Подробнее Запомнить город


Минуглепром: в отрыве от реальности

13.05.09
размер текста:

Ведомство, управляющее госпредприятиями в угольной отрасли, отметилось удивительным заявлением. По словам заместителя министра Анатолия Корзуна, Минуглепром готов принять обратно в госсобственность частные шахты, владельцы которых, по его мнению, не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. «Мы готовы рассмотреть вопрос возвращения в госсобственность частных угольных предприятий, если что у кого не выходит. Такая ситуация может быть по аналогии с банками, которые государство приняло решение выкупить. Мы готовы их взять на определенных условиях, достигнутых путем переговоров», - сказал он.

Сенсационный оттенок этому высказыванию придали предыдущие планы Минуглепрома о приватизации в 2009 г. ряда своих предприятий. Их перечень по предложению ведомства был утвержден Кабмином 8 декабря 2008 г. Среди них «Добропольеуголь» (добыча угля в прошлом году – 4,095 млн тонн), «Макеевуголь» (3,323 млн тонн), «Луганскуголь» (2,7 млн тонн), «Львовуголь» (2,85 млн тонн), «Донецкая угольная энергетическая компания» (2,65 млн тонн), «Антрацит» (1,9 млн тонн), «Краснолиманская» (1,72 млн тонн), «Селидовуголь» (1,64 млн тонн), «Шахтоуправление «Донбасс» (1,56 млн тонн), «Красноармейскуголь» (1,22 млн тонн) и «Донбассантрацит» (1,2 млн тонн). Причем вышеприведенный перечень никак не увязывается с задекларированными ранее намерениями избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 тонн в сутки. Иными словами, налицо двойная непредсказуемость в поведении угольного ведомства.

Сегодня его руководители с гордостью рапортуют, что, несмотря на кризис, не допустят снижения объема угледобычи. Однако при этом скромно умалчивают, что это стало возможно только благодаря энергетикам, которых в приказном порядке обязали скупать у госшахт весь добываемый уголь, независимо от насущной потребности. И что ежемесячно Кабмин взялся выделять 350 млн грн. из своего стабилизационного фонда для выплаты зарплаты шахтерам на госпредприятиях. В таких условиях можно позволить себе с пренебрежением говорить о частных угольных компаниях, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.

Хотя на самом деле ситуация в госсекторе угольной промышленности критическая и лишь многомиллиардные дотации, ежегодно выделяемые из бюджета, позволяют покрывать результаты своего хозяйствования. Так, в 2008 г. по итогам I полугодия кредиторская задолженность предприятий Минуглепрома достигла 8,237 млрд грн. Из них 516,063 составили неуплаченные налоги в бюджет, 1,197 млрд грн. - неуплаченные платежи по различным видам обязательного социального страхования. Какому частному холдингу разрешили бы работать, при наличии такой задолженности перед государством? Все угледобывающие госпредприятия по итогам докризисного I кв. 2008 г. были убыточными. Сумма убытков, по данным Минуглепрома, составила 1,1 млрд грн. По итогам года лишь 5 госшахт показали позитивную рентабельность. Любой частный акционер при таких показателях разорился бы за очень короткий промежуток времени.

Отдельного разговора заслуживает освоение угольными госпредприятиями капвложений, выделяемых из все того же бюджета, а не из их прибыли. В частности, по результатам проверки ГлавКРУ в 2007 г. по Минуглепрому возбуждено 12 уголовных дел - при этом 3 руководителя были осуждены за хищения в общей сумме 200 млн грн. Дела минувших дней? Но вот уже в 2008 г. ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, допущенные угольными госпредприятиями, на 790 млн грн., утрату доходов, недополученных при реализации продукции – на 484 млн грн. Среди наиболее распространенных нарушений значатся реализация угля по ценам ниже себестоимости, отчуждение активов по заниженным ценам и закупка оборудования без тендеров по ценам, значительно превышающим отпускную стоимость заводов-производителей.

Например, ГП «Свердловантрацит» сдавало в аренду базу отдыха за 125 грн. в месяц. А ГП «Добассантрацит» перечислило поставщику 3,6 млн грн. за очистной комбайн, который, как выявила ревизия, на самом деле не был получен предприятием. Да и вообще найти того поставщика, который выиграл тендер, не смогла подключившаяся к расследованию прокуратура. Как уже отмечалось, ни один частный владелец угольной шахты не смог бы позволить себе подобную финансовую «благотворительность».

Неудивительно, что производственные показатели на государственных и частных угольных предприятиях не выдерживают сравнения по эффективности. Нагрузка на очистной забой в шахтах Минуглепрома составляет в среднем 482 тонн в сутки. В целом по отрасли - 599 тонн в сутки. Нагрузка на комплексно-механизированный забой - 783 тонн в сутки, в целом по отрасли - 870 тонн в сутки. В течение последних пяти лет коэффициент смертельного травматизма на 1 тонн добытого угля в Минуглепроме составлял в среднем 2,3, тогда как на частных шахтах (если отбросить Шахту им.Засядько) этот показатель находился в пределах 0,56-0,95.

Очевидно, что в такой ситуации заявлять о готовности «помочь» приватным угольным компаниям, вернув их в госсобственность – по меньшей мере, безответственно и некорректно. Тем более что, как признался сам А.Корзун, от самих частных акционеров Минуглепрому не поступало предложений о национализации. Между тем дальнейшее блокирование разгосударствливания угольных активов вынуждает заинтересованные компании покупать шахты за границей. Тем самым правительство поощряет инвестиции в зарубежную экономику. Что с его стороны, как минимум, недальновидно.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!