Подробнее Запомнить город


Минуглепром: в отрыве от реальности

13.05.09
размер текста:

Ведомство, управляющее госпредприятиями в угольной отрасли, отметилось удивительным заявлением. По словам заместителя министра Анатолия Корзуна, Минуглепром готов принять обратно в госсобственность частные шахты, владельцы которых, по его мнению, не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. «Мы готовы рассмотреть вопрос возвращения в госсобственность частных угольных предприятий, если что у кого не выходит. Такая ситуация может быть по аналогии с банками, которые государство приняло решение выкупить. Мы готовы их взять на определенных условиях, достигнутых путем переговоров», - сказал он.

Сенсационный оттенок этому высказыванию придали предыдущие планы Минуглепрома о приватизации в 2009 г. ряда своих предприятий. Их перечень по предложению ведомства был утвержден Кабмином 8 декабря 2008 г. Среди них «Добропольеуголь» (добыча угля в прошлом году – 4,095 млн тонн), «Макеевуголь» (3,323 млн тонн), «Луганскуголь» (2,7 млн тонн), «Львовуголь» (2,85 млн тонн), «Донецкая угольная энергетическая компания» (2,65 млн тонн), «Антрацит» (1,9 млн тонн), «Краснолиманская» (1,72 млн тонн), «Селидовуголь» (1,64 млн тонн), «Шахтоуправление «Донбасс» (1,56 млн тонн), «Красноармейскуголь» (1,22 млн тонн) и «Донбассантрацит» (1,2 млн тонн). Причем вышеприведенный перечень никак не увязывается с задекларированными ранее намерениями избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 тонн в сутки. Иными словами, налицо двойная непредсказуемость в поведении угольного ведомства.

Сегодня его руководители с гордостью рапортуют, что, несмотря на кризис, не допустят снижения объема угледобычи. Однако при этом скромно умалчивают, что это стало возможно только благодаря энергетикам, которых в приказном порядке обязали скупать у госшахт весь добываемый уголь, независимо от насущной потребности. И что ежемесячно Кабмин взялся выделять 350 млн грн. из своего стабилизационного фонда для выплаты зарплаты шахтерам на госпредприятиях. В таких условиях можно позволить себе с пренебрежением говорить о частных угольных компаниях, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.

Хотя на самом деле ситуация в госсекторе угольной промышленности критическая и лишь многомиллиардные дотации, ежегодно выделяемые из бюджета, позволяют покрывать результаты своего хозяйствования. Так, в 2008 г. по итогам I полугодия кредиторская задолженность предприятий Минуглепрома достигла 8,237 млрд грн. Из них 516,063 составили неуплаченные налоги в бюджет, 1,197 млрд грн. - неуплаченные платежи по различным видам обязательного социального страхования. Какому частному холдингу разрешили бы работать, при наличии такой задолженности перед государством? Все угледобывающие госпредприятия по итогам докризисного I кв. 2008 г. были убыточными. Сумма убытков, по данным Минуглепрома, составила 1,1 млрд грн. По итогам года лишь 5 госшахт показали позитивную рентабельность. Любой частный акционер при таких показателях разорился бы за очень короткий промежуток времени.

Отдельного разговора заслуживает освоение угольными госпредприятиями капвложений, выделяемых из все того же бюджета, а не из их прибыли. В частности, по результатам проверки ГлавКРУ в 2007 г. по Минуглепрому возбуждено 12 уголовных дел - при этом 3 руководителя были осуждены за хищения в общей сумме 200 млн грн. Дела минувших дней? Но вот уже в 2008 г. ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, допущенные угольными госпредприятиями, на 790 млн грн., утрату доходов, недополученных при реализации продукции – на 484 млн грн. Среди наиболее распространенных нарушений значатся реализация угля по ценам ниже себестоимости, отчуждение активов по заниженным ценам и закупка оборудования без тендеров по ценам, значительно превышающим отпускную стоимость заводов-производителей.

Например, ГП «Свердловантрацит» сдавало в аренду базу отдыха за 125 грн. в месяц. А ГП «Добассантрацит» перечислило поставщику 3,6 млн грн. за очистной комбайн, который, как выявила ревизия, на самом деле не был получен предприятием. Да и вообще найти того поставщика, который выиграл тендер, не смогла подключившаяся к расследованию прокуратура. Как уже отмечалось, ни один частный владелец угольной шахты не смог бы позволить себе подобную финансовую «благотворительность».

Неудивительно, что производственные показатели на государственных и частных угольных предприятиях не выдерживают сравнения по эффективности. Нагрузка на очистной забой в шахтах Минуглепрома составляет в среднем 482 тонн в сутки. В целом по отрасли - 599 тонн в сутки. Нагрузка на комплексно-механизированный забой - 783 тонн в сутки, в целом по отрасли - 870 тонн в сутки. В течение последних пяти лет коэффициент смертельного травматизма на 1 тонн добытого угля в Минуглепроме составлял в среднем 2,3, тогда как на частных шахтах (если отбросить Шахту им.Засядько) этот показатель находился в пределах 0,56-0,95.

Очевидно, что в такой ситуации заявлять о готовности «помочь» приватным угольным компаниям, вернув их в госсобственность – по меньшей мере, безответственно и некорректно. Тем более что, как признался сам А.Корзун, от самих частных акционеров Минуглепрому не поступало предложений о национализации. Между тем дальнейшее блокирование разгосударствливания угольных активов вынуждает заинтересованные компании покупать шахты за границей. Тем самым правительство поощряет инвестиции в зарубежную экономику. Что с его стороны, как минимум, недальновидно.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!