынок является, как ни странно на первый взгляд, разрыв экономических связей с Россией. Дело в том, что в четырех крупнейших товарных группах, на долю которых в прошлом году приходилось более 80% украинского машиностроительного экспорта – железнодорожные вагоны и локомотивы, реактивные двигатели и турбины, электротехническая продукция, насосы – объем поставок в Россию был в 15 раз больше, чем в страны ЕС. И компенсировать потерю, даже частичную, российского рынка в обозримом будущем не представляется возможным.

Теряя доходы и прибыли, украинские компании лишаются финансовых средств, которые могли бы быть направлены на модернизацию и освоение выпуска продукции, востребованной в странах Евросоюза. А тяжелый кризис в национальной банковской системе, практически переставшей финансировать реальный сектор, и резкое сокращение объемов иностранных инвестиций и внутренних капиталовложений практически лишают украинских промышленников шансов на продвижение в Европу.

Вообще, как неоднократно предупреждали европейские и украинские эксперты, заключение соглашения об ассоциации с ЕС – это не более чем потенциальная возможность для расширения присутствия украинских компаний на европейском рынке. А то, что ею сумели воспользоваться лишь сырьевики и металлурги благодаря удачной рыночной конъюнктуре и не смогли химики и машиностроители, это уже реальная жизнь.

Вот и получилось, что украинцы стремились в Европу, а экономика и внешнеторговый баланс страны все больше приобретают черты, характерные для Африки.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

19 Грудня 2023

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

Україна в листопаді скоротила імпорт плоского прокату на 21,5%

Україна та Румунія владнали екологічну суперечку щодо каналу Дунай-Чорне море

Енергетики вивели три блоки ТЕС у ремонт

ВСІ НОВИНИ ⇢